ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПРАВ ИЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЖЕНАТ?

«Ты хочешь быть прав, или хочешь быть женат?» – шутят американцы. – «Do you want to be right or you want to be married?» И в этой шутке есть значительная доля правды. Есть люди, которые всегда хотят доказать свою правоту и отстаивают ее любой ценой. Они требуют, чтобы их слово было последним. И даже если предположить невероятное, что люди эти действительно правы в каких-то конкретных спорных ситуациях, то все равно, по большому счету, они глубоко заблуждаются в самом главном. Людям этим не хватает душевной щедрости, великодушия, умения прощать ошибки других. С такими людьми очень трудно иметь дело. В результате страдают их близкие, друзья, коллеги и деловые партнеры. Впрочем, каждому терпению приходит конец, и тогда такому человеку могут уже не в шутку сказать: «Выбирай: хочешь быть прав, или хочешь быть женат?»

Доносчик был прав?

Первый Иерусалимский Храм был разрушен, как сказал пророк Иеремия, из-за того, что евреи «оставили Тору». Это выразилось, по словам мудрецов Талмуда, в трех грехах: идолопоклонстве, кровопролитии и разврате.

Но почему был разрушен Второй Храм, ведь в те времена евреи изучали Тору и соблюдали ее заповеди? Второй Храм был разрушен из-за «беспричинной ненависти» евреев друг к другу, заключает Талмуд и иллюстрирует эту мысль, приводя историю Камцы и Бар-Камцы.

«У одного человека был друг по имени Камца и недруг по имени Бар-Камца. Однажды этот человек устроил праздничную трапезу и попросил своего слугу:

– Пойди и приведи мне Камцу.

Пошел тот и привел Бар-Камцу. Хозяин увидел Бар-Камцу, который сидел среди гостей, и сказал ему:

– Ты ведь недруг мой. Что тебе здесь делать? Встань и уйди!

– Раз я пришел, оставь меня. Я заплачу за все, что съем и выпью.

– Нет.

– Я оплачу половину стоимости трапезы.

– Нет.

– Я оплачу всю трапезу.

Взял его хозяин за руку и вывел из зала.

Подумал Бар-Камца: ученые мужи сидели и не препятствовали хозяину, значит, они согласны с ним; пойду и донесу на них римскому императору.

Пошел он в Рим и сказал императору:

– Взбунтовались против тебя иудеи…»

Но разве эта история иллюстрирует «беспричинную ненависть» евреев друг к другу? – удивитесь вы. – Хозяин дома имел полное право приглашать на свой праздник друзей, а не врагов. И если по ошибке пришел Бар-Камца, то хозяин имел право попросить недруга покинуть его дом. Очевидно, что хозяин дома не ошибался относительно Бар-Камцы, ведь тот действительно оказался доносчиком.

С другой стороны, и Бар-Камца имел полное право обидеться: «Если уж по ошибке меня пригласили, то могли хотя бы не позорить публично, выгоняя из дома».

Может быть, в этом и состоит урок этой истории. Даже если все правы в своих глазах, но никто не хочет, проявив великодушие, уступить, то конфликт неизбежен.

Так что же, у Бар-Камцы была причина донести на евреев римлянам? Нет, это не причина, а повод. Сначала человек ненавидит, а уж потом ищет или ждет повода для того, чтобы дать этой ненависти проявиться. Мудрецы учат, что преодолеть эту «беспричинную ненависть», в результате которой был разрушен Храм, можно лишь «беспричинной любовью». Настоящая любовь и не может зависеть от какой-то внешней причины, корысти или выгоды. Мы любим наших родных не потому, что они обладают какими-то достоинствами, а потому что это наши родители, дети или супруги. «Возлюби ближнего, как самого себя!» – Тора указывает нам любить еврея, потому что он «ближний» – брат, член большой семьи еврейского народа.

Отказ

Наша недельная глава повествует о том, как Моисей просил Всевышнего позволить ему войти в страну Израиля. «И умолял я Всевышнего: … дай мне перейти и увидеть эту землю хорошую, которая за Иорданом. … И сказал мне Всевышний: … Взойди на вершину Писги и взгляни своими глазами на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты Иордана» (Дварим 3:23-27).

Раши объясняет: «И хотя праведники могут упоминать (в молитвах) о своих добрых делах, они просят у Всевышнего только дара». Своей молитвой Моисей обращался не к небесному суду, а к милосердию Всевышнего. Корень слова «молить», на иврите ханан, означает дарить, миловать.

Если кто-то начнет качать права: «Ты обязан мне это дать, мне полагается!» – то вы захотите проверить, действительно ли прав этот человек в своих требованиях. Однако он может обратиться к вам по-другому: «Я знаю, что по праву мне не полагается ничего, я лишь прошу тебя проявить милосердие и сделать мне одолжение». Отказать человеку, который апеллирует к щедрости вашей души, будет гораздо сложнее. Почему же Всевышний отказал Моисею, несмотря на то, что он молил Всевышнего проявить милосердие?

Воды раздора

После смерти сестры Моисея Мирьям осушились источники воды в Синайской пустыне. «И спорил народ с Моисеем:… Зачем привели вы общество Всевышнего в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? Для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место, место, лишенное посева и смоковниц, и винограда, и гранатовых яблок, (где) и воды нет для питья?… Всевышний сказал Моисею: Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду… И созвали Моисей и Аарон общину к скале, и сказали им: слушайте, строптивые, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду? И поднял Моисей руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их…

Всевышний сказал Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред глазами народа Израиля, не введете вы общины этой в землю, которую Я дал им» (Бамидбар 20: 1-12).

В чем же состоял грех Моисея, из-за которого ему не было позволено войти в землю Израиля?

Рамбам утверждает, что грех состоял в проявлении гнева: Моисей в сердцах назвал евреев строптивыми. Раши считает, что Моисей упустил возможность продемонстрировать перед евреями святость Всевышнего — силу слова. Если бы евреи увидели, что даже скала выполняет слово Всевышнего, то, тем более, и они решили бы исполнять его волю. Рав Пам пояснял, что Моисей мог научить евреев верить друг в друга, даже если другой человек кажется тяжелым, как скала. Все равно нужно «не ударять» его, а разговаривать с ним до тех пор, пока не выйдут из него чистые воды Торы.

Урок щедрости

«Можно понять волнения евреев, которые вдруг остались без воды в Синайской пустыне, – писал Рав Элиэзер Шах, недавно ушедший от нас глава иешивы «Понович» в Бней-Браке». – Однако они были не правы в своих нападках на Моисея. Несмотря на всю их неправоту, Всевышний попросил Моисея собрать евреев у скалы для того, чтобы напоить их. Всевышний хотел этим показать, что Его милосердие и щедрость распространяется не только на тех, кто заслужил, но даже и на тех, кто не достоин! Моисей назвал евреев строптивыми, призывая их к раскаянию и исправлению. Он считал, что лишь таким образам они могут действительно заслужить воды. По-своему он был прав, человеку следует стремиться заслужить награду, а не надеяться на подачку – незаслуженный дар. В данном случае Моисей нарушил план Всевышнего. Евреи раскаялись и теперь, заслужив, могли получить воду. Однако возможность продемонстрировать щедрость Всевышнего была упущена!

Человек сотворен по «образу и подобию» Всевышнего. Потому если Всевышний милосерден и щедро поддерживает существование даже тех, кто не прав и не заслужил воды в пустыне, то и каждому из нас следует уподобиться Всевышнему! «Он – милосерден, и ты будь милосердным!» – учили мудрецы Талмуда.

Теперь мы, возможно, можем понять, что Всевышний «мерой за меру» не проявил милосердия к Моисею, который упустил возможность продемонстрировать милосердие Всевышнего перед евреями и научить их щедрости духа. И все же главный урок состоит в том, что требовательность стоит проявлять прежде всего по отношению к себе, а с милосердием и щедростью следует относиться к другим.

Субботние свечи:

19 августа, пятница 7:30

20 августа, Исход Субботы, 8:36

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора