Тора — не сборник мифов, легенд и древних обычаев, из которых сформировалась еврейская религия. Это учебник жизни. На примере Авраама, радушно встретившего путников в знойный полдень, мы учимся правилам гостеприимства. Его стратегия выполнения заповеди «ахнасат-орхим» заслуживает подробного разбора по пунктам в назидание нам, его потомкам.
1. Желая оказать гостеприимство незнакомцам, Авраам разбил шатер на пересечении торговых путей. Он не ждал гостей, а в буквальном смысле искал их, высматривал и, несмотря на зной и боль (третий день после обрезания особенно тяжел), вышел навстречу им из прохладной тени шатра. Такой уровень праведности для многих недостижим, но по крайней мере надо стремиться встречать гостей тепло и охотно.
2. Он дал гостям воды и сказал: «Омойте ваши ноги». Именно в этом они нуждались после долгой ходьбы по пыльной дороге.
3. Авраам предложил им сесть под дерево, пока он будет готовить для них угощение. Мы тоже должны вначале показать гостям, где они будут спать, или по крайней мере предложить им кресло, чтобы они могли максимально расслабиться перед едой, передохнуть, взбодриться.
4. Заметив, что гости спешат, Авраам сразу обещал, что не задержит их: «Вы подкрепитесь — потом пойдете; сделайте так, раз уж вы проходили мимо слуги вашего».
5. Он обещал накормить их только «ломтем хлеба», но устроил щедрую трапезу, подав на стол все лучшее, что было у него (лепешки из «трех мер лучшей муки», сливочное масло, молоко, мясо «теленка, хорошего, нежного»), «а сам стоял подле них», прислуживая гостям. Урок для нас: меньше говорить и больше делать.
6. Авраам не только лично прислуживал гостям, проворно и инициативно, стремясь выполнить любое их желание, но и подключил к приему своих домашних: «И поспешил Авраам в шатер, к Саре, и сказал ей: “Поторопись, три меры муки, лучшей муки замеси и сделай лепешки!”»
7. Когда гости поели, он, верный своему слову, не стал их задерживать. Некоторые люди, накормив гостей, требуют от них «платы» в виде задушевного разговора: «Куда вы так спешите? Давайте поговорим, у меня же не ресторан». Гостеприимство должно быть бескорыстным.
8. Наконец, когда странники поднялись и отправились в направлении Сдома, «Авраам пошел проводить их» (вопреки русской поговорке «Вот тебе Б-г, а вот тебе порог»). Это очень важная составляющая мицвы гостеприимства: гостя надо проводить не до входной двери, а дальше — к автобусной остановке, стоянке такси или хотя бы до лифта.
Короче, сегодняшний раздел дает нам подробную инструкцию по приему гостей. Ее общие положения те же, что и почти четыре тысячелетия назад.
* * *
Не знаю, как вы, а я с особым напряжением читаю эпизод из сегодняшнего раздела, в котором рассказывается об изгнании Агари и Ишмаэля. Авраам снабдил их на дорогу провизией и водой, но они заблудились: «И иссякла вода в мехе [Ишмаэль заболел в пути и выпил всю воду], и бросила Агарь сына под одним из кустов и пошла, и села вдали, на расстоянии выстрела из лука, ибо сказала: «Пусть не увижу я смерти ребенка» [это о двадцатилетнем-то парне], и села еще дальше и горько зарыдала» (21:15–16).
Еще немного, и не будет Ишмаэля, а значит, и его потомков-арабов. Не будет ислама, кровавых войн, террористов-смертников и жертв «мирного процесса». И не пришлось бы нам сегодня отдавать нашу землю так называемым «палестинцам» под требовательным оком мировой общественности.
Но «услышал Б-г голос отрока [его молитву о спасении]… и сказал [ангел Агари]: «Не бойся: внял Б-г голосу отрока в его нынешнем состоянии [дословно: там, где он находится]».
Всевышний знал, конечно, что через много веков потомки Ишмаэля будут убивать и теснить евреев с их земли, но Он судил его «там, где он находится». В тот момент Ишмаэль заслуживал спасения и был оценен только по своим проявленным на тот момент достоинствам.
Но в Торе есть и другой подход. В разделе «Ки теце» (книга «Дварим») говорится о «буйном и непокорном сыне», носителе неисправимого зла. Его велено казнить не из-за его нынешнего поведения, а потому, что, став взрослым, он неизбежно станет грабителем и убийцей ради удовлетворения своих животных страстей. Нельзя дать ему дожить до этого времени.
Так почему Ишмаэль не был судим по тем же меркам — как «буйный и непокорный сын» — и приговорен к смерти за преступления, которые совершат его потомки против Б-гом избранного народа? Почему Всевышний судил его «там, где он находится»?
Чтобы ответить на эти вопросы, приведем одно «техническое» правило. Свиток Торы разрешается писать только черными чернилами на пергаменте. Чернила другого цвета не допускаются. Но как быть, если свиток написан черными чернилами, которые со временем покраснеют? Допустимо ли читать такой свиток в синагоге еще до того, как чернила изменят свой цвет, пока они еще «кошерные» — черные? Оказывается, нельзя. Свиток Торы, написанный чернилами, которые со временем изменят цвет, не годятся, даже если вначале они черны, как ночь.
Теперь мы получаем нужный ответ. Буйный и непокорный сын подобен черным чернилам, которые станут красными, и мы воспринимаем его как «красные чернила», маскирующиеся под черные. Его подлинная суть еще не проявилась, но она уже сидит в нем. Дело не в том, что он превратится в разбойника с большой дороги. Он — уже разбойник. Мы просто не видим этого. Поэтому Тора судит «сына» в счет его будущего поведения.
С Ишмаэлем все обстояло иначе. Его потомки не представляли его в тот момент, когда он молился Б-гу, умирая от жажды. Он за них тогда не отвечал. Ишмаэль был еще праведником из дома Авраама и заслуживал спасения. Наверное, поэтому рассказ о спасении Ишмаэля читается в Рош Хашана, когда мы стоим перед Небесным трибуналом, раскаиваясь в прошлых грехах, а новых еще не совершив. В этот момент Б-г благосклонно судит нас, как Ишмаэля — там, где мы находимся.