Жирные коты

«…И он послал позвать всех чародеев и мудрецов египетских. И рассказал им фараон свой сон. И не истолковали его фараону» (41:8).
«Прост, как правда» — такое эффектное клише придумали для Ленина мастера советской пропаганды. Суть правды действительно заключается в ее простоте и убедительности. Когда слышишь правдивый ответ, невольно думаешь: «Зачем я вообще спрашивал? И так все ясно».
В сегодняшнем разделе Торы фараон вызывает к себе всех чародеев и мудрецов и велит им найти толкование его тревожным снам. Те предлагают разные варианты, но ни один не устраивает египетского правителя.
И тут придворный виночерпий вспоминает, что в аналогичной ситуации Йосеф истолковал его сон так просто и точно, что он сразу понял: предсказание Йосефа верно и обязательно сбудется.
В оригинальном тексте Торы чародеи называются «хартумим». Корень этого слова — «харат», что означает «вытачивать», «вырезать» или «гравировать». В Египте «хартумим» были главными специалистами по иероглифам. Иероглиф — это символ вещи, но не сама вещь. «Хартумим» пытались интерпретировать сны фараона символически, но ничего путного не могли придумать.
В отличие от них, Йосеф истолковал сны фараона не как иероглиф, не с помощью символических образов, а пользуясь простым и ясным смыслом тех картин, которые фараон увидел во сне. Например, Нил разливается только раз в году, поэтому семь коров, выходящих из реки, однозначно указывают на семь лет.
Хотя Б-г часто пользуется метафорами, передавая сообщения пророкам, в каждой Его метафоре содержится также простой здравый смысл.
Кроме чародеев, фараон призвал в свои покои и египетских мудрецов. Почему они не смогли правильно истолковать сны? Ведь их мудрость базировалась не на символическом, иероглифическом понимании. Но она не подсказала им истинный смысл вещих сновидений.
Египтяне были язычниками. Они отрицали существование единого Б-га. Их мудрость опиралась на человеческую логику, согласно которой слабый не может победить сильного, а малочисленные не могут разгромить многочисленных. Короче, тощие и изможденные коровы не в состоянии съесть жирных и холеных коров. Это кажущееся противоречие, увиденное во сне фараоном, сбивало с толку мудрецов. Того, что увидел во сне их правитель, просто не могло быть.
Йосеф начал свое толкование с предисловия: «То, что Б-г сделает, Он возвестил фараону». Между тем, у Б-га своя логика, не похожая на логику человеческого разума. Эта высшая логика не доступна нашему пониманию. Как сказал пророк Йешаягу: «Мои мысли — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои» (55:8). По логике Всевышнего, слабые могут одолевать сильных.
Раздел «Микец» всегда читают в дни Хануки. Греки, как и египтяне, исповедовали языческую религию. У них было множество богов в облике людей. Существование единого невидимого Б-га они отрицали. Поэтому в их представлении слабый не мог победить сильного, а малочисленная и плохо вооруженная еврейская повстанческая армия была обречена на разгром при первом же столкновении с огромной и прекрасно обученной армией Селевкидов.
Однако чудеса Хануки показали, что есть логика, несовместимая с общепринятыми логическими клише. В результате, как сказано в ханукальной вставке молитвы «Шмонэ-Эсрэ», «сильные были отданы в руки слабых, а многочисленные — в руки малочисленных».
Если Б-г захочет, жирные коты истории легко попадут в желудки тощих котов.

По первому впечатлению
«И семь коров тощих и невзрачных, вышедших за ними, — это семь лет, и семь колосьев пустых и опаленных восточным ветром — будут семь лет голодных» (41:27).
Великий талмудист Рава, живший в Вавилоне в III–IV веках н.э., всегда начинал свои объяснения сложных вопросов Торы с легкого юмора или забавной истории. Зачем он это делал?
Природа человека не изменилась за последние два тысячелетия. Как только лектор открывает рот, наши глаза сами слипаются. Человеческий мозг инстинктивно отталкивает голую теорию и сложные умозрительные построения. Но если их приправить хорошим рассказом, он впитает информацию, как губка.
Рава знал об этой психологической особенности и умело пользовался средствами, позволяющими преодолеть естественный барьер сонливой апатии своих слушателей.
Короче, люди не будут слушать вас, если вы с первой минуты не овладеете их вниманием.
В сегодняшнем разделе Йосеф блестяще истолковал сновидения фараона. Но его объяснения кажутся не совсем логичными. Вначале он говорит, что семь «хороших» коров и семь «хороших» колосьев — это семь лет, и что речь идет об одном и том же сне. Затем, перейдя к тощим коровам и пустым колосьям, он уточняет, что они свидетельствует о предстоящих семи голодных годах. И лишь после этого Йосеф раскрывает всю картину: Египту предстоят семь сытых лет, которые сменятся семью годами неурожая. Почему он сразу не сказал, что «хорошие» коровы и колосья — это знак процветания? Для чего нарушил хронологию событий?
В объяснении Йосефа скрыт искусный ораторский прием. Он знал, что говорить о семи урожайных годах в такой богатой и процветающей стране, как Египет, это все равно, что описывать питательные достоинства хлеба. Его просто не стали бы слушать. Йосеф нарочно шокировал фараона и его свиту упоминанием о предстоящем катастрофическом неурожае, чтобы к нему прислушались и серьезно отнеслись к его дальнейшим рекомендациям о необходимости сбора зерна.
Обращаясь к человеку по важному делу, надо, в первую очередь, завладеть его вниманием. Иначе он вас просто не услышит…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора