«Гражданин Кейн» нового поколения

Семьдесят лет назад на экраны вышел первый полнометражный фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», где режиссер сыграл главную роль.
Прототипом медиамагната Чарльза Фостера Кейна послужил реальный повелитель американского медийно-издательского бизнеса Уильям Рэндольф Херст, а герой фильма делал карьеру, постепенно превращая благородную идею служения обществу в эгоистическое стремление к деньгам и власти.
О втором «гражданине Кейне» большинство американцев узнали совсем недавно, когда чернокожий бизнесмен-республиканец Герман Кейн ненадолго стал лидером в борьбе за выдвижение в кандидаты от своей партии в президенты. 12 октября на сайте телеканала MSNBC появились результаты опроса, согласно которым на предстоящих первичных выборах за Кейна готовы проголосовать 27% республиканцев; за бывшего массачусетского губернатора Митта Ромни — 23%; за техасского губернатора Рика Перри — 16% и за конгрессмена Рона Пола — 11%. Успех 65-летнего Кейна из Джорджии объясняют, во-первых, его консервативными убеждениями, а во-вторых, разочарованием избирателей в профессиональных политиках с большим опытом. Ничего не могу возразить насчет консерватизма Кейна, который выступает против однополых браков, поголовного права на аборты, «социалистической» реформы здравоохранения, командной экономики и других новшеств, пошатнувших моральные и материальные устои жизни Соединенных Штатов. «Гражданин Кейн — 2» совсем не «Кейн-1».
Однако называть и считать Германа Кейна «человеком со стороны» в американской политической жизни никак нельзя. С одной стороны, это действительно не политик, а ресторатор (сеть пиццерий Godfather’s Pizza), банкир (бывший глава отделения Федерального резервного банка в Омахе), математик (вольнонаемный специалист по баллистике в ВМС) и даже священник баптистской церкви. Но с другой стороны, Кейн — обозреватель и радиоведущий. В 1996 году он был старшим экономическим советником избирательной кампании республиканцев Боба Доула и Джека Кемпа, которые пытались выселить из Белого дома демократов Билла Клинтона и Ала Гора. В 2000 году Кейн выставил свою кандидатуру в президенты, объявив себя генетическим наследником Джорджа Буша-младшего, но быстро отказался от борьбы и поддержал республиканца Стива Форбса. В 2004 году Кейн претендовал на место в Сенате, которое освободил ушедший на пенсию демократ Зелл Миллер, но не прошел на первичных выборах. Однопартийцы заклевали чернокожего соперника за то, что Кейн слишком умеренный и поддерживал программы «позитивных действий», по которым в вузы и на работу принимают не по уму, а по цвету кожи. В январе 2011 года Кейн сообщил о создании подготовительного комитета для участия в очередной борьбе за Белый дом и 21 мая 2011 года официально объявил, что вступает в эту борьбу. Лидером среди кандидатов-однопартийцев Кейн стал после дебатов 12 октября во Флориде, где он набрал 27%, обогнав Митта Ромни на 4%, а занявший третье место Рик Перри уступил Кейну почти вдвое.
По результатам опросов, 52% республиканцев относятся к Кейну положительно, среди активистов борьбы против Обамы таких 69%, а среди консервативных религиозных американцев — 72%. Почти наверняка это лидерство временное, но оно — факт.
Герман Кейн подает себя как начавший с нуля прагматик-капиталист (что не совсем так) и повторяет азы «Американской Мечты», согласно которым каждый может стать творцом своего счастья и должен зарабатывать сам, а не рассчитывать на доброго дядю Сэма. Удобной тренировочной площадкой для отработки ударов в защиту этой позиции для нового «гражданина Кейна» стало движение «Захватим Уолл-стрит!», которое он назвал антиамериканским. Разномастные участники этого движения протестуют против безработицы, социального неравенства и «непропорционального влияния корпораций в политической сфере», а также против менее кардинальных проблем. Один, например, возмущен тем, что ему не разрешают изучать… запахи женщин. Начавшись в Нью-Йорке 17 сентября, демонстрации «захватчиков» прошли в нескольких больших городах, включая Вашингтон, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити, Филадельфию, Хьюстон и Чикаго, но боевое ядро разбило палаточный лагерь в нью-йоркском Зукотти-парке между Бродвеем, Тринити-плейс, Либерти-стрит и Сидар-стрит в Нижнем Манхэттене.
По словам Кейна, участниками протестов движет классовая вражда, которую поддерживают профсоюзы и группы желающих перевести стрелки экономических проблем в стране с неумелого и неправильного руководства Барака Обамы на частных предпринимателей. «Не обвиняйте Уолл-стрит, не обвиняйте большие банки, — сказал Кейн в недавнем интервью газете Wall Street Journal. — Если у вас нет работы, если вы не богаты, вините себя». 9 октября он сказал примерно то же самое в программе новостей телекомпании CBS, а другой участник этой передачи, бывший спикер Палаты представителей республиканец Ньют Гингрич, заявил, что движение «Захватим Уолл-стрит!» — продукт системы образования, которая внушает ложные идеи. На прошлой неделе Герман Кейн лично побывал в Зукотти-парке и убедился, что среди словесной трескотни «захватчиков» припевом звучит их ненависть к богатым. «Ирония в том, — отозвался на это Кейн, — что протестанты, так дружно нападающие на богачей и глав корпораций, с удовольствием пользуются iPods, iPhones и другими новинками технологий, которые предприниматели так усердно разрабатывали, производили и распространяли».
Капитализм «от Уолл-стрит до Мейн-стрит», то есть от финансового сердца Америки до ее рук и ног, написал Кейн в небольшой статье, которую, в частности, опубликовала New York Post, — «это экономический двигатель, который сделал Соединенные Штаты сверхдержавой. Именно он позволяет нам пользоваться всеми благами современной жизни, от электричества, автомобиля и пассажирских самолетов до еды на столе и последних придумок бытовой электроники. Я с трудом представляю себе, что, по замыслам протестантов, бизнесмены с Уолл-стрит ринутся из своих офисов выписывать им чеки». Кейн советует уличным бузотерам получше разглядеть себя в зеркале и попробовать установить причину своей личной неудачи. Афроамериканец «гражданин Кейн — 2» вспоминает свое детство на Юге в годы расовой сегрегации, когда в семье было мало денег, но «отец Лютер и мать Ленора были богаты идеями, верой и любовью». Чтобы реализовать свою мечту — собственный дом и «Кадиллак» — отец Кейна трудился на трех работах, а мать работала прислугой. Но оба верили в «Американскую Мечту» и добились того, что эта мечта сбылась. Несмотря на стесненные обстоятельства, они никогда не разыгрывали из себя жертв и никогда не искали оправданий.
Среди тех, кого увидел Кейн в Нижнем Манхэттене, был молодой человек, кричавший пожилому прохожему, что он не намерен работать за 7 долларов в час. Совет, который Кейн дает «захватчикам Уолл-стрит», прост, как грабли: «Если ты не богач, не вини в этом богачей, а иди и работай. Богатство нужно заработать». Эта прописная истина подходит не всем и порой звучит надменной фальшью. Недаром среди демонстрантов появилась активистка борьбы за «чистую» энергию солнца и ветра в парике и наряде французской королевы Марии Антуанетты, той самой, которой приписывают историческую фразу: «Если у народа нет денег на хлеб, пусть ест пирожные». За эту святую простоту 16 октября 1793 года палач Шарль Анри Сансон остриг королеву наголо, сковал ей руки за спиной и в 12 часов 15 минут обезглавил на нынешней площади Согласия в Париже.
Но у нынешних американских бузотеров, в отличие от французских голоштанников конца XVIII века, есть iPods и iPhones, но нет общей стратегии. Требования они предъявляют самые разные, но врагами дружно считают богачей и банкиров. 12 октября на сайте YouTube появился шестиминутный видеоролик с обозначением еще одного врага угнетенных американцев. На экране один из протестантов в Зукотти-парке громко кричит: «Евреи контролируют Уолл-стрит!», но при этом держит плакат со словами: «Банкиры Гитлера — Уолл-стрит». Неясно, как увязать два этих заявления, но суть протестов в Зукотти-парке не логика, а буза. У антисемита-антифашиста спросили, не заплатила ли ему за это шутовское шоу телекомпания Fox News, на что он гневно ответил, что Fox News может идти к такой-то матери, а «все это придумал еврей».
«Они должны усвоить, что, нападая на богатых, бедным не поможешь, — поучает таких «гражданин Кейн — 2». — Это не Америка, и не то, как воплотить «Американскую Мечту». Ключ к успеху — усилие, а не бессилие».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора