– Здравствуйте!
Какое значение слова «ханука»? Как его раскладывают на составляющие? И что объединяет Хануку и Пурим?
Спасибо.
Юлия, Украина
– Слово «ханука» имеет несколько значений, но все они — производные от слова «хинух», что означает «процесс подготовки к выполнению своей роли, своей функции».
Это может быть, например, воспитание ребенка. Обучение искусству жизни, мудрости жизни, а также обучение наукам и профессиям.
Кроме того, слово это употребляется и в сочетании с неодушевленными существительными. И тогда оно обозначает завершение процесса подготовки объекта (скажем, здания) к выполнению того или иного предназначения, а также и празднование этого события (когда сделано какое-либо важное дело).
Речь может идти о завершении строительства Храма, равно как и о тех исторических событиях, в память о которых мы отмечаем праздник Хануки. Ведь тогда Храм бы осквернен, и евреи под предводительством братьев из рода Хашмонеев очистили Храм, вернув возможность снова зажигать Менору — семисвечник, символ Света Торы.
Существуют и дополнительные грани постижения смысла слова «ханука». Раскроем их на двух примерах.
1. В слове «ханука» две части: «хану» и «ка». Первая в переводе с иврита означает «остановились» (в данном случае — окончание периода страданий), получили возможность снова жить хорошо, оставив позади трудный период жизни.
Вторая состоит из букв каф и hей, что представляет собой буквенную запись числа 25.
В итоге получается: «25-го [дня месяца Кислев] достигли возможности оставить позади [иго греческого духовного рабства]».
2. Слово «ханука» можно рассматривать как аббревиатуру выражения Хет Нерот Ве-hалаха Ке-бейт hиллель. В переводе с иврита — «восемь свечей и hалаха школы Гиллеля (это будет понятным, если знать, что буква вав может читаться как звук «ве» и как звук «у», и что последняя буква в слове «ханука» — hей).
В этой аббревиатуре прочитывается основная традиция, согласно которой празднуют Хануку (метод, предложенный школой великого Гиллеля). По установленному обычаю, мы восемь дней зажигаем свечи. В первый день — одну, а потом каждый день добавляем по одной дополнительной свече. И так — до восьми.
Теперь — об общих чертах праздников Пурим и Ханука. Выделим несколько из них:
1. Оба праздника связаны со спасением от смертельной опасности. Пурим — от физической, Ханука — от опасности духовной.
2. Оба праздника напрямую не упомянуты в Торе, так как связанные с ними события произошли после дарования Торы. Но, отмечая их, мы произносим браху (благословение), соответствующую праздничным дням, так, как будто бы сам Творец мира заповедал нам отмечать эти праздники — Пурим и Хануку.
3. Но Кидуш (освящение дня над бокалом вина) ни в Пурим, ни в Хануку все же не произносят.
4. В отличие от праздников, упомянутых в Торе (Песах, Шавуот и т.д.), в дни Хануки и в Пурим нет запрета на выполнение каких бы то ни было работ.
Рав Элиягу ЭССАС
Evrei.com