«И подошел Иегуда к нему [Йосефу], и сказал: «Позволь, господин мой, сказать рабу твоему слово в уши господина моего; и да не возгорится гнев твой на раба твоего…» (44:18).
Около ста лет назад выдающийся еврейский мудрец Хафец-Хаим отправился в Петербург, чтобы просить российские власти об отмене одного несправедливого постановления. На встрече с царским министром присутствовал переводчик, поскольку Хафец-Хаим, будучи жителем польского города Радина, не знал русского языка, а чиновник не говорил на идиш. Не теряя времени, Хафец-Хаим сразу приступил к делу; он произнес убедительную и прочувствованную речь в защиту евреев. Слова будто лились из его сердца, чистые, как слезы.
Когда он закончил, в зале воцарилась напряженная тишина. Ее нарушил переводчик: «Ваша честь, еврей говорит…» Министр остановил его мягким жестом: «Перевод не нужен… я понял все, что он сказал, каждое слово». Миссия Хафец-Хаима завершилась успехом: антиеврейское постановление было отменено.
До того как Йосеф открылся братьям, он говорил с ними через переводчика, умело симулируя незнание иврита. Но в критическую минуту, когда Биньямина уже приговорили к рабству, поручившийся за него перед отцом Иегуда вышел вперед и, не оглядываясь на придворного толмача, заявил Йосефу, что хочет «сказать… слово в уши господина моего». Он вовсе не рассчитывал, что всемогущий египетский правитель поймет значение его слов, но он хотел передать ему глубину своего отчаяния, убедить голосом, интонацией, в несправедливости приговора. Иегуда говорил не столько устами, сколько сердцем, а слова, вышедшие из сердца, непременно попадают в сердце слушателя.
Из этой сцены мы выносим и другой урок. Мудрый царь Шломо учил в своей книге Мишлей (Притчи): «Кроткий ответ отвращает гнев, но резкое слово возбуждает ярость» (15:1). Речь выделяет нас среди других живых творений. Иудаизм называет человека не homo sapiens — человек разумный, а «медабер» — человек говорящий.
Речь — наше сильнейшее оружие. Межконтинентальная ракета, пущенная из Европы в Америку, может не долететь или не попасть в цель, а слово, даже сказанное по телефону с огромного расстояния, способно убить наповал, причем мгновенно.
Царь Шломо призывает нас выработать в себе определенную культуру речи: в любой ситуации, даже самой напряженной, говорить мягко, доброжелательно, чтобы не распалять собеседника, не гневить его, особенно, если перед тобой всемогущий правитель, ибо, как сказано там же в Мишлей: «Гнев царя — вестник смерти, но человек мудрый умилостивит его» (16:14).
Именно это качество наглядно продемонстрировал Иегуда на судьбоносной встрече с египетским правителем. Обратите внимание, как смиренно и даже униженно говорит этот сильный и гордый человек, обращаясь к Йосефу в третьем лице: «господин мой», себя многократно называя «раб твой».
А ведь ситуация была чрезвычайно сложной, взрывной. Йосеф изображал праведный гнев по поводу «кражи» его кубка, хотя было ясно, что гневаться должен не он, а братья: они видели, что история с кубком подстроена, пытались объяснить это египтянину, но тот упрямо и, как казалось, злонамеренно игнорировал их аргументы.
Иегуду, как и других братьев, распирало от обиды и гнева, но он был достаточно умен и обладал необходимым самообладанием, чтобы подавить эмоции. Он понимал, что при всей их правоте здесь не место и не время бороться за справедливость. От него требовалось лишь одно — тихо, мягко поговорить с правителем, «в уши господина моего», чтобы остудить его гнев, расположить к объективной оценке. Иегуда не стучал кулаком, не требовал: «Свободу невинно осужденному Биньямину!» Он спокойно и доверительно предложил обсудить ситуацию с самого начала, пытаясь достучаться до сердца египтянина, напомнил ему о безутешном отце.
Иегуда действовал не с позиции слабости. На самом деле он, как и его отец перед встречей с Эсавом, готовился к трем вариантам: рассчитывал на помощь Б-га, стремился умиротворить врага и, как крайнее средство, был готов поднять вооруженный бунт. Сыновья Яакова обладали фантастической силой, о чем свидетельствует блестящая операция Шимона и Леви по уничтожению мужского населения Шхема. Но главным оружием Иегуды была тихая, смиренная речь.
Постройте иешиву
«Он послал Иегуду впереди себя к Йосефу, подготовить перед ним Гошен…» (46:28).
Выдающиеся личные качества Иегуды, его мудрость, самообладание, готовность взять на себя ответственность и инициативу были по достоинству отмечены Всевышним. Иегуда стал основателем династии еврейских царей. Не случайно Яаков отправил именно его в Египет впереди всей семьи, чтобы тот подготовил все необходимое к их приему и размещению: «Он послал Иегуду впереди себя к Йосефу, подготовить перед ним Гошен…»
РАШИ иначе толкует задачу, порученную Иегуде. Ссылаясь на мидраш, в котором инфинитивной форме глагола «леорот» дается другой перевод: не подготовить, а учить, он говорит, что Яаков велел сыну открыть в Гошене дом учения, иешиву.
«Деяния отцов — знак для сыновей». Наш праотец Яаков показал всем будущим поколениям еврейского народа, с чего надо начинать жизнь на новом месте — с организации еврейского образования, с преподавания Торы. Ибо без Торы нет и евреев. Где бы мы ни жили, в Древнем Египте или средневековой Испании, в Вавилоне или Российской империи, в Бруклине или Государстве Израиль, — повсюду наше выживание обеспечивается домами учения: хедерами, иешивами, колелями.
В Советском Союзе не было иешив, и результат этого виден на печальном состоянии российского еврейства, духовном и демографическом. Тора дала нам универсальную формулу национального выживания: прежде чем позаботиться о своих материальных нуждах, надо создать духовную базу — открыть иешиву.