Во вторник, 3 января, в столице Иордании Аммане пройдет первая за год встреча между посланником израильского премьера Биньямина Нетаниягу Ицхаком Молхо и делегацией Палестинской автономии во главе с Саибом Арикатом. Встреча организована усилиями короля Иордании Абдаллы II.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала предстоящую встречу «позитивной новостью» и выразила надежду, что она поможет продвижению по пути, намеченному в конце прошлого сентября «Квартетом» международных посредников — США, Россией, ООН и ЕС.
Несмотря на радость Клинтон, смысл данной встречи непонятен никому. Ведь Саиб Арикат подчеркнул, что она не означает возобновления переговоров о мирном урегулировании — такие переговоры станут возможны лишь после выполнения Израилем всех палестинских требований. А хотят палестинцы ни много ни мало полного замораживания строительства в поселениях Иудеи и Самарии, а также в Иерусалиме, ну и как обычно — кроме того — декларацию о готовности отступления Израиля к границам 1967 года.
Сайт газеты «Аль-Кудс» сообщил, что, с точки зрения палестинцев, цель встречи в иорданской столице — позволить Израилю изложить его позиции в отношении определения границ и порядка обеспечения безопасности. Они мало интересуют палестинцев до согласия Израиля на все их требования, после которого непонятно зачем вообще израильтянам нужно вести переговоры. Да и с кем? ХАМАС, входящий быстрыми темпами в ООП, Израиль никогда не признает: об этом громогласно заявил на днях контролирующий Газу Исмаил Хания.
«Старшие родственники» ХАМАСа, египетские «Братья-мусульмане» тоже не намерены признавать еврейское государство: как заявил заместитель председателя этой организации Рашам Биюми, «“Братья-мусульмане” никогда не признают Израиль, но и не планируют военных действий против него. Мы будем использовать сугубо демократические меры, чтобы изменить положения мирного договора». Слово «демократия» в устах исламистов имеет самое широкое значение, которое далеко не всегда соответствует словарному, так что чем, кроме регулярных подрывов газопровода, окажутся эти демократические меры, мы еще увидим.
Но если и не обращать внимания на ХАМАС, то даже глава ПА и ФАТХа Абу-Мазен ведет себя, мягко говоря, не очень «умеренно». В частности, он пригрозил, что если Израиль не согласится на его предварительные условия возвращения к переговорам, то после 26 января — истечения срока, назначенного «Квартетом», у него «развяжутся руки». Одной из угроз Абу-Мазена является заявление о провозглашении роспуска Автономии, последствия которого на данный момент довольно непонятные.
С другой стороны стола переговоров Ицхак Молхо также находится в несколько сложной ситуации: если Кнессет легализует еще ряд поселений в Иудее и Самарии, то переговоры закончатся, не начавшись — сам факт постановки этой легализации на голосование в правительстве уже вызывает возмущение палестинской стороны: действительно, не нахально ли иудеям продолжать селиться в Иудее?
Израильские парламентские деятели неоднозначно воспринимают такое развитие ситуации: Арье Эльдад, представитель партии «Ихуд ха-Леуми», считает, что Израиль не должен прибегать сейчас к «унизительному» посредничеству Иордании, т.к. именно в этот момент Иордания соглашается приютить руководство ХАМАСа. Депутат Отниэль Шнелер («Кадима») полагает, что лидер оппозиции Ципи Ливни выскажется в поддержку возобновления переговоров при иорданском посредничестве; сам он видит в союзе с Иорданией шанс на «благотворный переворот» в регионе.
Насколько же реально верят в «благотворность» связей с Иорданией власти Израиля, показывает одна интересная деталь: премьер-министр Нетаниягу собирается санкционировать строительство стены вдоль границы с Иорданией, похожей на ту, которая возводится на границе с Египтом и Газой. Это может означать лишь одно: в Иерусалиме опасаются не только или, вернее, не столько развала Автономии, а возможной «Арабской весны» в Иордании. Чем бы она ни кончилась, хорошая железобетонная стена на границе не помешает, даже если мирный договор с Амманом переживет возможные «демократические реформы».
А на данный момент, пока в Иордании все еще «монархическая зима», можно продолжать там разговоры о мирном процессе с палестинцами, как того требует «Квартет». Что-что, а поговорить всегда можно, особенно если результаты разговоров известны заранее…
Александр КОГАН
Специально для «ЕМ»