В программе моего «турне» — Израиль и конференция по еврейской медитации. Эта тема практически необъятна, и мы рассмотрим еще несколько ее аспектов.
Активность человека можно условно разделить на две области — «внешнюю» и «внутреннюю» (извиняюсь за изобилие кавычек, у нас всегда будет проблема называния непривычных объектов привычными словами). Если мы рассмотрим молитву, внешней областью будет текст из молитвенника и процесс проговаривания этого текста молящимся.
В еврейском формальном варианте мы видим минимум свободы в молитве, так как человек пользуется готовым текстом. Но когда мы подключаем к рассмотрению «внутреннюю» область, мы оказываемся в зоне максимальной свободы, так как внутри человека во время молитвы может происходить огромное количество различных важных процессов. Главная проблема работы с «внутренней областью» — это ее «неосязаемость» и в связи с этим невозможность ее объективного описания. Но это не говорит о полной «аморфности» внутренней области. В ней работают законы и принципы. Обычный человек не знаком с этими законами и в этом случае очень часто свобода выбора превращается в несвободу, так как внутренний мир человека начинает действовать под жестким влиянием различных неконтролируемых сил, вытесняя или блокируя настоящее творческое общение со Вс-вышним.
Чтобы научиться овладению своим внутренним миром, у нас есть два языковых варианта. Первый — мы разрабатываем язык специальных понятий, которые описывают внутренние силы. И уже овладев этим языком, мы начинаем разворачивать «батальное полотно», изображающее наш внутренний мир. Второй — пользоваться метафорическим языком. В этом случае мы находим предметы или силы в знакомом нам мире и используем их для описания внутренних объектов, понимая, что наши объекты обозначают нечто неосязаемое, но похожее по свойствам на слово-символ.
На иврите очень обобщенным понятием, описывающим внутреннюю «ситуацию», является кавана. Это очень важное слово, и оно помогает нам сфокусироваться на внутреннем мире. Но, с другой стороны, оно слишком общее и нам нужны более конкретные способы доступа. Важнейшим словом-метафорой является слово клипа (в переводе с иврита — скорлупа, мн. число — клипот). Этим словом обозначают мешающий фактор, который, в частности, «не пускает» нас к ресурсу, как скорлупа ореха не пускает нас к его ядру.
Главная суть молитвы — ощутить доступ и связь со сверхмощной силой, управляющей миром. Почему же обычный человек очень редко ощущает эту связь в молитве? Во время молитвы у нас могут быть эмоциональная и интеллектуальная клипот.
Один из сценариев — эмоциональная клипа. Человек эмоционально очень сильно «заряжен» на какие-то свои проблемы и это создает барьер между нами и Вс-вышним. И всю молитву его эмоция хозяйничает внутри него, не подпуская нужный «ресурс». Обычно это обиды, волнения, гнев на кого-то или страх чего-то. Эти эмоции становятся барьером на пути.
Интеллектуальная клипа «играет» по другим принципам. Человек начинает воспринимать духовный процесс через свой ум. Он активно размышляет и даже может придумать какие-то новые идеи. И это иногда бывает интересно и полезно. Но в случае молитвы иногда работа ума может стать клипой, так как человек всю молитву потратит на размышление, подменив им саму молитву.
Есть разные методики преодоления этих клипот. Одна из них — человек представляет в воображении, что его эмоции (или интеллект) являются стеной, которая отгораживает его от Б-га. Мы мысленно говорим себе, что мы — хозяева в нашем внутреннем мире. После этого мы мысленно приказываем этой стене-клипе расколоться и открыть то, что находится за ней. Хотя этот процесс выглядит простым, он очень мощный, так как, пользуясь правильными образами, мы получаем эффективную систему управления и подобные мысленные команды позволяют нам преодолеть сопротивление клипот.
После этого мы должны представить себе, что внутри нас раскрываются мощные потоки Б-жественного проявления (манифестации), — и наша молитва становится глубокой, яркой и насыщенной.
Если человек выполнит несколько подобных программ перед молитвой, его общение с Б-гом кардинально изменится. И такая молитва задаст человеку другое наполнение всей жизни, так как молитва начинает и заканчивает день, переводя наш внутренний мир в возвышенное состояние.