Потоки демонстраций американского еврейства в поддержку Израиля и против отторжения территорий несут в себе, слава Б-гу, и тоненький русскоязычный ручеек. Численность его, правда, сравнима с количеством пейсеносных «стражей города», протестующих обычно тут же, неподалеку против того же Израиля и поддерживающих совсем другое. В общем, если и те, и другие удалятся в соседний парк на товарищеский футбольный матч, то скамейка запасных вряд ли понадобится, а отряд, пожалуй, не заметит потери бойца…
А что вообще принесло меня на демонстрацию в Манхэттен? Что нам демонстрировать, и чего сетовать по поводу русскоязычных здесь, если половина ивритоязычных там готова отдать полстраны лишь бы их оставили в покое. Если со второй половиной их роднит то, что и шинуйники, и кипастые сионисты согласны лишь в том, что «эти там» в своих америках прав не имеют им указывать, что делать с этой землей. Есть ли у нас действительно такое право?
Это не вопрос большей или меньшей компетентности в области военной стратегии. В обоих противостоящих израильских лагерях сидит генерал на генерале, и не известно, кто кого перегенералит. Можно было бы сказать, что, начав с Газы, закончить можно Иерусалимом. Но, во-первых, Газа – это уже, увы, не начало, а, во-вторых, многих ли это напугает в стране, чей национальный герой, неохотно отвоевывая Иерусалим, бурчал: «К чему нам этот Ватикан?» И, тем не менее, вот это-то и подводит нас очень близко к ответу на вопрос, почему у еврея, живущего в «америках», должно сердце обливаться кровью, когда землю Израиля отдают врагам.
Случайно или нет, но эти кощунственные слова генерала звучат, как парафраз слов Книги Йеошуа (Иисуса Навина): «Когда в будущем спросят ваши сыны: «К чему вам эти камни?», то вы скажете им: «Ибо пресеклись воды Иордана пред ковчегом завета Г-сподня, когда переходил он через Иордан…» И будут эти камни для сынов Израиля памятником навеки». Этот переход – овладение Священной Землей – означал не только новый этап в жизни еврейского народа, но и перемену в судьбе этой Земли, изменение ее статуса во Вселенной…
Тот, кто изучал Тору с толкованием Раши, составленным в XI веке, знает, как злободневно звучит его комментарий к самым первым словам Пятикнижия. Почему Тора, данная поколению Исхода перед приходом в Обетованную Землю, начинается не с первой заповеди, а с рассказа о сотворении мира? Потому, говорит Раши, что скажут народы мира евреям: «Вы агрессоры, оккупанты, захватившие чужую землю!» Поэтому Тора, прежде всего, доводит до нашего осознания идею о том, что вся земля сотворена Б-гом, и принадлежит Ему, и Он наделяет ею тех, кто достоин.
Не все в этом объяснении столь уж ясно. На первый взгляд, такой ответ дает обоснование любому захвату земель. Да и сама гипотетическая претензия «народов мира» выглядит странной. Чем овладение Землей Израиля хуже захватов и оккупаций, сплошь и рядом творимых этими же самыми народами, живущими на землях, некогда завоеванных ими у других племен?
Метафизическая подоплека претензии «вы захватили чужую землю» звучит так: «На каком основании вы называете эту землю своей, даже будучи изгнанными из нее?!» И на самом деле ответ дается не для оправдания перед «народами мира», а для разъяснения самим себе важной истины, что завоевание Святой Земли народом Израиля, по сути своей, отличается от захвата жизненного пространства. Поскольку в момент перехода через Иордан кнаанейская земля навечно стала Землей Израиля, ибо раскрылась ее внутренняя суть, идея, заложенная в нее еще при Сотворении, – быть Землей, уготованной народу, наделенному особой миссией. И каждый сын Израиля, в какое бы место на планете его ни занесла судьба, всегда связан с этой Землей неразрывной духовной пуповиной.
Любовь к Эрец Исраэль, которую евреи, где бы они ни жили, во все времена называли Арцейну – «наша Земля» – всегда была одной из основ нашей веры. Наша связь с этой Землей гораздо глубже, чем просто удовольствие видеть «отпечатки наших кед» на негевском песке. И для тех, кто живет в Израиле (при всем уважении к этой их заслуге и даже героизму), отказывать евреям, живущим где бы то ни было, в праве считать ее своей Землей и болеть за нее сердцем, означает сводить свое на ней пребывание к банальной оккупации.
Трагичнее же всего то, что многие именно так на свою жизнь в Израиле и смотрят. Будто глазами «народов мира». И не хотят понимать, «к чему нам эти камни». Но, так или иначе, «эти камни» всегда будут у нас на шее, а уж как при этом себя чувствовать – госпожой Луазель или собакой Му-Му – решать нам самим.