История моего народа

Лиана Алавердова
Сегодня я хочу, уняв мужской шовинизм, представить вам поэтессу, которую, впрочем, и представлять не надо. Лиана Алавердова публике хорошо знакома — как по частым радиопередачам и поэтическим тусовкам, переводам туда и обратно, премиям всяческих стран и народов, так и по нескольким изданным сборникам. Но, поскольку она некогда работала в Институте философии и права при азербайджанской Академии, я осмелился задать вопрос: что дает ей право писать и какова философия ее поэтического творчества? Получил очень женский и честный ответ: «Стихи, написанные мной, то замещали дневник или записную книжку, были откликом на внешние или внутренние события моей жизни; то сотворены по заказу… Стихи то служили способом излияния скорби, своего рода психотерапией, то были сатирически нацелены на чужие нелепости… очень многие волновавшие меня чувства или впечатления вкупе с игрой воображения нашли свой выход в стихах. Значительную часть моих стихов составляют стихи-размышления или баллады на тему истории еврейского народа — о моих предках, о памяти».
В страхе умолкаю, опасаясь брякнуть нелепость. Но надеюсь еще не раз предоставлять Лиане нашу страничку.
Друзья, присылайте нам стихи на e-mail: ayudasin@gmail.com

Баллада о Марии Нуньес
По Средиземному морю
гуляет корабль испанский
гордым суровым грандом,
с кем связываться опасно.
В трюмах в раздоре перец
и апельсины Марокко,
и скрючены пассажиры
морской болезнью жестокой.
Средь них молодой красавец
(глаза словно два кинжала)
грустит, тяжело вздыхает.
(Запомним его для начала).
Но что это? Шум и крики,
пальба, раздаются стоны  —
английский флот настигает,
враг испанской короны.
«На абордаж!» раздается,
и вот апельсины в бочках,
и перец, и пассажиры
в плен попадают. Точка.
Могучий английский герцог
обзор затеял добычи,
и что-то в юноше смуглом
показалось ему необычно.
Залюбопытствовав, герцог
допрос учиняет строгий,
но хмурится наш красавец,
глаз не сводя с порога.
Пронзила догадка милорда —
он с юноши сдернул шапку —
рассыпались волосы тучей,
несущей любовную жажду.
И вот уж пылает герцог:
«О кто ты, ангел из рая?»
«Зовусь я Марией Нуньес,
я в Амстердам направляюсь».
Но герцог не хочет вовсе
и слышать о заграницах,
и гонит корабль в Лондон,
то есть в свою столицу.
Марию ведут к королеве.
Сказала старуха: «О боже!
Перед такой красотою
устоять вообще невозможно».
Милорд предлагает руку
и сердце Марии Нуньес,
но, кажется, все посулы,
увы, пропадают втуне.
«Скажи мне,
так в чем же дело?
Иль я не богат, не знатен?
Иль есть у меня соперник?
Иль в целом я неприятен?»
«Я вам за честь благодарна,
но я не могу венчаться:
ведь веры иудейской,
в ней гордость моя и счастье.
Скрывали мы нашу веру,
таили в глухом подполье
от инквизиторских козней.
Теперь же стремимся к воле.
Отпустите меня, мой герцог,
ведь нам не судьба
быть вместе.
Я не смогу быть счастливой
Коль стану вашей невестой».
И с грустью простился герцог
с прекрасной Марией Нуньес,
что поплыла в Нидерланды,
а в Англию не вернулась.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 thoughts on “История моего народа

  1. Паучок и Непонимание.

    Сказка Арье Юдасина

    В тридевятом царстве, в неизведанном государстве с жёлто-зелёным паспортом жил Паучок. Угадайте, где? Естественно, за печкой. Но печка никогда-никогда не горела, ведь это была, как умные дяди любят говорить, «декоративная печка». Для чего она, если не греет? Паучок не понимал.
    А ещё в этом доме жило Непонимание. Скажет папа девочке: — « Пойди, помой ручки!» — а она его не понимает: « Опять? Зачем это нужно? — и не идёт. Скажет маме мальчик: « Я хочу три конфетки!» — а мама — таки снова не понимает, насколько это важно, и не даёт. Или даёт одну, да ещё и приговаривает: — «Не ешь много сладкого, зубки побереги…» И попробовать не захочется. Так что Паучок со своим Непониманием был не один.
    И вот однажды не понимать – это очень всем надоело. Собрались вместе жители непонимательного дома и решили: прогоним Непонимание! Устали! И как принялись швабрами и вениками по дому стучать! Непонимание испугалось и ну в печную трубу улепётывать!
    Посмотрел тут Паучок вверх и видит: что-то большое, лохматое и почти прозрачное всё дрожит, бедное, и в трубу еле –еле протискивается. То первый хвост с колючками застрянет, то вторая голова … Жалко его Паучку стало: ведь так долго вместе жили! Хоть и не дружно. Полез он быстро по паутинке на стенку, потом к трубе по потолку, окрутил паутинкой кусочек Непонимания, который ну никак в дырку не протискивался, — и потащил назад! Вниз, к уголочку, за камин… Но – тяжело оно оказалось маленькому паучку: ведь столько лет Непонимание в доме росло и толстело! Увидел Паучок на дороге спящую Собаку и накрутил бедное плачущее Непонимание ей на хвост !
    А надо вам признаться, что Непонимание давно с собачьим хвостом дружило. Вы знаете, почему кошка с собакой ссорятся? Кошка хвостом в стороны машет, когда сердится, а собака – когда радуется;
    Вот и не понимают они друг друга. Путаются и покусать готовы. Наше Непонимание теперь очень хорошо себя чувсрвовало, уверенно и больше никуда уходить не захотело. Так что из-за нашего Паучка и по сей день Кошка с Собакой друг на друга шипят – рычат и царапаются! А представляете, как бы приятно в доме жить стало, если бы все собаки с кошками враз разобрались и помирились !
    Слушайся впредь, Паучок, не нарушай общие решения, даже если кого – нибудь очень — очень жалко станет!
    Но это ещё полбеды: пока Паучок кусочек Непонимания тащил – оно к нему на лапки и налипло. Станет теперь Паучок паутинку плести – чтобы в доме теплее и красивее сделалось, — а Мама – хозяйка тут как тут : — « Это что ещё за грязь и неаккуратность развели?» Намочит тряпочку – и нет паутинки! Сколько дней плёл, так красиво ведь получилось !…
    Так что, дети, если вы теперь паутинку в доме увидите – вы к ней обязательно поближе подойдите и Паучку тихочько скажите: « Ай – яй — яй, Паучок непослушный, не надо было Непонимание в дом обратно тащить!» Но саму паутинку не трогайте, да и Маму попросите» она же для красоты сделана, с ней дом и теплее, и уютней.

  2. а мне кажется, зря Мария за герцога замуж не вышла. Вот Эстер, та аж за царя вышла, а тут всего лишь герцог..К тому же, протестант наверняка, а значит филосемит 🙂

Comments are closed.