Народ диссидентов

Недоумение, преследующее меня последние годы: еврейский интеллектуал, познающий законы природы, общества или истории, вероятнее всего, мне не единомышленник, а совершенно противоположное.
Наиболее динамичная часть думающих людей — студенты — тоже в массе своей из противного мне лагеря. Сотни молодых евреев участвовали этой осенью в антикапиталистическом, антиеврейском и антиизраильском движении с лозунгами вроде «Оккупируй Уолл-стрит, а не Палестину», «Гуманизм против Ротшильдов» (то есть против богатых евреев).
Возьмем знаковые фигуры в американском еврействе: выдающийся лингвист, один из самых цитируемых в мире ученых Ноам Чомский — анархист, винящий в событиях 9/11 США, враг Израиля; на работах социолога Нормана Финкельштейна, родители которого прошли через Майданек и Освенцим, основывают свои «труды» отрицатели Холокоста; взгляды главных публицистов газеты нью-йоркских еврейских интеллигентов NY Times Томаса Фридмана и Роджера Коэна яростно антиизраильские, если не сказать антисемитские. То же можно сказать о сегодняшней Демократической партии, пользующейся почти поголовной поддержкой американских евреев. Давид Фрум в блоге The Week недоумевает, «что более принято среди либерального Вашингтона — использовать язык антисемитизма или протестовать против этого»?
Еще удивительнее те же процессы среди израильских интеллектуалов. Многие дети создателей Израиля, вроде бывшего спикера Кнессета Авраама Бурга, стали постсионистами, что означает антисионистами. То же относится к израильской школе «Новых историков». Дальше других пошел историк Шломо Занд, доказывающий, что мы, евреи, вообще не существуем. Книга его переведена сегодня почти на все мыслимые языки.
Студенческая группа Im Tirtzu опубликовала исследование о факультете политических наук беэр-шевского Университета им. Бен-Гуриона. Im Tirtzu утверждает, что произраильских или хотя бы не враждебных Израилю книг в учебных программах почти нет, из одиннадцати преподавателей девять вовлечены «в радикальную левую деятельность», а шестеро подписали призыв к молодежи не служить в израильской армии.
Добавьте сюда десятки еврейских антиизраильских организаций вроде «Шалом ахшав» или «Бецелем» в Израиле, или J Street в США — и получите явление, требующее объяснения.
Предложу свою версию. Козьма Прутков подметил: «Некоторые люди подобны колбасам — чем их начинят, то они в себе и носят». Это не про нас. Еврейский характер по Зигмунду Фрейду означает «быть в оппозиции». К тому, чем нас начиняют. Сто лет назад это означало оппозицию к религиозной картине мира — отсюда уход в марксизм; к рассеянию в мире — отсюда сионизм.
Марксизм с того времени окончился конфузом, а сионизм создал Израиль, государство евреев. Появилось, против чего быть в оппозиции.
Демократическая партия в США, по определению, в оппозиции к консерватизму — к американской идее, идеологии республиканцев. Предвыборная программа Обамы состояла из одного слова: «перемены». Что может быть милее еврейскому сердцу? 80% евреев подписались на «перемены». Еще лидер II Интернационала Эдуард Бернштейн провозглашал: «Движение — все, цель — ничто».
Впрочем, наиболее динамичные евреи уже на следующем витке диссидентства. Они отвергли традиционный либерализм демократов и перешли в Республиканскую партию. Первым делом они здесь создали, конечно, новую идеологию — неоконсерватизм.
Более непосредственная, чем политическая, оппозиция к самому себе. Она включает отвержение своей семьи и своего народа. Тоже не новое явление в еврействе. Ярко описал его Эдуард Багрицкий в стихе 1930 года:
Еврейские павлины на обивке,
Еврейские скисающие сливки,
Костыль отца и матери чепец —
Все бормотало мне:
– Подлец! Подлец!..
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .   
– Уйти?
Уйду!
Тем лучше!
Наплевать!
Заманчиво было бы привести верность иудаизму как противовес потере себя светскими евреями. Но и здесь все непросто. В мои отказные годы среди людей, с которыми я общался, был редкий религиозный — этнограф А.Х. Как-то в Москве он испортил нам пасхальный седер, требуя строго следовать канону. Когда после семи лет отказа 30 мая 1986 года, в пятницу под вечер, моя семья прибыла наконец в Израиль, нас пригласила на шаббат религиозная семья. В разгар трапезы неожиданно вошел, шокируя зажженной (в шаббат!) сигаретой, А.Х. Вызвав меня наружу, он выплеснул кучу советов и среди них — держаться подальше от религиозных.
Сменилась страна — сменилась оппозиция.
Вся история еврейства — от странствия через Синай по сегодня — это борьба диссидентов. Иногда диссиденты это прощелыги вроде лжемессий Шаббатая Цви и Якова Франка, иногда это хасидизм, вдохнувший в иудаизм новую энергию. Величайшие наши мудрецы Рамбам и Рамхаль кем-то воспринимались диссидентами, и рьяные защитники устоев сжигали их книги. Да и сегодня разные направления ортодоксии дают противоположные ответы на главные вопросы современности. «Протоколы сионских мудрецов» фальшивка еще и потому, что наши мудрецы ни о чем договориться бы не смогли, против любого мнения кто-нибудь бы восстал. Пример тому — дискуссии школ Гилеля и Шамая или Гемары.
Впрочем, все это наше диссидентство имеет и солнечную сторону. Скромный работник патентного бюро из Берна отверг ясную ньютоновскую картину мира и перевернул мир науки. Таким же путем прошли создатели психоанализа, художественных направлений, научных школ. Сегодня, во времена экономического кризиса, инновации израильской экономики делают ее одной из успешнейших в мире. Наше достоинство — недоверие к истинам — это продолжение наших недостатков.
А что же политика? Приняв за последние сто лет в целом либеральную социал-демократическую картину мира, евреи, как положено диссидентам, начинают отказываться и от нее. Виднейшие противники либерализма в США — евреи: лидер республиканцев в Конгрессе Эрик Кантор, влиятельнейший публицист Чарльз Краутхаммер, популярные радиоведущие Денис Прегер, Майкл Медведь. Возникает антилиберальное движение и среди студентов. Комментатор Майкл Барон сообщил, что американцы моложе 30, в 2008 году проголосовавшие 2:1 за Обаму, сегодня проголосовали бы 3:1 против него. В либеральнейшем Беркли еврейский студенческий союз исключил недавно из своих рядов антиизраильскую группу J Street.
Аналогичная ситуация в Израиле. Опрос, проведенный для немецкого Friedrich Ebert Foundation, показал, что молодые израильтяне политически значительно консервативнее своих родителей и профессоров.
Евгений Замятин писал когда-то о перевороте 1917 года: не бывает «последней» революции, после этой придет следующая. То же с политическими исканиями евреев — после «романа» с либерализмом (социал-демократией) приходят иные взгляды.
Ироничная диалектика — чтобы прийти к здравым взглядам, нужно до этого иметь иные.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 10, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

9 комментариев к “Народ диссидентов

  1. Борис . Я тоже часто думаю почему в нас евреях сидит то о чем Вы так хорошо написали , назвав это интеллигентно «диссидентством» . Почему среди евреев так много людей » против » , почему такая страсть «разрушать»,часто себе во вред , рубить сук на котором сидим ,воевать друг с другом ?
    За 40 лет ни одно правительство не могло в Израиле проработать даже 1 каденцию (уникально !) , 80 % голосуют за Обаму, врага Израиля и евреев ( сегодня 67% евреев опять намерены так голосовать ). Полно евреев самих врагов Израиля . Мы вероятно самая разобщенная нация на земле . 72 % евреев США в 2009 г сочеталась браком с неевреем. а еще лет 25 назад только 6% .Религия не объединяет, а разделяет — ортадоксы , реформаторы и др враги, готовы друг друга удушить , хотя их сжигали в одних печах
    Почему ? Я понять не могу. Даже среди народов с близким генотипом ,
    и «еврейским типом» Y -хромосомы ничего подобного нет . Ни история, ни общность судьбы не объединяют — посмотрите на ЕМ.
    Я думаю для нас и Израиля это большая опасность ,чем палестинцы.
    Вы все констатировали правильно , но не сделали даже попытку ,будучи психологом ,обяснить генез и корни явления.
    Может попробуете или выскажите свое мнение?

  2. дети создателей Израиля, вроде бывшего спикера Кнессета Авраама Бурга, стали постсионистами, что означает антисионистами

    это ладно, вот некоторые «благоверныр» и «правильные» евреи во всех поколениях были антисионистами. хотя именно их энергии и сил ему весьма не хватало(впрочем, те кто плюются в малолетних девоцэк, и слава Б-гу что не стали сионистами, они бы только повредили).

    мы именно такие, какими нас собирался творить Б-г. он заповедал «справедливости ищи», вот мы и ищем. и я бы не сказал что это диссидентство сквозь «саморазрушительно»; скорее наоборот. как не сказал бы что Джей-стрит—антиизраильская организация

  3. Вероятно, истинная причина в том, что за тысячелетия не смогли разобраться в Торе. Подумайте: Тора пишет, что общество надо основывать на «милосердии, правосудии, справедливости», а десять заповедей посвящает нравственности, упоминая, что первые две заповеди озвучил на Синае Творец, остальные – восприняли в изложении Моше. Столько загадок мудрецам переварить не удалось. Поэтому выбрали самое простое решение. В Торе 613 заповедей, значит, это сааме главное. К тому же Тора многократно повторяет, что надо все заповеди выполнять. Не встречал ни древних комментариев, ни свежих, что главное в Торе — построение общества. А «милосердие, правосудие, справедливость» без доступа к истине не достичь. Она же – у Бога. А тут еще такая радость: 2000 лет рассеяния выдержали, держась за заповеди. Но строить государство ,не имея доступ к истине, нельзя. Политики за это ухватились: путь к истине через пробы и ошибки. Это снимает ответственность с прохвостов, позволяя политическим партиям лелеять свои ложные убеждения, собирая под свои знамена людей с подобными взглядами. Физика – самая фундаментальная наука материального мира, «душу» не рассматривает. Но путь к истине возможен только тогда, когда разум слышит душу. Сейчас появилась психофизика, способная быть посредником между физикой и религией. И первые результаты обнадеживают. Мышление вовлекает в процесс пространство вне тела человека. Так утверждают независимо россияне и американцы. Принимая представления о голографической Вселенной, можно понять, что чувствительность к информации, содержащейся в Сознании Вселенной, тем выше, чем больший объем пространства вовлекает мышление. Но неадекватное восприятие Вселенной объем этого пространства уменьшает. А это уже можно измерять. Значит, человеку истина доступна. Ведь сбываются пророчества, записанные тысячелетия тому!

  4. Петер, похоже, исходя из сказанного Вами, наш характер передаётся не генетически. Психологическое описание его дано Фрейдом: «Быть в оппозиции». А одну из причин этого я буду обсуждать в колонке на следующей неделе.
    Религия не объединяет ортодоксов и реформистов, потому, что реформизм – это не религия, а клуб. Клуб с уставом, противным иудаизму, как браки геев, либерализм, включая антисионизм. Их следующий выбранный лидер – член антиизраильских «J street» и «The New Israel Fund». И в названные Вами 67% евреев за Обаму входят, наверное, 100% реформистов.

  5. Boris, Вы хорошо осветили поиски причин существования диссидентов-евреев в самих евреях. Второй важный фактор — наше «гойское» ОКРУЖЕНИЕ и постоянный негативный прессинг на нас, на который каждый индивидуально реагирует.
    Отдельные слабые характеры видят «вину в себе», что приводит к феномену, когда жертва развивает в себе позитивное отношение к своему палачу и собственную «вину» в происходящем (Stockholm-Syndrom). Именно поэтому 25-летний Карл Маркс выпустил свою антисемитскую статью «„Zur Judenfrage“ (Еврейский Вопрос)
    Arnold Zweig написал в 1927 году,что «Еврейская ненависть к себе — форма собственного отрицания, искажения собственной сути».Теодор Лессинг подтвердил происхождение этого феномена в паталогии психики.

    Еще один важный аспект:«Лавры Герострата». Ну кто же такие Норман Финкельштейн, Авраам Бург, Студенческая группа «Im Tirtzu» & Со.? Почему до сих пор мир помнит античного александрийского писателя Апиона, которого его современник, Плиниус Младший, назвал „mendax et delator“ — лжецом и зазнайкой? Почему до сих пор не стерты со страниц истории имена конвертитов Пабло Христиани, Николаса Донина, Йоханнес Пфеферкорна? Чем заслужил внимание окружающих русский конвертит Яков Брафман, автор «Книги Кахала» (1869 г.)?
    Почему третьесортные фильмы молодых израильских режисеров получают премии европейских кинофестивалей? Каким образом сын всемирно известного Егуди Менухина, Герхард Менухин, вышел из могучей тени отца ? Очень просто, для этого надо писать статьи в фашистской „National-Zeitung“. А благодарное окружение непременно это признает и наградит.

  6. Фриц, Вы указали важные факторы в еврейской самоненависти: стокгольмский синдром и комплекс Герострата. Только несправедливо помянули студенческую группу «Im Tirtzu». Она изобличала антиизраильских «учёных», не поддерживала их.

    1. Борис, задумывались ли Вы над тем, почему по данным студенческой группы «Im Tirtzu» в беэр-шевском университете такой высокий процент вовлечены «в радикальную левую деятельность»? Почему среди евреев-выпускников университетов так много так называемых «диссидентов»?

      Есть ли различие между » еврейским диссидентством» и «еврейской самоненавистью»?

      Мне кажется, что для того, чтобы заниматься наукой или культурой необходимо «впитать» в себя мораль окружающего мира и с ним изрядную долю грязи антисемитизма.

      Численно Еврейский Народ — карлик, интелектуально — гигант. В своей слепоте на один глаз «диссиденты» видят только карлика.

      Исторически именно еврейская элита охотно впитывала все чужое и ненавидила свое. Но в конечном счете все завершилось к лучшему и каждый год мы празднуем Хануку — триумф самосознания и достоинства над рабским идолопоклонничеством.

    2. Борис, Ваша тема не дает мне покоя. Мне кажется, что существует существенное различие между »еврейским диссидентством» и «диссидентством».

      Диссидент (Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Владимир Буковский, Václav Havel):
      1.Протовостоит авторитарным и тоталитарным режимам.
      2.Подвергает свою жизнь при этом опасности.

      Так называемый «Еврейский Диссидент»: Томас Фридман, Авраам Бург или Роджер Коэн и им подобные не выполняют эти условия, это просто мерзавцы. Они «смело» критикуют то, что приносит им лавры, которые правда неприятно попахивают. Нужно ли для такой критики гражданское мужество? Свое «еврейство» для них ни что иное, как алиби.

      Как стать «Еврейским Диссидентом», если вы уже на пенсии и никому не известны? Все очень просто: Felicia Langer (1930 г.р.) за 23 года ее работы в Израиле в качестве юриста выиграла считанные дела. В 1977 ее лишили израильской адвокатской лицензии. Она принадлежала ЦК антисионистской, коммунистической и про-палестинской «Rakach»(Ha-miflaga ha-komunistit ha-jisraelit).

      В 1990 г. переселилась на юг Германии, в город Tübingen, и здесь ее голос был услышан и оценен: В 2002 г. она заявила, что терроракты палестинцев спровоцированны Израилем. Иничтожение террористов, угрожающих мирным жителям Израиля назвала «государственным терроризмом». Заявляет, что Mahmud Ahmadinedschad в своей речи на Конференции ООН против рассизма 21.апреля 2009 „высказал чистую правду“.

      За «неустанную борьбу за мир и справедливость на земле» она получила 16. июля 2009 г. «Bundesverdienstkreuz 1. Klasse» (Крест Федеративной Республики 1 Класса).

  7. Фриц, диссидент – это всего лишь несогласный, безотносительно к истине. Национал-большевик Лимонов – тоже диссидент.
    Присутствующее в нашем национальном характере качество не соглашаться – не хорошее и не плохое, точнее иногла хорошее, а иногда плохое. Ему мы обязаны динамичностью, новыми идеями. Но из-за него приходится наблюдать то, что Вы справедливо презираете. Это как пение. Иной поющий человек –Карузо, а другой – бич Божий.

Обсуждение закрыто.