Ко Дню Памяти жертв Холокоста

 Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были  жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

 

Мы не заявляем о себе, мы не кричим о наших несчастьях, не выпячиваем на передний план наши достоинства. Мы, евреи, вообще – народ интровертный, мы устремлены вовнутрь, в себя, у нас всё внутри – в душе, в семье, в синагоге… Израильтяне всецело поглощены возведением своего государства, своего еврейского дома, и у них нет времени, да и желания трубить по всему миру о своих бедах и достижениях. Наши же ”двоюродные братья”, наводнившие все страны мира, -полная нам противоположность. Они видят, как строится наш дом, как он становится всё краше и прочнее, и это их раздражает и шокирует. Они пытаются внушить мировому сообществу, что являются жертвами этой наступающей силы, что их ущемляют, что ”проклятые сионисты” не дают им возможности создавать и строить. На самом деле арабы не строят, не хотят строить. Зато на весь мир они охотно кричат в полный голос обо всех своих бедах и демонстрируют свои раны. Но, по большому счёту, причина антиизраильских настроений в мире – неискоренимый антисемитизм. Мне кажется, что если бы в Израиле жили не евреи, а какой-то другой народ, мир отнёсся бы к ближневосточному конфликту совсем по-иному. И совсем по-иному отнёсся бы к палестинцам.   Альбац Евгения

 Никогда раньше никакая антисемитская мысль так не охватывала колючей проволокой весь еврейский народ и не ограждала его от окружающего мира, как гитлеровская расовая теория. Она как великое бедствие способствовала единению в одно целое всех, кто происходит от евреев вплоть до третьего поколения. Как бы нелепо и дико эта расовая теория ни выглядела в наши дни после стольких лет прогресса и борьбы за лучший мир, она заразительна и легко укореняется в чужих землях. Ненависть к евреям была для гитлеризма тем наркотиком, которым нацистские функционеры оболванивали свой народ, чтобы он не думал ни о совести, ни о собственном положении. Гитлер запустил в ход государственную машину Германии для посева ненависти к евреям во всём мире.  Аш  Шолом

 Если бы мы не разрушили иракский ядерный реактор, евреям пришлось бы пройти через ещё один Холокост. Не будет этого больше в истории еврейского народа. Никогда. Мы будем и впредь непоколебимы в принятии нами подобного решения перед лицом какой-бы то ни было критики, откуда бы она ни исходила. Мы будем делать всё для обеспечения безопасности нашего народа. Бегин Менахем

 Многие еще помнят, как тоталитарная советская пропаганда вещала: “в войне погибли 20 миллионов советских граждан”. Если делалось перечисление по национальному признаку, то евреев не упоминали. Другим словами: “Катастрофы не было”. Неонацисты начали отрицать Катастрофу сравнительно недавно, когда живая память трагедии стала уходить. При живых очевидцах и они не смели заявлять, что всего этого не было: ни Бабьего Яра, ни Освенцима… Но советская власть исхитрилась наглухо замалчивать еврейскую трагедию начиная с первых лет после того, как она совершилась. Не много слов в языках человеческого рода способны выразить понятие, адекватное трагедии евреев Европы во Второй Мировой войне. Греческое слово Холокост – “тотальное всеобщее уничтожение” – было принято для международного обозначения еврейской трагедии. На Украине и в Белоруссии в Катастрофе погибла большая часть каждой еврейской семьи. Нет, я уверен, ни одной семьи, уцелевшей полностью. Бегун Иосиф

 Катастрофа Европейского Еврейства – несмываемое пятно в человеческой истории. Человечество ни в коем случае не должно повторить случившегося в 1941-1945 годах. История преподнесла нам хороший урок, геноцид – это позор. Бенедикт ХVI

 Мама, отчего ты плачешь, Пришивая мне на платье Желтую звезду? Вот такое украшенье Хорошо б щенку на шею – Я его сейчас же приведу. А куда уводят наших, Может, там совсем не страшно, Может, там игрушки и еда? Мне сказал какой-то дядя, Сквозь очки в бумажку глядя, Что назавтра нас возьмут туда. Посмотри, какая прелесть, Вот оркестр играет фрейлехс, Отчего так много здесь людей? Мама, ну скажи мне, мама, Кто тут вырыл эту яму И зачем нас ставят перед ней? Что ты плачешь, ты не видишь – Их язык похож на идиш, Ну почему все пьяные с утра? Может быть, в войну играют, Раз хлопушками стреляют… Мама, это вовсе не игра. Мама, отчего ты плачешь, Мама, отчего ты пла…  Болтянская  Нателла (”Бабий Яр”. Авторская песня)

 Как президент республики и как гражданин я имел право и был обязан извиниться перед еврейским народом за нанесённые ему в годы Второй мировой войны обиды…Надо было высказать слова покояния. Я их высказал, прежде всего, от своего как президента имени и от имени той части людей, которые меня понимают и поддерживают.  И сегодня проявления антисемитизма, какие мы видим в Литве, не делают чести нашему государству, парламенту, правительству и всей системе законов.  Бразаускас Альгидрис

 После Холокоста любое проявление антисемитизма стало преступлением против человечества, что и развязало нам руки. Антисемитизм и Холокост – это переход количества в качество.  Бродскийн Иосиф

 Мы глубоко сожалеем в связи с участием Латвии в ужасах Холокоста…Холокост – наша вечная боль и вечный стыд. Причина всех страданий и конфликтов – разделение людей на наших и чужих, плохих и хороших. Мы добьёмся того, чтобы трагедия Холокоста никогда не повторилась.  Вайра Вике-Фрейбург

 Всякий, кто закрывает глаза на прошлое, становится слепым к настоящему. Еврейский народ всегда будет помнить о Катастрофе. Мы по-человечески ищем примирения. Именно поэтому мы должны понять, что не может быть примирения без сохранения памяти… Характер и масштаб уничтожения (евреев) превосходили всяческую человеческую фантазию. Игнорировать и забыть то, что происходило, само по себе граничит с преступлением. Мы бы посягнули на веру оставшихся в живых евреев… И Германия несёт и будет нести моральную ответственност за прошлое.  Вайцзеккер  Рихард

 Есть в Польской земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это – лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели – полному истреблению еврейского народа. Одним из таких лагерей был Собибор. Ад, созданный человеческими руками… У заключенных практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежды. Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть. Защищая достоинство 250 тысяч жертв, большинство из которых были польскими гражданами, евреи одержали моральную победу. Они спасли своё достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода…Собибор остается напоминанием и предостережением. Однако история Собибора – это еще и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности. Воздаю долг памяти евреям из Польши и других стран Европы, замученным и убитым здесь на этой земле.  Валенса Лех

 Жуткая Катастрофа, травмировавшая историю, навсегда изменила человеческое представление об ответственности по отношению к другим людям. И прискорбным, ужасающим фактом является то, что если бы западные государства вмешались в то время, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и Австрию; если бы Америка приняла больше беженцев из Европы; если бы Британия допустила больше евреев в Палестину, ныне Израиль, их исконную землю; если бы союзники разбомбили железные дороги, ведущие в Биркенау, в то время, когда туда направлялись венгерские евреи, которых убивали по десять тысяч в день, — тогда нашей трагедии можно было бы избежать или хотя бы — и это уж наверняка — сократить ее масштабы.  Визель Эли

 В нашей стране долгое время тема Холокоста вообще не поднималась. Сказывались условия государственного антисемитизма. После войны “черная книга” Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана была закрыта, и лишь совсем недавно её удалось издать. Ситуация стала меняться, только с 1992 года когда к власти пришел президент Борис Ельцин. Я помню, как в 1993 году появилась моя первая статья в прессе. Она называлась “Геноцид на память”. Слово Холокост еще никому не было известно. Мы начали внедрять это понятие в сознание людей. Именно тогда был создан всероссийский научно-образовательный центр.  Гербер Алла

Массовые убийства? Уверяю вас, что я и не помышлял о них. Я лишь думал о том, что мы должны убрать евреев с занимаемых ими постов в большом бизнесе и в правительстве. И это всё.  Геринг Герман

Раны, нанесённые еврейскому народу катастрофой, до сих пор кровоточат.  Герцог Хаим

Историческая судьба евреев, на которую их обрекли христианские народы, в Бабьем Яре просто продолжалась. Гитлеровцы были не первыми, кто устроил массовое уничтожение евреев на Украине. Их предшественником был Богдан Хмельницкий, один из самых страшных злодеев в исторической памяти еврейского народа…Коренное население оккупированных нацистами территорий СССР активно участвовало в уничтожении евреев… Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ. Гефтер Михаил

Холокост, унёсший 6 миллионов жизней в ХХ веке, стал вступлением к самому удивительному событию в человеческой истории – воссозданию государства через 19 веков после его исчезновения. Вдобавок к возникновению Израиля, время после Холокоста стало временем развития религиозного сионизма, направления, вернувшего в иудаизм ощущение истории. Примерно половина религиозных евреев сегоднешнего Израиля – религиозные сионисты.  Гулько Борис

Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности. Джексон Роберт

Граждане должны обладать ясным пониманием того, какое значение имел и имеет Холокост, поскольку ревизионистские убеждения подвергают нас угрозе повторения расового геноцида. Джулиани Рудольф

 Бабий Яр – это трагедия всего человечества, но свершилась она на украинской земле. И потому украинец не имеет права забывать о ней так же, как и еврей. Бабий Яр – это наша общая трагедия, трагедия прежде всего еврейского и украинского народов. Эту трагедию принес нашим народам фашизм. Но не надо забывать, что фашизм начинается не с Бабьего Яра, им и не исчерпывается. Фашизм начинается с неуважения к человеку, а заканчивается уничтожением человека, уничтожением народов, – и необязательно только таким уничтожением, как в Бабьем Яру.  Дзюба Иван

 Меня потряс фильм о Холокосте «Заговор» — английский фильм о том, как представители ведомств нацистской Германии собрались зимой 1942 года на озере Ванзее, чтобы решить судьбу еврейского народа. За одну ночь. И вот они сидят, болтают, пьют, иронизируют, а ты понимаешь, что эти 15 человек решают судьбу десяти миллионов евреев… Начинается все с того, что они собираются отнять у евреев имущество, а заканчивается тем, что решают их убить. Очень сильный фильм. Его, разумеется, никогда не покажут в России в семь часов вечера. Такие вещи показывают по ночам, когда весь народ спит.  Дондурей Даниил

 Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр.  Евтушенко Евгений

 Всех нас потрясали злодеяния гитлеровцев, но мне кажется, что Гроссман переживал их с особой, невыразимой остротой и болью, Я видел, как при всей его внешней сдержанности раскалённым железом жгли его не только дикие и варварские злодеяния Холокоста – истребления еврейского народа гитлеровцами, но и любые – как открыто оголтелые, так и завуалированные – проявления антисемитизма, увы, в нашей стране.  Ефимов Борис

Трагедия Холокоста стала возможной лишь “благодаря” тому, что правительство Румынии потворствовало фашистам… Трагедия ни в коем случае не должна повториться, поэтому молодое поколение обязано знать всю правду о Катастрофе и учитывать этот печальный опыт.  Илиеску Иян

 Слово ” Холокост ” только история сделала чудовищно страшным, только в нашем воображении от него несёт смрадом горелого человеческого мяса, только в памяти человечества оно звучит хриплым лаем овчарок-людоедов и командами людоедов двуногих. В сущности же смысл его вполне бюрократический и в своём роде политкорректный – ”окончательное решение вопроса”. Нацисты были твёрдо уверены в том, что они наиболее рациональным способом решат еврейский вопрос – не будет евреев, не будет и вопроса. В этом они вполне сходились со Сталиным, который, как известно, был твёрдо убеждён, что существует единственный способ решения любой человеческой проблемы. Кабаков Александр

 Венгрия до сих пор не занималась Холокостом должным образом. Я надеюсь, что венгры наконец-то признаются в нанесенной травме, когда они сотрудничали в массовом убийстве 600 000 венгерских евреев, умерщвленных в газовых камерах… Европейцы маскируют критику государства Израиль, печально рассуждая о Холокосте, однако используют те же выражения, которые привели к Освенциму…Так как Освенцим случился, он поразил наше воображение, стал неотъемлемой частью нас…То что мы в состоянии представить – потому что это на самом деле произошло – может произойти снова. Кертеш Имре

В Израиле Холокост называют Катастрофой. Катастрофа пишется и произносится с большой буквы, и всем понятно, о чем речь. Причины и последствия Катастрофы изучают ученые. В школах и университетах проходят уроки и лекции. Мемориал памяти жертв собирает и хранит свидетельства. В Израиле считают, что это нужно не только евреям, это нужно всем. Евреи — это система раннего предупреждения. Чем больше людей будут знать о Холокосте, тем меньше шансов, что подобная трагедия повторится. Причем не обязательно с еврейской нацией — с любой другой. 27 января в Израиле по всей стране звучат сирены. Они плачут о людях, умерших в гетто, расстрелянных в лесах и оврагах, задушенных в газовых камерах.  Калинина Юлия

Я знаю людей, которые не испытывают к евреям никаких особых чувств, больше того – знаю и тех, кому не нравятся какие-то реальные или мнимые “типично еврейские” черты, но которые очень остро чувствуют трагедию Холокоста. Потому что Холокост… Как сказать – это мера безумия человеческого, это мера абсолютной подлости человеческой, это – мера Абсолютного Зла, на которое способны люди. Не зря этот край разума, это Абсолютное безумие назвали Окончательным Решением. Окончательное расчеловечивание – да. Абсолютно немотивированное массовое убийство! Тут дело даже не в невероятной, садистской жестокости. Дело в мотиве – точнее, в полнейшем его отсутствии. Когда говорят: “Холокоста не было…”, то всегда недоговаривают. А подразумевают другое: “Не было – но будет!”. Отрицание Холокоста – это трусливая, подлая форма оправдания Холокоста, это трусливая, подлая форма призывов к Холокосту, провоцирования нового Холокоста. Вот в чем все дело. Вот почему вопрос о Холокосте – совсем не исторический, а современный, жгучий вопрос.  Кантор Вячеслав

Вспоминая Холокост, мы должны дать непоколебимую клятву перед всеми цивилизованными народами, что мир никогда больше не будет молчаливо стоять в стороне, никогда не будет терять время, чтобы решительными действиями не допустить новый геноцид.  Картер Джимми

Евреев постоянно изгоняли и преследовали как убийц Христа. Но их религия и их культура не дали им исчезнуть, несмотря на две тысячи лет преследований и погромов. Их жизнь была гораздо тяжелее нашей, а Холокост — беспрецедентное событие в истории человечества.  Кастро Фидель

Главное отличие еврейского Холокоста от всех мировых человеческих ка­тастроф,  заключается в том, что Холокост уникален, неповторим и непознаваем, что ничего подобного никогда в человеческой ис­тории не было, что всякого рода геноциды, массовые убийства, истребления племён и народов, сущность которых заключается в слове «резня», в подмёт­ки не годятся Холокосту, потому что «никогда раньше ни одно государство не организовывало с сознательным намерением и систематическим образом фи­зическое уничтожение всех мужчин, женщин и детей определённого народа.  Кац Стивен

В 1933 году никто не полагал, что будет Холокост, хотя антисемитизм существовал. Сегодня тоже есть антисемитизм. Если вы спросите меня сегодня, угрожает ли еврейскому народу при жизни нашего поколения новый геноцид в Европе, я скажу “нет”. Но если вы меня спросите, может ли Холокост когда-нибудь повториться, я ответил бы “да”. Мы все время должны быть начеку, чтобы при будущих поколениях массовое уничтожение евреев больше не повторилось.  Кацав Моше

Едвабне совершили поляки, наши соотечественники. Поэтому следует сделать то, что в таких ситуациях делается: прощать и просить прощения. Однако добавить: мы верим, что отвращение к преступлению не распространится на всех поляков, и надеемся, что на этой истине можно будет строить мосты примирения между поляками и евреями.  Квасьневский Александр

Холокост – не только еврейская, но и общечеловеческая трагедия. Мы всегда должны оставаться людьми и уважать другие народы, чем бы они от нас ни отличались. Для меня, нееврейки, большая честь быть на такой церемонии, видеть лица переживших Холокост, их детей и внуков. Kлинтон Хиллари

Конечно, когда речь заходит о Холокосте, о возрождении нацизма, меня это очень волнует, потому что касается, помимо всего прочего, кровно. Я и за Израиль болею. Но есть ведь и много неевреев, которые болеют за Израиль. Крещение утвердило во мне то, что я чувствовал всегда, и до крещения. Крестился я не для изменения национальности.  Коржавин Наум

 Если говорить о моей фамилии, то я ею горжусь, потому что это священное сокровище многих поколений нашего еврейского рода. Это память о моих предках, дедах-прадедах. Тем более, что мой прадед, светлой души человек, ребэ, –жертва Холокоста. Он был зверски убит во время войны фашистскими извергами в гетто одного из еврейских местечек Украины. Нет, отрекаться от фамилий предков, от своих корней позорно. Крайзельбург Ленни

Я вообще считаю, что к Б-гу прийти никогда не поздно. В праздники я хожу в синагогу, общаюсь с главным раввином России Берлом Лазаром. Оформлял такие мероприятия, как открытие Еврейского общинного центра в Марьиной роще, 50-летие независимости Израиля. Считаю, что в 2006 году сделал в Киеве уникальный проект — «Бабий Яр». Отец моей мамы погиб там. Там стоит очень странный памятник, который мог возникнуть только в советское время — какая-то женщина в сорочке, ребенок, военнопленные. Еврейского в этом монументе — ноль, хотя в Бабьем Яру лежат в основном евреи. Это все убивалось на корню.  Краснов Борис

Просто если говорить о том же антисемитизме, то где его корни. Хорошо, Советский Союз, мы с вами, когда учились в школе, мы много знали о страданиях евреев именно наших в нашей стране? Мы практически ничего не знали, потому что большинство концлагерей находилось в Западной Европе, мы знали о страданиях нашего народа, мы знали, сколько погибло народу в Белоруссии, допустим, но у нас тема евреев практически не поднималась. Ни в школе, ни в институте, учебниках истории. Она не освещалась, поэтому откуда же мы теперь хотим, чтобы новое поколение россиян уважало трагедию евреев. Уважали Холокост…  Кучер Станислав

 Ребенком я сталкивался с антисемитизмом. Во время оккупации Франции моего отца депортировали и отправили в Освенцим, как и многие тысячи евреев, среди которых могли быть Эйнштейн, будущие создатели лекарств от рака и СПИДа. В 1944 г. мой отец погиб в концлагере, и я оплакиваю его. Для мира – он один из миллионов безымянных, замученных нацистами. А для меня – тот, кому я посвятил всю свою работу…В Сопротивлении никто не интересовался, кто я такой – еврей или христианин, мы боролись против общего врага. Марсель Марсо

 Для христианского мира останется вечным позором его молчаливое наблюдение за тем, что совершали нацисты над евреями в Европе. Христианский мир никогда не сможет себе простить того, что он не прибег ко всевозможным формам протестов против уничтожения нацистами миллионов евреев… Я не специалист по Ближнему Востоку и ничего не знаю о трубопроводах. Но один образ преследует меня постоянно: желоб, по которому столетиями льется еврейская кровь; прежде это происходило периодически, а с 1937 по 1945 год — ужасным непрерывным потоком. Я не могу, не хочу забыть этот чудовищный факт. Я со стыдом опускаю голову как один из тех, кто позволил произойти величайшему из массовых убийств, вместо того, чтобы мужественно и решительно выступить против готовивших его, пока еще не было поздно. Масарик Ян

 Арабы воистину странный народ! Проигрывают войну, а потом рвутся извлечь из поражения максимальную выгоду. Вообще, с каких это пор тот, кто нападает первым и терпит поражение, считает себя вправе диктовать условия победителю? Нас вот обвиняют в экспансионизме. Но поверьте мне на слово – мы вовсе не экспансионисты. Хотим лишь новых, надежных границ…Возврат невозможен. Многие годы им прививали чувство ненависти к нашей стране. Ну, а отцы учили детей в лагерях беженцев только одному:израильтян надо убивать всегда и везде. Мы не хотим получить удар ножом в самое сердце. С нас хватит Холокоста.  Меир Голда

 Вспоминая сегодня жертв одного из самых страшных преступлений в истории человечества, отдавая должное тем, кто сопротивлялся геноциду, кто ценой собственных жизней спасал обреченных, мы должны помнить о том, что у зла очень глубокие корни. Что семена расовой, национальной ненависти способны дать самые ужасные плоды. Но эти семена по-прежнему разбрасываются. Опасность их нельзя недооценивать ни государству, ни обществу. Ведь некогда и будущие устроители Холокоста воспринимались как маргиналы, расистской риторике которых не придавали должного значения. Чем все это обернулось — хорошо известно. В том числе для народа нашей страны. Каток индустрии истребления евреев прокатился и по оккупированной территории Советского Союза. Сегодня мы вместе со всем миром скорбим о наших соотечественниках, о гражданах других стран, ставших жертвами человеконенавистнической идей. Миронов Сергей

 Снимать такой фильм было чрезвычайно тяжело. Я слушал воспоминания узников гетто, и мне казалось, будто я сам прохожу через этот кромешный ад…Там, в гетто, как вспоминали узники, часто звучала музыка — отсюда и название фильма ”Мелодии Рижского гетто”. Обитатели гетто играли на скрипке еврейские мелодии, они жили и наивно надеялись, что им удастся спастись… Мне захотелось посмотреть те места, и мы тут же сели в машину и поехали. То, что я увидел, меня поразило — сегодня, в начале XXI века, Рижское гетто выглядит точно так же, как и 65 лет назад! Те же домики, те же дворы, те же узенькие улочки, по которым евреев гнали на расстрел…Ощущения жуткие, когда в темноте вдруг лучик света освещает эту поляну, на которой расстреливали тысячи ни в чем не повинных людей. Тогда я решил, что нужно снять фильм. Фильм о жизни узников Рижского гетто. Фильм о трагедии латвийского еврейства… Конечно, я отдаю себе отчет в том, что фильм придется не по вкусу разного рода антисемитам, которых хватает и в России, и в Латвии. Этот фильм не для них, а для людей цивилизованных, для людей, понимающих, что такое Холокост. Молчанов Владимир

Евреи человеческую жизнь ценят очень высоко. Они много потеряли: для маленькой нации шесть миллионов -Цифра гигантская. Каждый третий. Но я слышу голоса моих соплеменников: «Ну, потеряли! Чего орать-то?! Мы тоже потеряли в войне сорок миллионов – мы же не орем!» Жаль, что не орем. Евреи орут, и правильно делают.  Михалков — Кончаловский  Андрей

Да, в Бабьем Яру расстреливали всех, но только евреев расстреливали потому, что они – евреи… Бабий Яр превратился в понятие нарицательное. Как Варфоломеевская ночь, ГУЛаг, Хиросима, Чернобыль… Массовое убийство – вот смысл этих слов, названий, понятий. Какое из этих понятий страшнее – вряд ли стоит в этом разбираться. Но каждое из них имело свой оттенок.  Холокост – это не отличие, не знак какого-то превосходства… Холокост – это Катастрофа европейского еврейства, когда часто не осознающие себя и свое происхождение люди подверглись нападению нацистов, не имея возможности оказать даже символическое сопротивление. Холокост – это предупреждение и предостережение. Некрасов Виктор

Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь. Нимеллер Мартин

У мамы погибли братья. В Володарске, когда была бомбежка, погибла вся семья, жена и двое детей маленькие, близняшки дети были. И они все погибли в этом доме, они попали под бомбежку. У мамы еще один брат. У моей тети, папиной сестры, такая семейная легенда есть. Евреи, коммунисты, как всегда, были виноваты во всем, их вывели расстреливать, их предал какой-то дядька, который жил в Володарске, пошел в полицейские немецкие. Ходил по домам: вот тут живут коммунисты, тут живут евреи. Их всех собрали вместе на какую-то площадь, заставили жен и сестер копать могилы. И на глазах у моей тети, папиной сестры, у нее в руках был маленький ребенок, только что рожденный, моя двоюродная сестра, и ее сын маленький, которому года 4 было, на ее глаза убили брата и отца. И когда война закончилась, моя тетя так рассказывала, что она работала в каком-то буфете при ресторанчике, и однажды вошел человек, он что-то с собой сделал, не то вырастил усы, но тетя его узнала. Она потеряла сознание. Когда пришла в себя, этого человека поймали, это оказался тот самый полицейский, который предавал. И его судили, он отсидел лет 15.  Новикова Клара

В Яд ва-Шеме, мемориале памяти погибших 6 миллионов, понимаешь, как тяжело с этим жить, потому что пепел сожженных до сих пор стучит в сердце оставшихся в живых. Полтора миллиона детей, чьи имена читаются на трех языках в детском мемориале, гениальном памятнике, созданном в 1987 году, где вы идете, цепляясь за поручни, по шаткому мостику над бездной, где сияют, вверху и внизу, тысячи золотых смутных огней – невинных убиенных душ, а потом вам говорят, что бездны не было, была система зеркал – и пять свечей, ибо число пять – имя Бога, а все погибшие – дети Божьи… И все-таки они не стали злыми и печальными, хотя у них есть в прошлом реальная катастрофа. Они не смотрят на мир мрачными глазами маньяков, как наши “национал-патриоты”. Ни Герцль, ни Жаботинский, ни Бен-Гурион не были похожи на Проханова, Баркашова или Зюганова, плохое настроение которых излечить может только психоаналитик.  Новодворская Валерия

Прочные связи Америки с Израилем хорошо известны. Эти узы нерушимы. Они основаны на культурных и исторических связях, а также на признании того, что стремление еврейского народа иметь свою родину уходит корнями в его трагическую историю, отрицать которую невозможно. Веками еврейский народ подвергался преследованиям, и кульминацией антисемитизма стала беспрецедентная трагедия Холокоста. Завтра я посещу Бухенвальд, бывший частью системы лагерей, в которых Третий рейх содержал евреев как рабов, пытал, расстреливал и умерщвлял их в газовых камерах. Было убито 6 миллионов евреев – больше, чем вся еврейская часть населения сегодняшнего Израиля. Отрицание этого факта безосновательно; оно говорит о невежестве и о злобе. Когда Израилю угрожают разрушением или повторяют отвратительные антиеврейские стереотипы, это не только большая ошибка; в памяти израильтян просыпаются самые болезненные воспоминания, а на пути достижения мира, которого заслуживают все народы этого региона, появляются препятствия.  Обама Барак

Нельзя отрицать, что Холокост является уникальной трагедией. Прошли десятилетия, однако систематическое убийство миллионов евреев и других по прежнему вызывает потрясение. Способность нацистов привлекать сторонников, несмотря на их абсолютную безнравственность, по прежнему вселяет страх. И прежде всего сохраняется боль — для постаревших людей, переживших Холокост, и для всех нас, являющихся членами рода человеческого, который пережил падение в бездну варварства. Поминовение означает почтение памяти погибших. Однако это также играет важную роль в наших усилиях, направленных на то, чтобы положить конец проявлениям человеческой жестокости. Это заставляет нас проявлять бдительность перед лицом новых вспышек антисемитизма и других форм нетерпимости. Это также обеспечивает столь необходимый ответ на утверждения тех, кто заблуждается и утверждает, что Холокоста никогда не было или информация о нем была преувеличена. Международный день памяти жертв Холокоста, таким образом, является днем, когда мы должны вновь заявить о нашей приверженности правам человека. Эта приверженность была подвергнута жестокому унижению в Аушвице в результате геноцида и произошедших после этого зверств.  Пан Ги Мун

Трагедия Освенцима – это горькое предостережение всему человечеству на все века вперед. Холокост показал, как легко срывается «предохранитель», удерживающий цивилизацию от зверства – зверства, неизбежно ведущего к гибели человечества. И это не преувеличение, поскольку по замыслу и самой логикой поведения нацистов судьбу евреев должны были повторить и другие народы, не в последнюю очередь – славянские народы. Все это не поддается осознанию. Как можно смириться с тем, что люди специально, по особому плану способны уничтожать себе подобных, уничтожать в силу низменных инстинктов, кровавых предрассудков и расовой ненависти? Стоило объявить другой народ существом низшего порядка, как проявлялась готовность истреблять его. И это один из самых труднопостижимых, страшных уроков прошлого. Поэтому мы обязаны помнить и знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился.  Путин Владимир

Ну что, евреи, — чемодан, вокзал, Израиль? Всем нам пора собирать манатки, хватать детей и начинать движение в сторону границы? Кто-то скажет: «Глупости какие — горстка уродов написала антисемитское письмо, черносотенная газетенка его опубликовала, а мы должны все бросить и бежать? Да с какой стати?» Ой, не знаю, дорогие мои сородичи. В 41-ом сестра моей бабушки отказалась уезжать из Пинска, небольшого городка на западе Белоруссии. Она тогда говорила: «Зачем нам бежать? Разве немцы не люди? Можно подумать, они хуже коммунистов…»  То, что во вторник депутаты-черносотенцы отозвали свою бумагу из Генпрокуратуры, не должно нас успокаивать — просто в Кремле поняли, что иначе международного скандала не избежать. Вывод из этой истории простой — Россия превращается в государство, где евреям жить опасно. И когда будете в узком семейном кругу обсуждать произошедшее, строить планы на будущее, помните о том, что сестра моей бабушки, закончившая свою жизнь как раз в Освенциме, все-таки заблуждалась — фашисты хуже коммунистов. Но помните также, что отъезд — не единственный выход. Иногда евреи давали отпор. Например, в Варшавском гетто.  Рыклин Александр

Будучи историком по образованию, я прекрасно представляю себе масштабы Холокоста – уничтожение 30% народа. И мне кажется, что русские понимают, что пережил еврейский народ. Ибо в России был геноцид по отношению к собственному народу со стороны правительства. Русские гибли миллионами – и не только на фронтах, но и внутри собственной страны, рядом с евреями, татарами, белорусами, чеченцами. Демографы оценивают потери России в 20 веке в 100 миллионов человек. И истинные русские прекрасно понимают и сопереживают евреям, пережившим трагедию Холокоста.  Рыжков Владимир

Мне как президенту Эстонии больно, что среди граждан Эстонии нашлись люди, принявшие участие в преступлениях нацистов. Не важно, какие причины лежали в основе их поступков. Мы осуждаем их действия и просим прощения…Холокост был порождением человеконенавистнической идеологии нацистов, приведшей к чудовищным преступлениям. Еврейский народ стал жертвой столь варварского и тотального уничтожения, как ни один другой народ.  Рюйтель Арнольд

Если меня, русского поэта и русского человека, погонят в газовую камеру, я буду повторять: ”Шма Исроэл! Адонай элэхейну, Адонай эхад!” ( Начало еврейской молитвы – ”Слушай Израиль! Господь – наш Бог, Господь один” – А.З.) Единственное, что я запомнил из своего еврейства.  Самойлов Давид

впервые в истории человечества было принято решение об “окончательном решении вопроса” с конкретной нацией. Нацистам на службу были поставлены достижения человеческой цивилизации – газ, газовые камеры, разработанные инженерами. И нельзя говорить о том, что Холокост – это наша еврейская боль и наше еврейское дело. Холокост открывает нам картину чудовищно больного мира, мира, находящегося в духовном кризисе. То, что есть люди, которые пытаются доказать, что этого не было – знак того, что Холокост – это проблема всего человечества. Если человечество этого не осознает – дела его будут плохи.  Сарнов Бенедикт

Нормальный человек должен стыдиться антисемитизма, как, скажем, наличия хвоста. Такой же атавизм…Перед глазами у меня благородный жест Вилли Брандта, который при возложении венка на месте гибели евреев в гетто неожиданно для всех под десятками телекамер встал на колени. Впервые от имени немецкой нации он так просил прощения у еврейского народа – и Германия прощена возвращающейся туда еврейской диаспорой. Думаю, что и лидеры других стран, где тоже совершались чудовищные преступления против народов, должны были бы принести им свое покаяние.  Старовойтова Галина

В Германии, как известно, Гитлер провёл капитальную чистку евреев и сделал свой фатерланд «юден-фрай», то есть свободным от евреев. Но разве может какая-нибудь страна долго прожить без евреев? Это исключено. Аборигены почувствуют себя как-то неуютно, обойдёнными судьбой. Скажем, если очень чешутся руки и мучительно хочется кого-нибудь бить, колотить, резать, а в стране, хоть ты вой, нет ни одного еврея, то ведь придётся бить своих собратьев, а это лишает битьё аромата, той необычной услады, какую доставляет треск еврейских черепов. Свято место пусто не бывает.  Севела Эфраим

Не так давно, всего пару лет назад, Генеральная Ассамблея официально объявила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днем памяти жертв Холокоста. В этом году его отметили во многих странах… Тот, кто хоть один раз побывал в Иерусалиме в музее «Яд ва-Шем», уже никогда не забудет почти мистическое ощущения ужаса, когда разум отказывается воспринимать Катастрофу как реальность. Тот, кто хоть один раз замирал со всей страной под звук Сирены Памяти, навсегда сохранит удивительное ощущение единства с остановившимися прохожими, с водителями, стоящими у своих машин и нажимающими на сигнал, с мальчиками и девочками в военной форме…О Катастрофе не надо говорить – о ней надо молчать. Молчать и помнить. Помнить об Освенциме, Бабьем Яре, Треблинке, Варшавском гетто, сотнях других жутких мест, в которых в середине двадцатого столетия творился ужас, которого не знало средневековье.  Топаллер Виктор

Мой папа приехал в Белоруссию за несколько месяцев до войны. Увидел маму, влюбился и увез в Москву. А потом война, в Белоруссию пришли фашисты и уничтожили всех ее родственников. Заставили вырыть себе могилы и расстреляли. Так Турецких не стало. Мама попросила отца сохранить ее фамилию. Папа — Эпштейн, но чтобы мамина фамилия не исчезла, меня записали Турецким.  Турецкий Михаил

История, как известно, нас учит только тому, что ничему не учит. Я думаю, что, безусловно, в какой-то форме рецидивы Холокоста могут повторяться, и будут повторяться. И в этом смысле я считаю, что это коллективная проблема. Я, безусловно, считаю, что евреи должны помнить о том, что произошло в Германии, на каждый антисемитский выпад еврейские общественные организации, деятели должны реагировать. Но это не только дело самих евреев. Это дело всей страны. Прежде всего, ее руководства, элиты. Если элита забывает о своей ответственности, если она позволяет этим низменным чувствам захватить толпу, и овладеть ею, то расплата неминуема. И любая страна, кто бы ни начал эту кровавую страницу в истории, рано или поздно за это будет расплачиваться. Я убежден, что немцы сделали этот вывод, и они получили эту прививку на достаточно длительный период, может быть, надеюсь навсегда, но я думаю, что все остальные страны, многие страны от этого еще не унифицированы.  Фридман Михаил

Существует разновидность антисемитизма, которую я нахожу истинно зверской. Это преуменьшение Холокоста. Я чувствую свою ответственность, в меру моих возможностей, от имени тех, кто погиб и не может говорить сам. Именно поэтому я пытался соединить стихи Радноти с рисунками детей из Терезиенштадта. Именно поэтому я чувствую, что никто не имеет права забыть преступления нацизма, или японские преступления того же рода. Я не подписываюсь под заявлением “простить, хотя и не забыть”. Никто, включая выживших, не имеет права простить то, чего не претерпел сам.  Харгиттари Иштван

Еврейский народ восстал из бездны Холокоста, кровоточащим и раненым, но живым и умудрённым. Никогда больше евреи не будут беззащитными и обездоленными. Никогда более мы не оставим заботу о своей безопасности, не будем пологаться на чужих, не пойдём за чужими иллюзиями, не склоним головы перед злопыхателями. Мы будем сильными и твёрдыми, мы будем защищать свой народ от любых посягательств. Мы всегда стремились к миру. Только будучи храбрыми и смелыми, можем мы защитить себя и позаботиться о будущем.  Шарон Ариэль

Разумеется, по культуре я русский (идентифицировать себя надо, думаю, по культуре), но иногда, как говорится, бьют не по паспорту, а по морде, поэтому в какой-то момент все просыпается, возбуждается… но еврейство для меня, повторяю, — это такая общедемократическая, с одной стороны, проблема, а с другой стороны, Холокост. Моих дедушку и бабушку, прадедушку и прабабушку по материнской линии убили по дороге в гетто, первую семью отца сожгли в местечке Хмельник Винницкой области, поэтому еврейская тема для меня существует, и, наверное, я до конца был бы не прав, ответив, что ее нет. Она в смертях близких, и обостряется в тот момент, когда начинает в обществе проявляться.  Швыдкой Михаил

И все же вопреки этому необъяснимому официальному национализму Бабий Яр во всем цивилизованном мире воспринимается как символ Холокоста… Мертвым безразличен политический строй, что бы там ни говорили живые идеологи и лжепатриоты. Принявшие смерть от нацистской пули — братья по крови. В Бабьем Яру должен стоять памятник украинцам и русским — он там и стоит. Но несправедливо отнимать право на память у расстрелянных евреев. Они ведь и погибли здесь именно потому, что они евреи.  Щеглов Юрий

Всем известно, что гитлеровцы убили шесть миллионов евреев, граждан двадцати государств, богатых и нищих, знаменитых и неизвестных. Атомная бомба упала на Хиросиму внезапно, от неё нельзя было укрыться. Гитлеровцы в течение нескольких лет устраивали облавы на миллионы людей, как устраивают облавы на волков. Евреи пытались скрыться, прятались в ямах, в заброшенных шахтах, в щелях городов…Шесть миллионов были удушены в газовых камерах, расстреляны в ярах и на фортах, обречены на медленную смерть от голода.  Эренбург Илья

Холокост – это боль мирового еврейства. В то же время это трагедия общечеловеческого значения…Именно для того, чтобы никогда больше не произошла подобная трагедия, необходимо изучать и широко разъяснять историю Холокоста… Символом преступлений нацизма для нас стал Бабий Яр в Киеве…Трагедия Бабьего Яра была и остаётся горем и печалью не только украинского еврейства, а всего украинского народа, одной из наиболее тяжёлых страниц второй мировой войны.  Ющенко Виктор

 Источник:  Евреи глазами именитых друзей и недругов —  www.zelikm.com

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Ко Дню Памяти жертв Холокоста

  1. Х Х Х
    Мечтали творцы плана «Ост»а
    Решить всё посредством свинца.
    Трагедия жертв Холокоста
    Стучится пусть в наши сердца.
    Читавшим священную Тору
    Сполна пришлось лиха хлебнуть.
    С библейских времён по сю пору
    Усеян шипами их путь.
    Всегда на погром были быстры
    Кто чтил только силу и зло.
    Но то,что вершили фашисты,
    Всё мыслимое превзошло.
    Сродниться с бедою и болью —
    Такая евреев судьба.
    Их крест — облегчать людям долю,
    Взяв главный удар на себя.

    ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА.
    Чудовищней нету истории.
    Стучись,пепел,в души живых!
    Освенцимские крематории
    Работали без выходных.
    Ариец с ухмылкою щурится:
    «Эй,юде,погрейся в печи!..»
    Неужто всё это забудется?
    О,совесть людей,не молчи!
    И только одно утешение —
    Есть место,где надо ответ
    Держать за свои преступления
    И где срока давности нет.
    И те изуверы,и те ещё,
    Кто лишь выжигал номера,
    На Страшном суде в самом пеклище
    Узнают,что значит жара!

    (ИЗ МОРДЕХАЯ ГЕБИРТИГА.)
    Горит еврейское местечко,
    Пылает родина моя.
    И каждый домик,словно свечка.
    Зловещи языки огня.
    Всё,что знакомым было с детства,
    Уходит в чёрные клубы…
    Нам,бедным,никуда не деться
    От изуверов и судьбы.
    Скорбь к небу руки простирает.
    Мир болью вечною прошит…
    Местечко наше догорает.
    И ветер угли ворошит.
    ( перевод с идиша)

    Александр Бывшев,Орловская область,пос.Кромы

Обсуждение закрыто.