– Да, у нас не любят фанатизма. С детства нас больше приучали к умеренности. Умеренность – это хорошая черта, поэтому доброжелательному еврею хочется и умеренности религиозной. Может быть, вас это и удивит, но каждый соблюдающий религиозные предписания видит себя именно таким: нормальным и умеренным. Проблема в том, что того, кто соблюдает меньше его, он считает вообще не религиозным, а тот, кто взял на себя побольше обязанностей, для него фанат. Получается, что определение религиозного фанатизма – относительно. И до такой степени относительно, что и вы можете попасть (в глазах ваших знакомых) в разряды таких же фанатов. К примеру, скажет вам подруга: «Зачем зажигать свечи каждую субботу? Делай это по настроению, как я. Не будь чересчур религиозной…»
Вообще мир переполнен фанатами. Очень фанатичны, к примеру, диспетчеры вокзалов. Вы подъедете на полчаса позже, а эти фанатики отправят автобус на полчаса раньше. В банке тоже фанаты захватили позиции. Им так принципиально важно, где именно поставить маленькую точку между нулями… А врач со своей диетой? Что значит совсем не есть жареного, жирного и печёного? Как понимать слово «совсем»? Вы скажите, это не фанатизм, это педантичное выполнение неписаных законов жизни. Можно согласиться, но только тогда и мы не религиозные фанатики, а всего лишь педантично выполняем писаные законы Торы.
Давайте разберемся. Как правило, фанатизм связан с представлением о людях, страстно преданных какому-то делу или поглощенных какой-то идеей. Всегда ли это плохо? Если это инженер, который всецело поглощен расчетами, и все его мысли и дела вокруг этого проекта. Осудим ли мы его и скажем: «Не будьте чересчур инженером?» Скорее всего, похвалим его за работу. А скажем ли врачу «Не будьте чересчур фанатичны», когда увидим, что он просиживает ночами, чтобы быть в курсе последних новостей медицины? Скорее всего, наоборот, захотим обратиться к такому фанату. То есть тут профессиональная преданность, увлеченность и скрупулезность – это хорошо. А те же качества в религии – это плохо, не надо быть таким религиозным… Почему?
Причина этому то, что еврейская жизнь представляется порой как национальный фольклор. У китайцев едят рис, у англичан пьют чай…, а у евреев едят «гефилте фиш» и зажигают свечи. И если это так, тогда действительно не понятно, какая трагедия произойдет, если китаец съест кусок хлеба вместо риса, а еврей не зажжет вовремя субботние свечи. Вот в этой точке понимания и находится недопонимание. Еврейская жизнь – это не фольклор, это – в определенном смысле профессия. И цель ее – человеческое совершенство (И даже есть вознаграждение за профессиональное мастерство…). Человеческое совершенство – это точная наука, состоящая из огромного количества деталей, порой не совсем понятных, какое они имеют отношение к совершенству. Для того, чтобы преуспеть в этом, требуется колоссальная преданность, увлеченность, скрупулезность… В принципе, всем творческим людям, каждому в своей области, требовались эти качества фанатизма. Только такие люди добивались чего-то в жизни, только они ее двигали и меняли. Мир движим фанатиками, а все умеренные тихо и спокойно наблюдают и следят за ними. Умеренность нужна, но только там, где необходимо поставить границы на необузданные человеческие желания, в остальном же требуется гораздо больше, чем умеренность. Это еврейское правило.
Уважаемая Полина, еврейские матери и жены на протяжении тысячелетий зажигали свечи точно в рассчитанное время. Поэтому еврейские женщины зажигают их до сих пор. И это причина того, что и вы можете их зажигать … вовремя.