Сукка много радости детишкам принесла

Русскоязычные евреи замечают много общего между суккой и новогодней елкой. Обе они активируют в нас детское начало и обе они связаны с аспектом радости.
Наши мудрецы называют Суккот «зман симхатейну» — время радости нашей.
Многим кажется, что радоваться — просто. Все мы умеем радоваться. И редко когда мы задумываемся о том, насколько правильно мы радуемся, можем ли мы научиться более «качественно» радоваться и т.д. Качество радости — очень непростое понятие и обладает множеством аспектов. Мы познакомимся с ним поближе.
В английском языке есть выражение «have fun», которое обозначает нечто среднее между радостью (в американском понимании) и удовольствием. Но в иврито-английском словаре слова «симха» и «fun» не имеют ничего общего. Более того, в «нормальном» иврите нет прямого перевода слова «fun», а есть попытки косвенно зацепиться за смысл слова «fun».
Радость — это внутреннее состояние, к которому мы стремимся, но мы не всегда знаем, что же стоит за этим состоянием. Психология предлагает нам два важных понятия, которые помогут нам лучше научиться понимать секреты радости.
Первое понятие — «тень». Оно близко к понятию «ецер а-ра». В нашем случае есть выражение «испортить радость». Это происходит в ситуации, когда радостное событие наталкивается на «теневую диверсионную группу». В случае наших бывших соотечественников можно выделить две таких «группы».
Первая — это цинизм. В совке нас научили не воспринимать всерьез политагитки. Но защитившись цинизмом от идеологических промывателей мозгов, мы получили проблему —часто возможность искренней радости саботируется циничным отношением. Этим мы очень сильно отличаемся от американцев, которые не пострадали от «эпидемии цинизма» и умеют искренне радоваться. Второй совковой болезнью стало следствие общеугрюмой практики в бывшем Союзе. Мы считали себя находящимися на фронте то ли холодной войны и борьбы с империализмом, то ли битвы за урожай, то ли борьбы за светлое будущее. В Союзе улыбающийся на улице человек воспринимался иностранцем. И часто это угрюмость за много лет превращалась в застывшую маску, которую наши бывшие соотечественники привезли в Америку и так и не научились снимать, так как она стала второй натурой.
Мы привели два примера «происков тени».
Второй проблемой является «вялость» — неумение проявлять сильные чувства. Это общая проблема современного мира, который пытается
уйти в виртуальную реальность. Переход от общения с людьми к общению с компьютерами атрофирует наш эмоциональный мир. Эмпатия, сопереживание становятся все более редкими. И умение радоваться с другим и за другого постепенно теряется. Каждый стремится уткнуться в экран и таким образом убежать от сильных и ярких эмоциональных проявлений.
Следующим психологическим моментом является понятие детской и взрослой (зрелой) частей личности. Есть два вида «детской» радости. Один позитивный, а другой негативный.
Негативный связан с незрелостью ребенка. Приведем пример. Человек радуется громкой барабанной музыке рок-группы и не умеет насладиться классической музыкой. По мере взросления и источники для радости должны «взрослеть». Самым «взрослым» источником для радости является близость к Вс-вышнему (двекут). Это духовный процесс, который возвышает человека.
С другой стороны, есть позитивная детская радость. Это радость человека, не обремененного чрезмерной критичностью взрослого мышления. И также это радость человека, у которого есть романтические идеалы. Мы, взрослые, часто теряем свои романтические взгляды на жизнь, заменяя их холодным прагматизмом. А холодный прагматизм является одним из главных врагов настоящей радости.
Сукка, особенно нарядно украшенная, пробуждает наши детские воспоминания, стремление к уединению в «неформальных домиках», выходу из строгого дома на жизнерадостную природу.
Четыре вида растений, которые мы соединяем вместе и «трясем», символизируют наше зрение, речь, позвоночник и сердце, которые объединяются в служении Вс-вышнему, доставляя нам духовную радость зрелого человека.
Избавление от комплекса вины в Йом-Кипур готовит нам почву для чистой радости, не омраченной «диверсионными комплексами».
Все эти факторы позволяют нам почувствовать себя счастливыми и радостными, воспользовавшись нашей еврейской мудростью.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора