Без срока давности. К 70-летию массового сожжения одесских евреев в артиллерийских складах Люстдорфа

Одесситы слушают выступление военного коменданта Одессы и Транснистрии

22 октября 1941 года в 5 часов 30 мин утра прогремел огромной разрушительной силы взрыв на Маразлиевской улице, в здании бывшего НКВД, где разместилась румынская комендатура. Под руинами здания оказались 175 генералов и высших офицеров оккупационных войск.
Уже в полдень 23 октября колонны узников из городской тюрьмы и других мест города перегонялись в направлении бывших артиллерийских складов. Они были расположены в пригороде, в Люстдорфе, рядом с радиостанцией РВ-13 и колхозом им К. Либкнехта. Улицы, по которым гнали людей к артскладам, стали одними из первых «дорог смерти» одесских евреев.
Обессилившие, падающие на дороге добивались прикладами солдат и дубинками украинских полицаев. Пытавшихся бежать пристреливали без предупреждения. Повсюду валялись трупы стариков и женщин.
Складов было всего девять. Площадь каждого — 40 м2. Следовательно, общая площадь — 360 м2. На этой малой площади румынские каратели насильно разместили 25 000 (по другим данным — 28 000) одесских и бессарабских евреев.
Наглухо были забиты ворота и окна. Стены были облиты бензином и подожжены.
Впервые после сожжения 4 000 евреев в Рижской синагоге в июле 1941 года такое огромное число живых женщин, стариков и детей было сожжено в одесских артскладах Люстдорфа 23–24 октября лишь потому, что они были евреями.
Помимо пожарища в артскладах Люстдорфа, были сожжены:
в Одесском морском порту, в дровяных складах — 3000 человек;
в Дальинке, пригороде Одессы — 19 000 человек;
в селе Богдановка Одесской области (ныне Николаевской) — 5 000 человек.
Всего в четырех гигантских кострах сожжено живьем 56–59 тысяч евреев, из них 22 тысячи детей.
Первое в истории Шоа массовое одномоментное — в течение двух суток — сожжение евреев в малом замкнутом пространстве было совершено румынами под Одессой, в Люстдорфе. Поэтому после войны вся трагедия уничтожения евреев Европы и бывшего СССР получила название Холокост, от греческого слова «холокаустес», что в переводе на русский язык означает «сожженный целиком». Сама же Транснистрия, столицей которой была оккупированная Одесса, осталась в национальной памяти народа таким же символом Катастрофы советского еврейства, как Бабий Яр в Киеве, Минская яма в Белоруссии.
Следует добавить, что не взрыв румынской комендатуры 22 октября 1941 года (по другим данным — 19 октября) стал причиной беспрецедентного преступления — сожжения в одесских артскладах 25–28 тысяч евреев, как ранее отмечалось в мемориальной литературе пережившими Шоа в Одессе (Д. Стародинский, Л. Сушон, Л. Калика, И. Каплер и др.) и как полагал профессор С.Я. Боровой (см. «Исторические тетради» автора).
Беспрецедентная акция сожжения в артскладах и в других местах Одесской области стала результатом реализации заранее продуманного И. Антонеску и его камарильей зловещего плана.
Это подтверждается тем, что еще до захвата Одессы румыны четко знали о числе оставшихся в городе евреев и местах их проживания.
С первых дней оккупации, еще до взрыва 22 октября, многие тысячи евреев были сконцентрированы в городской тюрьме, в непосредственной близости от места первого массового сожжения, артскладов. Это значительно упростило и ускорило доставку заранее обреченных евреев к месту их гибели.
В послеперестроечные годы усилиями и на денежные средства еврейских общественных организаций Одессы в районе люстдорфских артскладов было установлено два мемориальных знака, увековечивающих имена заживо сожженных евреев.
Памятные знаки были также воздвигнуты благодаря усилиям, к сожалению, уже ушедших в мир иной Б.Я. Гидалевича, Л.М. Дусмана, Л.П. Сушона, Д.З. Стародинского и других одесситов, в местах массовой гибели евреев — в Ахмечетке, Доманевке, Богдановке, Мостовом, всего в 27 местах.
Однако в подавляющем числе мест уничтожения евреев в Транснистрии даже 70 лет спустя после начала ВОВ отсутствуют элементарные цементные таблички. А таких мест только в Транснистрии около 270.
Задуманный 12 лет назад Мемориальный комплекс жертвам Холокоста в Транснистрии на территории бывшего 2-го Еврейского кладбища в Одессе по сей день заморожен по вине городских и областных государственных украинских структур и недостаточной активности местных еврейских общественных организаций, о чем неоднократно писалось нами в различных средствах массовой информации Нью-Йорка, Бостона, Израиля и Украины.

Элиазар БЛОШТЕЙН
АСХИЕС, г. Нью-Йорк

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора