Мы подходим к концу осенних праздников. Месяц Тишрей — это начало и одновременно кульминация года, когда переплетаются самые разные аспекты проявления Всевышнего в нашей жизни. Мы работаем и с качеством трепета, и с качеством радости, которые мы должны раскрыть по отношению к Творцу и к миру, созданному Б-гом.
Существует много очень интересных параллелей и глубинных связей в наших праздниках. Рассмотрим несколько важных идей, связанных с Суккотом, Шмини Ацерет и Симхат Торой.
Во времена Храма в дни Суккота евреи проводили немало времени в Храме, где было много важных церемоний. Находясь в Храме, евреи чувствовали шхину — то есть они ощущали Б-жественное присутствие. Сейчас у нас нет возможности приходить в Храм. Но нам дана заповедь находиться в сукке — и мы сейчас, заходя в сукку, можем представлять, что мы находимся в Храме, и этот момент возвышает нас и наполняет радостью.
Во времена Храма также происходили в Суккот церемонии «возлияния воды на жертвенник». Вода — это оживляющая влага. В нашем языке «сухой» обозначает «неэмоциональный, закрытый». И символ воды включает в нас раскрытие внутреннего энтузиазма, с которым мы воспринимаем мир.
Настоящая радость может сделать многое. Говорят мудрецы, что процесс исправления в Йом-Кипур дает нам прощение за наши прегрешения. Но следы от них остаются в нашей душе. И искренняя радость Суккота должна окончательно стереть (смыть) эти следы, чтобы мы почувствовали полную радость и возможность близости к Б-гу.
Есть также интересная параллель между четырьмя растениями, которые мы возносим в Суккот, и четырьмя сыновьями из Пасхальной агады. И то и другое выражает четыре аспекта личности каждого из нас.
Этрог — это символ величия, великодушия, внешней и внутренней красоты, мудрости и хороших дел. Невзрачная ива — противоположный символ. Но мы понимаем, что невзрачность — это еще нераскрытый потенциал. Мы не должны не любить того, кто пока себя не проявил. Мы должны помочь ему почувствовать возможность величия. И, соединяя того, кто уже раскрылся, с тем, кто еще только начинает свой путь к величию, мы показываем, что все они — важные части народа или, если мы рассматриваем эту метафору применительно к себе, — важные части личности.
Точно так же мы должны искать пути объединения разных евреев — и тех, кто нашел свой путь к Б-гу, и тех, кто пока еще не раскрыл в себе Б-жественную душу, но смог познать мир другими путями.
Мы в своих статьях много говорили о необходимости стремления к единству народа. Две части еврейского народа могут и должны чувствовать связь между собой, и праздник Суккот — важный этап на этом пути.
Самым скрытым для нас является праздник Шмини Ацерет — восьмой День после семи Дней Суккота.
Объясняют каббалисты, что после очищающего трепета Рош Хашана и Йом Кипура и после радости семи дней Суккота наступает момент максимальной близости между Б-гом и еврейским народом. Эта близость происходит в Шмини Ацерет. В этот день мы не делаем никаких специальных заповедей, и это часто смущает начинающих. Мы привыкли, что заповеди помогают нам прочувствовать суть праздника. Но в Шмини Ацерет мы видим контраст. Если на пути к единству галаха помогает нам заповедями построить связь с Б-гом, то в кульминационный момент мы фокусируемся на самом единстве и уже не используем специальные средства, которыми являются заповеди.
И это очень важно осознавать, чтобы кульминация Шмини Ацерет помогла нашей душе почувствовать максимальное «прилепление» к своему Источнику.
Эта максимальная близость создает нам новый уровень глубины отношений. И уже на следующий день мы получаем возможность «применить новую глубину» — мы отмечаем Симхат Тору и начинаем новый цикл изучения Торы. Тот, кто достиг нового уровня Единения в Шмини Ацерет, почувствует, что ему открываются новые глубины постижения Торы, которая является раскрытием Творца в этом мире. Мы сразу начинаем с величайших таинств главы Берешит, с первой фразы, где сказано, что «в начале сотворил Б-г Небо и Землю».
И после проведенных праздников мы чувствуем новый и более глубинный смысл в знакомых словах великой книги, которая дает нам ключи к пониманию жизни.
Дорогие читатели! Мы с вами прошли уже несколько циклов изучения нашей мудрости. Пусть следующий год раскроет нам еще более глубокие тайны и поможет нам лучше узнать себя и замысел Творца!