В программе изучения недельных глав Торы мы сейчас находимся примерно посредине книги «Берешит». Сюжет постепенно переходит от истории Яакова к историям его сыновей.
С помощью «семейной расстановки» Тора рисует нам процесс развития личности, с ее сильными и проблемными сторонами.
Каждый из персонажей, от главных до эпизодических, выражает какую-то часть личности, при этом развитие сюжета отражает динамику развития характера.
Наши три праотца дают нам ключи к пониманию трех главных качеств характера, которые обозначаются сфирот — хесед, гвура, тиферет.
Эти качества возникают и созревают по очереди.
Хесед — это переход от животно-эгоистического подхода к жизни к желанию распространить свое влияние, оставить след от своей жизни в как можно более широком масштабе. Если человек смертен, то следы его влияния имеют шанс пережить человека, соединяя его с вечностью.
Самым базовым способом оставить след является рождение потомства, которое остается после нас. На более высоком уровне это творческое начало, которое рождает новые идеи. С помощью творчества человек реализует свой потенциал. Это и есть проявление хеседа. Также хеседом служит гостеприимство. Ишмаэль — избыточный хесед, стремящийся к разврату или даже к самопожертвованию шахида.
Тора учит нас, что одного творческого порыва недостаточно. Нужна еще и дисциплина (подобно тому, как воде нужен стакан, чтобы не расплескаться). Это качество гвуры, жесткости и ограничения, представленное в Торе Ицхаком.
У первых двух праотцев были жены, которые компенсировали их качества. Сара, жена Авраама, несла «гвуру в хеседе». Именно по ее инициативе Авраам должен был «отсечь» чрезмерный хесед. Ривка, жена Ицхака, помогла мужу «отсечь» Эйсава.
Гвура — самое «служебное» качество из трех, у него нет своего «интереса», оно должно работать на своих партнеров. Поэтому Ицхак — самый безынициативный персонаж, за него все время решают его судьбу. Сначала ему приводят жену, потом жена организует получение главной брахи Яаковом вместо Эйсава. Символическим смыслом жертвоприношения Ицхака является «процедура» связывания, которая обозначает, что жесткость должна быть жестко ограниченной (не пытаться выходить в лидеры). Избыточная гвура приводит к жестокости и кровопролитию, что изображено в образе Эйсава.
Яаков становится центральным элементом в системе, обозначая баланс между первыми двумя качествами. Баланс приобретает некоторую самодостаточность — это мы видим из того, что жены Яакова не играют столь ключевые роли в семейных решениях, как жены Авраама и Ицхака. Яаков уже сам представляет устойчивость.
Человек, приобретший устойчивость, переходит на другой уровень духовности. Ему раскрываются новые ресурсы. Тора символизирует это образами лестницы Яакова (духовный подъем) и тем, что Яаков снимает камень с колодца (глубинное измерение).
Но сбалансированному Яакову дается не одна, а две задачи — освоение земного мира и выход в духовный мир. Поэтому у него две основные жены, партнеры для двух видов работы.
Наш мир структурно более простой, поэтому от Рахели у него два сына. Духовный мир требует более сложного подхода, поэтому от Леи Яаков имеет шесть сыновей (и еще четыре «вспомогательных» от двух жен-наложниц).
Сыновья Яакова — это разные грани личности сбалансированного человека. Конфликты между сыновьями помогают нам понять сложную динамику взаимодействия разных частей.
Так же как у Яакова было две жены, сыновья от этих жен вынуждены выяснять между собой отношения непростым образом. Все это тоже проецируется на наш внутренний мир.
Два сына выражают жесткие отношения — это Шимон и Леви. При этом один из них, Леви, трансформирует свою жесткость в форму служения Вс-вышнему, где дисциплина и самоконтроль особенно уместны.
Основные лидеры, Йегуда и Йосеф, взаимодействуют очень нетривиальным образом. Йосеф как лидер земного мира раскрывается в последних главах книги «Берешит». А Йегуда свои основные черты переносит в будущее, которое раскрывается в царе Давиде, потомке Йегуды, и сыне Давида — царе Шломо.
Оптимальный путь духовного развития — это отражение схемы Торы в нашем внутреннем мире.