Две задачи Йом Кипура

Мы находимся в преддверии ключевого еврейского праздника — Йом-Кипура. Чтобы лучше понять его суть, рассмотрим цепочку: Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот.
В Рош Хашана мы анализируем свои планы и стремимся дать себе роль созидателя духовных ценностей. В Суккот мы учимся радоваться тем благам, которые Вс-вышний дает нам в этой жизни. Йом Кипур находится между этими программными элементами, поэтому у него две основные цели. Во-первых, расчистить путь реализации наших планов. А во-вторых, расчистить путь нашей способности радоваться.
Одна из задач Йом Кипура — трансформировать наши внутренние препятствия, связанные с чувством вины. Как мы помним из Торы, в день Йом Кипур евреи получили прощение за грех Золотого тельца.
Как работает чувство вины? У него есть два проявления. Есть люди, у которых включен механизм самообвинения, который отравляет их жизнь. Они чувствуют себя недостойными высоких чувств и достижений. Их животное начало все время «опускает» их, словно утверждая: «Рожденный ползать — летать не может». Это одна из программ того самого «Змея», который нас спровоцировал в Райском Саду. Убирание программы Змея откроет нам путь к умению радоваться, что мы совершаем в Суккот.
Избыток подобной программы Змея содержится у многих наших бывших соотечественников, которые часто говорят при встрече с духовностью: «Я человек грешный, я в совке столько всего натворил, что мне закрыт путь к духовности и религии». Это работает тактика внутреннего Змея, который не хочет выпускать жертву, «обвив» человека своими «кольцами».
В Йом Кипур мы уподобляемся «ангелам», которые как птицы должны «упорхнуть» вверх из объятий Змея, не выпускающих человека. То есть человек, которого обвил Змей, не может сдвинуться вбок, но может тянуться вверх — и выскочить из этой коварной программы самообвинения, которая «окружила» человека.
Эта тактика работы в Йом-Кипур помогает нам подготовиться к программе Суккота. Высвободившись из программы самообвинения, человек получает возможность искренней радости, не отравляемой самообвинением.
Другой реакцией на чувство вины является психологическая программа вытеснения. У человека, совершившего проступок, сначала включается совесть. Но если человек не умеет «разрулить» ситуацию, он находит «запасной выход» — как забыть проступок, чтобы он не «давил на психику».
Но мы не можем просто так забыть то, что мы натворили. Мы не забываем ситуацию, но вытесняем ее в подсознание. Мы как бы «запираем» ее в тайники подсознания, чтобы угрызения совести не отравляли нашу жизнь.
В чем проблема такого решения? Механизм «запирания» чувства вины — очень энергоемкий. То есть, чтобы не выпустить наружу это чувство вины, человек вынужден выделять очень большую часть своей жизненной энергии на роль «охранника-привратника», который отгораживает наше сознание от голоса совести. Сама структура охранника-вытеснителя становится энергетическим паразитом, который расходует большую часть нашей энергии на себя. И человек, который не умеет работать с опытом вины, в течение жизни переполняется вытесняющими элементами, которые съедают значительную часть его энергии.
Какова связь этой ситуации с Рош Хашана? Человек запланировал себе важные духовные задачи, но ему не хватает энергии на реализацию задач, так как большая часть его энергии связана с функционированием вытесняющих механизмов. Как говорят в физике, его КПД (коэффициент полезных действий) очень мал.
Один из исправляющих механизмов — это молитва Видуй, когда мы перечисляем наши проступки и бьем себя кулаком в грудь во время этой молитвы. Это помогает нам признать чувство вины и выпустить его из «темницы». Сама энергия праздника Йом Кипур при нашей правильной настройке на нее помогает «рассосаться» запрятанному чувству вины. Мы говорим, что сам Вс-вышний нас прощает, и это также помогает нам прочувствовать это освобождение. Это напоминает ситуацию, когда ребенок нашкодил, но родитель его простил и продолжает любить, и у ребенка возникает чувство облегчения в связи с родительским прощением.
Объединив оба подхода, можно сказать, что мы вытряхиваем себя из «объятий» чувства вины и вытряхиваем вытесненное чувство вины из своих глубин.
Так Йом Кипур помогает нам высвободить энергию для реализации жизненных планов и открывает нам возможность искренней радости в жизни.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора