Завещание с ловушкой

И было это в дни Амрафеля, царя Шинарского… (14:1).

Один богатый еврейский купец, оказавшись в дальней стране, тяжело заболел и вскоре понял, что его конец уже близок.
Лежа на смертном одре, он с горечью думал, что все взятые им в путь товары и деньги окажутся после кончины в руках раба, который сопровождал его в поездках, а не единственного и горячо любимого сына, оставшегося на родине. Положение казалось безвыходным.
Но тут умирающему пришла в голову блестящая мысль. Он позвал раба и сказал: «Пригласи нотариуса, чтобы я мог продиктовать ему мою последнюю волю и решить наследственные дела». Нотариус явился и стал записывать под диктовку умиравшего купца: «Я завещаю моему рабу все, чем я владею. Мой сын унаследует только одну вещь по своему собственному выбору».
Раб был вне себя от радости. Когда купец скончался, он спешно вернулся на родину, явился к сыну умершего, с притворной скорбью сообщил ему печальную весть и тут же ознакомил с отцовским завещанием.
Сын тяжело переживал смерть отца и почти не думал о потере наследства. Но спустя некоторое время, когда первый шок от свалившегося горя прошел, он перечитал загадочный текст завещания и отправился к раввину за советом. На следующий день ему предстоял суд по наследственным делам.
Раввин выслушал печальный рассказ сына, внимательно прочел завещание и улыбнулся. «Твой отец был очень умным человеком, — сказал он. — Он позаботился о том, чтобы его имущество не было расхищено или украдено рабом. Поэтому он как будто подарил его рабу, чтобы тот берег его, как свое собственное. Завтра, когда раб представит бейт-дину завещание твоего отца и скажет, что отец отдал ему все, чем он владел, кроме одной вещи, которую ты можешь выбрать, положи руку ему на плечо и заяви: «Из всей собственности отца я выбираю этого раба». Ведь ты знаешь, что по нашему закону человек, купивший раба, становится владельцем всего, чем тот владеет. В результате все имущество твоего отца перейдет к тебе. Именно этого он и хотел».

Праведность в квадрате
Германское «экономическое чудо» — одна из удивительнейших страниц современной истории. В результате Второй мировой войны Германия была разгромлена, разграблена и расчленена Америкой и Советским Союзом. Казалось, эта страна никогда не восстанет из пепла. Но прошло всего пятьдесят лет, и Германия превратилась в одно из самых богатых, продуктивных и технически развитых государств.
Как объяснить сей феномен? Можно, конечно, сослаться на традиционную немецкую дисциплину и деловитость, на особо благоприятные политико-экономические условия. Однако сегодняшний раздел Торы позволяет оценить ситуацию еще под одним углом зрения.
В разделе «Лех леха» есть странный, на первый взгляд, и выпадающий из сюжетной канвы эпизод, в котором рассказывается о том, как коалиция четырех царей разгромила армии пяти других царей.
Комментаторы дают такое объяснение. Б-г нарочно подтолкнул к войне четырех царей, возглавляемых Амрафелем, царем Шинарским, чтобы в результате этих событий Авраам получил возможность проявить еще одну грань своей личности: физическую силу и отвагу в бою. Лот, живший в порочном городе Сдоме, оказался пленником победоносной коалиции. Аврааму ничего не оставалось делать, как мобилизовать своих учеников и спасти племянника. Несмотря на подавляющее численное превосходство врага, Авраам и его 318 бойцов разгромили армию четырех царей и захватили всю их богатую добычу.
И тут Авраам проявил еще одно выдающееся качество — несравненное благородство. Он отказался от трофеев, хотя по тогдашнему международному закону победитель забирал все. Авраам хотел тем самым показать, что он пошел на войну исключительно по альтруистическим соображениям — ради спасения племянника.
Сам он не взял «ни нитки, ни ремешка для обуви», но со своими соратниками велел произвести полный расчет, из чего мы выводим еще один моральный урок: нельзя быть праведником за счет других.
Б-г стоит за кулисами всех исторических спектаклей. Подобно тому, как Он стравил коалицию четырех ближневосточных царей с их взбунтовавшимися вассалами, четыре тысячи лет спустя, уже в нашу эпоху, Он обеспечил экономический взлет Германии для того, чтобы потомки Авраама получили от немцев то, что им причитается по праву — пенсии и денежные компенсации на сотни миллионов долларов. Всевышний хранит и преумножает имущество злодеев, чтобы оно досталось их жертвам.

Сохраняй дистанцию
И сказал Б-г Аврааму: «Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране…» (15:13).
Ребе из Коцка дает такое оригинальное толкование этому пророческому видению Авраама о предстоящем египетском рабстве. Когда сыны Израиля находятся в изгнании, они должны чувствовать себя пришельцами и вести себя соответственно, а не бороться за равные права и не пытаться поскорее слиться с местным населением. Иначе жажда ассимиляции породит не меньшую по силе жажду крови у представителей титульной нации.
Есть и другое объяснение. В приведенных словах выражено не долгосрочное пожелание, а сообщение. Б-г говорит евреям, что, отправив их в изгнание, Он не позволит им слишком тесно сближаться с коренными народами. Либо мы останемся «пришельцами», либо по нам ударит бумеранг лютой ненависти.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора