Заветы австрийского офицера

Жил в начале XX века в Австро-Венгрии молодой богач, пожелавший, чтобы его имя осталось неизвестным. Прислал он с фронта Первой мировой книгоиздателю большую сумму денег с просьбой передать ее поэтам (удостоились Рильке и молодой экс­прессионист Тракль, вскоре ушедший из жизни). А после войны раздал меценат все свое состояние бедным и пошел работать сельским учителем. Мне кажется, сей «мистер Икс» идеально выразил своими малопонятными нашим современникам «чудачествами» дух праздника Суккот.
У психолога Эриха Фромма есть программное произведение «Иметь или быть?». Австриец выбрал «быть». Наверное, и ужасы войны подсказали, как дешево и недолговечно в этом мире «иметь». Выбрал настолько искренне и отчетливо, что богатство стало ему совершенно безразлично.
В принципе, этого же ждет Творец от каждого человека. Уж точно — от каждого еврея. Но Его «поручение» нам, Тора, реалистична. Далеко не все с легкостью одолеют потребительский дух. Вовсе не любой способен победить страх перед завтрашним днем и полностью положиться на милость Создателя. Думаете, просто ощущать все свое достояние — ум, семью, имя, здоровье, таланты, славу, имущество — только инструментами для исполнения Его воли?
И Всевышний предложил евреям «потренироваться». На недельку перейти из состояния «иметь» в состояние «быть». А там, может быть, и пойдет — заметит человек, что стенки сукки — это стенки всего мира. И не сейфы и метровые стены оберегают его на Земле, а только милость Отца.
Есть одна важная вещь, которая представляется вполне очевидной, но почему-то я о ней нигде не читал. Отчего Суккот празднуют почти сразу после Йом Кипура, Дня милостивого суда и очищения? Называют десяток причин, в частности, только тот, чьи грехи прощены, способен пребывать в истинной радости. А главная заповедь Суккота — радость, Традиция его так и называет: «Хаг», т.е. «праздник». Квинтэссенция праздничности. Но есть еще причина. Суть Йом Кипура — не столько примирение с Б-гом и самим собой, сколько примирение людей друг с другом. «Б-г не прощает обидчика, пока его не простит обиженный». Естественно, душевное умиротворение, освобождение души и тела от низких энергий тоже вносят лепту в создание атмосферы примиренности. И сейчас — самое время войти в сукку.
Почему? На простом, бытовом уровне это вполне очевидно: люди встречаются в необыденной обстановке, в маленьких непрочных домиках — здесь возможность душевного единения даже больше, чем у туристского костра. Ведь они не просто гуляют — вместе исполняют заповеди Хозяина мира! Приятные заповеди. Оставляя в домах беспокойства и заботы. Если вы миролюбивы друг к другу и благожелательны — станете счастливы, как дети. И даже больше. Прибавите к детской непосредственности взрослую мудрость.
Но есть и мистический момент. После прихода Мошиаха «мы соберемся вместе в сукке из шкуры Левиатана». На сегодняшнем иврите «левиатан» — просто кит. Но в Книге Зоар «Левиатаном» назван целый мир. Мир, связанный с человеческими эмоциями, а также с земной жизненностью и духовной и энергетической составляющей всечеловеческого общежития. В таком контексте «шкура Левиатана» (из которой сделана всенародная Сукка) — это силы, разделяющие или сближающие людей. Некие границы как нашей общечеловеческой души, так и земных душ людей, «нефеш». Именно после Йом Кипура эти «шкуры» становятся чище и светлее. И тогда наша совместная радость в сукке — важный шаг к освобождению целого мира, кусочек прозрачной «Левиатановой шкурки». Шаг к жизни в состоянии «ам эхад, лев эхад» — «один народ, одно сердце». Если прибавить, что народ Израиля назван «сердцем мира»…
Пусть наша с вами праздничная радость перейдет наконец в неразрушимую радость всего еврейского народа! Всего Адама. Всех людей! И тогда не одному австрийскому офицеру «быть» покажется желаннее, чем «иметь». Ведь быть станет чудесно и нестрашно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора