РАББИ ШЛОМО И РЫЦАРЬ

Всадник остановился возле деревенского колодца, спешился, зачерпнул ладонью из бадьи немного воды и поднес ко рту. Затем напоил своего коня. Приятная холодная свежесть родника словно добавила сил после столь тяжкого и долгого пути.

Сзади раздалось осторожное покашливание. По дороге шел крестьянин, ведя за собой серого ослика, нагруженного хворостом. Он с опаской посмотрел на незнакомца, но, по-видимому, внешний вид того, несмотря на длинный меч на поясе, не внушал серьезных опасений. На лихих людей, способных отобрать у бедняка последнее, всадник не был похож.

— Добрый день, сударь! — сказал крестьянин. — Должно быть, вы много времени провели в пути, добираясь до наших мест. Я сужу об этом по тому, насколько изможденной выглядит ваша лошадь.

— Да, это правда! — согласился всадник. — На этот переход у меня ушло четыре дня. Неужто вон там, вдали, домики, проступающие за рощей, и есть Труа?

— Точно, с городом вы не ошиблись, — заметил крестьянин. — Позвольте в таком случае полюбопытствовать, к кому вы направляетесь? Судя по вашей одежде и котомке, вас не интересует наш базар…

— Вы наблюдательны, — усмехнулся незнакомец. — Да, вряд ли кому-то удастся увидеть во мне торговца. Я — простой путешественник, а привело меня в Труа любопытство.

— Ничего себе! — поразился собеседник. — Четыре дня пути ради любопытства?! Если я расскажу об этом своей жене Мари, она не за что не поверит!

— Я бы и сам не поверил, — усмехнулся путник. — Но скажи-ка мне лучше, любезный, знаешь ли ты, как добраться до дома рабби Шломо, ученого еврея?

— Кто же в нашей округе его не знает?! — еще более поразился крестьянин. — Как только войдете в город, свернете направо, затем дойдете до первой боковой улицы и прямо до конца. Как раз в последнем доме и живет рабби Шломо. К нему часто приезжают ученики из разных городов Франции… Но вы не собираетесь поступать к нему в обучение?! Вы ведь не…

— Нет, — улыбнулся прохожий. — Не бойся за мою бессмертную душу. Она пребывает там, где ей и положено. Прощай!

— И вам — всего наилучшего! — поклонился крестьянин, явно понимая, что невзрачная одежда скрывает человека совсем иного происхождения и предназначения. Но нам, людям простым и скромным, не следует совать свой нос туда, куда не просят. Иначе можно остаться и без него, а то и голову в придачу потерять…

* * *

Всадник долго стучал в деревянную дверь, пока ему не открыли. На пороге стояла невысокая девчушка лет двенадцати с длинной метлой в руках. Ее черные волосы были перевязаны белой косынкой.

— Доброе утро! — вежливо произнесла она и стыдливо опустила голову, ожидая ответных слов приезжего.

— Здравствуй! — ответил всадник. — Я ищу Шломо бен Ицхака. Мне пришлось проделать долгий путь, чтобы встретиться с ним. Учитель дома?

— Отец вместе с сестрами сейчас на нашем винограднике, ухаживает за лозой, — пояснила девочка. — А меня зовут Мирьям, я его старшая дочь. Вы можете подождать отца здесь, в нашем доме.

— Столь известный ученый сам занимается таким трудом? — поразился гость. — Но мне сказали, что у него много учеников…

— Ученики для того, чтобы учиться, — хихикнула девочка. — Отец всегда говорит: в Торе сказано, что человек должен зарабатывать хлеб свой в поте лица, работа — благословение, а не несчастье!

— Может, он и прав, — ответил всадник. — Пути господни неисповедимы… Ты не могла бы провести меня к нему — я тороплюсь и должен скоро пуститься в обратный путь.

— Хорошо! — кивнула девочка. — Подождите немного: я предупрежу сестру и пойду с вами.

На винограднике вовсю шла работу. Но при появлении Мирьям, сопровождающей всадника, все замерло. Две дочери рабби Шломо и его ученик Йонатан с интересом смотрели на незваного гостя.

Приезжий спешился и почтительно поздоровался с ученым.

— И я рад видеть вас в это утро! — ответил тот, оторвавшись от своего занятия. — Что привело вас ко мне, досточтимый господин?

Всадник мгновение помедлил и произнес:

— Я — странствующий рыцарь. Последние годы, путешествуя по миру, участвуя в турнирах и совершая подвиги во имя своей возлюбленной дамы, я объездил много стран и городов в поисках побед, удачи и благословения Всевышнего. Но печальная весть нашла меня в одном из испанских постоялых дворов — мой отец находился при смерти и желал срочно видеть своего заблудшего сына.

Я, бросив все свои дела, вернулся домой, но опоздал к одру больного… Отец умер, оставив мне в наследство небольшой надел. Жалкое поместье с тремя захудалыми деревнями. Но я никогда не занимался хозяйством и не знаю, как вести дела, а главное — как обращаться с людьми, чтобы с одной стороны они хорошо работали, зарабатывая на жизнь и себе, и мне, своему хозяину, а с другой — не выдвигали непомерных требований и были бы мне преданы, когда вокруг столько соблазнов…

Подумав обо всем этом, я решил отправиться в путь, дабы набраться знаний и выведать у самых известных мудрецов совет: что мне делать и какого правила придерживаться? Я уже получил умные наставления от уважаемых старцев, и многое для себя понял, но обойти без внимания такого ученого, как вы, Шмуэль бен Ицхак, и не выслушать вашего слова просто не мог, хотя вы и человек иной веры. Что вы посоветуете в моем случае, уважаемый?

Рабби Шмуэль бен Ицхак задумался.

— На самый сложный вопрос можно найти самый простой ответ, — сказал он. — И чем сложнее нам представляется задача, тем легче бывает ее решение. Постарайтесь понять оказавшихся в вашем подчинении людей, полюбите их. И тогда они полюбят вас. Ибо сказано «И люби…». Выполняйте эту заповедь из любви. Нельзя сравнить того, кто делает что-то из любви, с тем, кто делает то же из страха, кто служит господину своему из страха; ибо, когда хозяин, которого слуга боится, начинает угнетать его, слуга от него убегает…

Рабби Шмуэль бен Ицхак (РАШИ) — один из выдающихся толкователей священной Книги. Его труды бесценны для еврейского народа. И в наше время, когда какой-нибудь из учеников иешивы начинает задумываться об истинном предназначении того или иного фрагмента из Торы, ему обычно советуют почитать комментарий РАШИ.

Какое-то время рыцарь стоял, размышляя над словами мудреца, а затем, поблагодарив его, сел на своего коня и быстро поехал прочь.

— Должно быть, совсем маленький надел оставил в наследство отец этому господину, — сказала Мирьям, глядя вслед уезжающему всаднику. — Он одет, как простолюдин, сапоги явно поизносились, а лошадь настолько худа, будто ее не кормили несколько дней. Стоило ли ему ездить по уважаемым людям в поисках совета на такой простой вопрос, когда хозяйство требует присутствия и работы?

— Нельзя судить о людях по их одежде, — заметил Йонатан, — может, у рыцаря надел намного больше, чем ты думаешь. Он же сам сказал, что вернулся после долгих и продолжительных странствий, и просто не успел привести свою одежду и внешний вид в надлежащий порядок. А простые вопросы нередко оказываются куда более сложными, чем нам кажется вначале.

— Человек с хорошим наделом выглядел бы намного богаче! — никак не могла согласиться с ним Мирьям.

Рабби Шломо бен Ицхак с улыбкой слушал диалог своих любимцев.

— Дети, дети, — вздохнул он, — сдается мне, что надел нашего гостя достаточно велик, и имя ему — Франция…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора