«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» (1:1).
За столом сидит старушка и медленно перебирает фотографии внуков. Она любуется ими по нескольку раз на дню: утром после завтрака, днем и обязательно вечером перед сном. Беря в руки очередное фото, она произносит вслух имя внука, долго смотрит на него с нежной улыбкой, целует и аккуратно откладывает в сторону, затем подносит к глазам следующий снимок.
В эту субботу во всех синагогах мира прочтут первый раздел второй книги Пятикнижия. Раздел и книга называются по первому слову их текста — «Шмот», что в переводе с иврита означает «Имена» (христианское название «Исход» отражает главное событие этой книги).
В начале «Шмот» упоминаются двенадцать глав еврейских семейств, спустившихся вместе с праотцем Яаковом в Египет. Интересно, что к тому времени, т.е. через двести с лишним лет после прихода Яакова и его сыновей, никого из них уже не было в живых. Тора перечислила всех ханаанских «эмигрантов» еще в предыдущей книге «Берешит», в разделе «Ваигаш», когда семья отправилась на чужбину, чтобы воссоединиться с Йосефом. Так зачем же повторяться?
Если вам кто-то очень дорог, вы не устаете называть его по имени, вы не спускаете с него глаз, как любящая бабушка, перебирающая фотографии обожаемых внуков.
Сыны Израиля сравниваются с небесными звездами. Знатоки еврейской мистики говорят, что Творец Вселенной считает звезды, называя их по именам, когда они зажигаются и когда гаснут, и точно так же Он считает и выкликает сынов Израиля, когда они приходят в этот мир и когда уходят.
Но если нас сравнивают со звездами, значит, мы должны вести себя, как звезды. Не в смысле звездной болезни, зазнайства и высокомерия, а совсем наоборот. Подобно звездам, излучающим свет в самые дальние уголки Вселенной, евреи призваны распространять дивный свет Высшей правды во все концы нашего мира, пребывающего в духовной спячке, разгонять этим светом мрак лжи и жестокости.
Чемпион по справедливости
«Пришли пастухи и отогнали их [дочерей Итро] — но Моше поднялся и спас их…» (2:17).
В сегодняшнем разделе приведены три эпизода с участием Моше, которые свидетельствуют о его обостренном чувстве справедливости и готовности постоять за нее.
Вначале, еще будучи принцем египетским, Моше «увидел, как египтянин избивает еврея, из братьев его» (2:11). Долго не раздумывая, он «поразил египтянина». Мол, не обижай слабого. «Но, может быть, — спросит скептик, — в будущем предводителе беглых рабов взыграл национализм, и его отваги хватило лишь на то, чтобы защитить своего соплеменника от гоя? Вот если бы поссорились два еврея, он наверняка смолчал бы».
Как будто отвечая скептику, Тора уже в следующем стихе добавляет эпизод, в котором ссорятся два еврея: «Вышел он [Моше] на другой день, и вот — два еврея ссорятся, и сказал он нечестивцу (виновному): “Зачем тебе бить ближнего своего?”» (2:13). Стремление к справедливости не позволило Моше промолчать, когда один еврей поднял руку на другого еврея.
«Ну и что? — снова возразит скептик. — Моше проявлял инициативу, когда дело касалось евреев. Интересно, если бы он стал свидетелем конфликта между неевреями, ему захотелось бы вмешаться?»
Пожалуйста, вот вам третий эпизод, отвечает Тора. После побега из Египта — ему грозила смертная казнь за убийство египетского надсмотрщика — Моше «задержался в стране Мидьян». Там он увидел, как пастухи грубо отогнали от колодца дочерей Итро, правителя Мидьяна, которые привели скот на водопой в отведенное для них время.
Нет, Моше не остался в стороне. Он не мог допустить вопиющего произвола, даже если конфликт возник между гоями и его лично никак не касался. Моше с риском для жизни защитил девушек, «спас их, и напоил их скот». На одной из спасенных пастушек, Ципоре, он затем женился, обратив ее в иудаизм.
Короче, Моше-рабейну так остро чувствовал несправедливость в любом ее проявлении, что, не мешкая бросался на помощь жертве, кто бы это ни был, еврей или нееврей.
Не случайно великого законоучителя Моше-Моисея-Мусу почитают сотни миллионов людей разных национальностей и практически всех религиозных конфессий. Наверное, поэтому Б-г избрал его на роль спасителя еврейского народа. Ведь лидер должен быть, в первую очередь, справедливым, неравнодушным человеком и уметь постоять за честь униженных и оскорбленных.
Вера и Провидение
«И сказал Г-сподь Моше: «Я — сущий, который пребывает вечно» (3:14).
Таков вольный и наиболее часто употребляемый перевод Имени, которое Б-г сообщил пророку у горящего, но не сгорающего куста. В оригинале на иврите оно звучит так: «Эхье ашер эхье», дословно: «Я буду тем, чем буду». Что означают эти, на первый взгляд, простые, но по существу непонятные слова?
РАМБАМ пишет, что вера и Б-жественное Провидение тесно взаимосвязаны. Иначе говоря, Провидение, открывшееся человеку, прямо пропорционально его вере. Мудрецы говорили также, что упование на Б-га, готовность безоглядно довериться Ему вознаграждаются материальным процветанием. И это вполне логично: чем больше мы верим в помощь Творца, тем охотнее Он нам ее оказывает.
Именно с этих позиций надо толковать Имя «Эхье ашер эхье». Б-г хотел, чтобы Моше сообщил евреям краеугольный принцип, определяющий Его сущность и взаимоотношения с людьми: «Я буду для них тем, чем Я буду», т.е. Я откроюсь им в той мере, в какой их сердца наполнятся Мною.
В том же духе основатель хасидизма Бааль Шем Тов объяснял стих из книги Теиллим: «Пусть будет милость Твоя, Г-споди, над нами (так же велика), как упование наше на Тебя» (33:22).
Впрочем, есть и другая трактовка Имени «Эхье ашер эхье». Б-г указал Моше на свою беспредельную сущность и всемогущество: «Я будут тем, чем пожелаю быть, потому что ничто не может помешать Мне делать то, что Я хочу».