Глава «Веди себя» символизирует путь жизни Авраама и его детей — еврейского народа. И начинается, и заканчивается она болезненной операцией, поднимающей пациента на высокий уровень. Сперва — уход из родной страны, разрыв связей. В конце главы — обрезание. Авраам уходит в 75 лет и его следующие 100 лет (по гематрии «лех леха») — это будет новая жизнь, труд «избранного племени и светоча народов». Умрет праотец в 175 — полностью исчерпав свою столетнюю долю скитаний.
Другое значение 100, равного по гематрии лех леха, — именно в столетнем возрасте сбудется для Авраама: «Сделаю тебя народом великим». У него родится Ицхак, второй еврей. Для старшего же сына Ишмаеля, тогда тинейджера, Авраам выпросит у Б-га лишь обетование «и он тоже будет великим народом». Тоже. Вторично. Хотя, в силу биологического старшинства и многочисленности, станет претендовать на первенство.
Тур перечисляет благословения, полученные Авраамом, когда Создатель направил его в галут. «И сделаю тебя великим народом, и благословлю, и возвышу имя твое, и станешь благословением». Семь благословений здесь. 1. Станешь великим народом, величие которого — самостоятельность, право самому заслужить порабощение или освобождение. 2. Еще до обрезания Творец обещал Аврааму богатство. И за что клянут «еврейских толстосумов»? Не «они стащили», это Всевышний их дедушке подарил! 3. Станешь из Аврама (отец народа) Авраамом (отцом народов). 4. Сам будешь благословением. Вона как мы гордимся талантами — куда евреи пришли, там земля и культура расцветают! А дело вовсе не в талантах, просто гуляет с нами тот «лучик». 5. Благословляющие тебя будут благословлены. 6. Проклят каждый, ищущий тебе зла (мда…). 7. Все земные семьи тобой благословятся.
Но есть еще одно, здесь не перечисленное. О нем мы узнаем дальше: «…и Авраам стал стар днями, и Г-сподь благословил Авраама всем». Спорят мудрецы Талмуда. То ли не было у него дочери — а это и есть наивысшее благословение, ибо дочь пойдет за мужем, опустится от величия авраамова дома. То ли, наоборот, дочь у него была — иначе благословение неполно. А я выделю то, что поступки его и других наших праотцев настолько важны, что «впечатаны» в века. Их дети проходят по проторенным духовным и земным дорогам.
В главе появляется Ишмаель. Назван он так, поскольку «ишма Кель». Тогда услышал Б-г мольбу и услышит еще раз в дальнейшем — ведь сделают ишмаельтяне жизнь евреев невыносимой. Не хочу сейчас касаться странной сделки с Гиладом Шалитом. Израильское правительство само запуталось между восточной хитростью и напускным западным благодушием, отменило смертную казнь (мы — флагманы демократии!)… И теперь не знает, что делать с толпами палестинских убийц. Пущай лучше на улицах развлекаются. Но ушлые ребятушки тут же отыскали место в 60-м псалме, где за словом «Суккот» следует «Мне Гилад». Значит, все по плану… Да и слава Б-гу, у нас хотя бы иногда ценят жизнь человека!
Вспомню-ка я лучше иную знаменитую ссылку: Эсав перед Освобождением вновь попытается убить Яакова руками Ишмаеля. Сей момент истины наступил. Когда НАТО бомбило ливийский Сирт, город племени Каддафи, продолжая твердить мантру о «защите мирного населения от зверств Каддафи», затем расколошматило колонну экс-диктатора и бросило его с сыном, а теперь и весь город на растерзание своим союзникам-дикарям, западные страны подписали «свидетельство о банкротстве».
Я лично не большой фан гроссмейстера Каддафи, да и ливийскому коммунизму рано или поздно должен был наступить конец. В стране не осталось ни одного еврея — все бежали от погромов, и благословение Авраама больше не оберегало «нефтяное Эльдорадо». Но западные правительства взялись наперебой сбрасывать маски своей избирательной «борьбы за справедливость и свободу». «Демократический» Эсав пробуждает дикость Ишмаеля, поит его кровью, науськивает «в священный поход». Хотя он позабыл о самом первом из благословений Авраама: еврейский народ сам отвечает за свое спасение или бедствие. Надеюсь, нам достаточно будет услышать отдаленный рокот. Год обещает быть интересным. Скоро мы проснемся.