Следующий раздел Торы «Везот ха-браха», последний в Пятикнижии, будет прочитан через две недели, в праздник Симхат-Тора, а ближайший шаббат нам заменит Йом Кипур, Судный день, точнее — День искупления. Это самый торжественный день еврейского календаря, отмечаемый самым строгим постом в году, перекрывающим даже шаббат. Все другие посты, включая пост Девятого ава, отмечающий годовщину разрушения Храма, переносятся на другие дни, если они совпадают с шаббатом. Йом Кипур никогда не переносится. Недаром Тора называет его Субботой Суббот.
Первый Йом Кипур
Йом Кипур — это годовщина события, произошедшего очень давно, в период зарождения еврейского народа. Более 33 веков назад наши предки с триумфом вышли из униженного и разоренного десятью казнями Египта. Перейдя Красное море, они сразу направились к горе Синай, где произошло самое важное в мировой истории событие: целый народ, мужчины, женщины и дети, вступил в прямой контакт с Творцом Вселенной и услышал Десять заповедей.
Однако уже через шесть недель те же самые герои Исхода танцевали вокруг рукотворного идола — Золотого тельца. При виде этой кошмарной оргии идолопоклонства Моше-рабейну разбил Скрижали Завета, только что полученные из рук Всевышнего. Весь грешный народ оказался на волосок от гибели; над ним уже был занесен меч Б-жественного гнева.
И тут на помощь пришел все тот же Моше. Его долгие и настойчивые молитвы, а также искреннее раскаяние самих евреев отвели угрозу. Б-г простил изменников, и Моше снова взошел на гору, чтобы получить второй комплект Скрижалей Завета.
Когда он вторично спустился в походный стан сынов Израиля, держа бесценные камни со священными письменами, его встречали совсем другие, хотя и те же самые люди. Они бурно радовались тому, что Б-г простил их, и недоумевали, как легко они совершили акт измены в прошлый раз. Теперь они были полны решимости доказать верность Всевышнему, с честью выдержать все предстоящие испытания, преодолеть все мыслимые соблазны.
Это произошло десятого числа месяца тишрей. В тот день Б-г простил нам грех, который до сих пор тревожит нашу коллективную память, и за который мы до сих пор расплачиваемся. Он преподал важный урок. Никогда нельзя отчаиваться: каким бы тяжелым ни был проступок, всегда есть надежда на исправление и прощение. Человек может оттолкнуть от себя всех своих близких, всех друзей и наставников, но Б-га — никогда. Всевышний неизменно ждет его раскаяния и возможности восстановить с ним тесные отношения, обновить их, начать с чистого листа. Как сказано в псалме: «Хотя отец и мать покинули меня, Б-г меня подобрал» (Теиллим, 27:9).
Тот удивительный день стал первым Йом Кипуром, первым Днем искупления. Б-г постановил, что отныне каждый год десятого тишрея будут распахиваться Небесные врата прощения, и каждая мольба, каждое раскаяние будут благосклонно приняты Им…
Добровольный «херем»
У десятого тишрея есть и более древний источник. Первый человек Адам был сотворен в пятницу и еще до наступления шаббата успел согрешить — вместе с женой Хавой он отведал запретный плод с Древа познания добра и зла. Это случилось первого тишрея, в первый Рош ха-Шана. Раскаявшись в том первородном грехе (не без помощи Б-га), Адам решил наложить на себя наказание, временный «херем», отлучить себя от окружающего мира на семь дней.
Именно так случилось впоследствии с Мирьям, сестрой Моше-рабейну, которая нелицеприятно высказалась о неустроенной семейной жизни брата, совершив тем самым тяжкий грех злоречия, «лашон а-ра», и была наказана за это проказой. Несмотря на заступничество Моше и Аарона, ей пришлось оставаться целую неделю за пределами походного стана, как сказано в Пятикнижии: «Если бы отец ее плюнул ей в лицо, разве не скрывалась бы она в стыде семь дней? Пусть будет она заключена семь дней вне стана, а потом придет» (Бамидбар, 12:14).
Свои семь дней покаяния Адам тоже провел в «изоляции». В тот период Б-г не разговаривал с ним. Однако срок «отлучения» был начат не на следующий день, в субботу, а в воскресенье, и закончился он в следующую субботу, а назавтра, 10 тишрея, Б-г простил Адама и вернул ему Свое расположение. Так зародился Йом Кипур.
Белые одежды
У каждого еврейского праздника есть свой символ: у Песаха это маца; у Хануки — светильник «ханукия», у Рош Хашана — шофар, у Суккота — шалаш-«сукка» и четыре растения. Символом Йом Кипура можно считать белый цвет. В этот день евреи идут в синагогу в белых одеждах: белый талит (в отличие от других дней, его носят даже во время вечерней молитвы), белый халат-«китель»; некоторые надевают даже белую обувь.
Причина проста: в Йом Кипур мы стремимся смыть с себя грехи, «отбелить» их, как сказал пророк Иешаягу: «Если грехи ваши будут как красные нити, то станут белыми, как снег» (1:18).
Memento mori
Комментаторы называют еще две причины, по которым возникла традиция облачаться в белые одежды в Йом Кипур. Во-первых, в этот день поста и молитвы, когда физическое естество человека отступает на задний план, уступая место чистой духовности, мы уподобляемся ангелам, которые одеты в белое.
И, во-вторых, наши талиты и «кители» напоминают саван, в котором хоронят усопших. Это сравнение еще больше смиряет нас, окончательно сбивает спесь даже с самых упрямых гордецов и побуждает к «тшуве», искреннему раскаянию, без которого Йом Кипур — не Йом Кипур.
Усушка и утруска
Почему, читая «Видуй», покаянную молитву, которая является стержнем литургии Йом Кипура, евреи бьют себя в грудь при упоминании своих грехов? На это есть остроумное объяснение, которое приписывают раву Овадье Йосефу.
Когда вы набиваете мешок вещами, а все не помещается, что вы делаете? Вы встряхиваете мешок, чтобы освободить сверху место.
Так же и с «Видуем». Постукивая кулаком по груди, еврей «утрясает» себя, отправляет прежние грехи на самое дно своей души, оставляя место для новых будущих грехов.
Ну а если серьезно? Зачем молиться, каяться, просить прощение, да еще со слезами на глазах, если назавтра после Йом Кипура все начнется сызнова? Ведь слаб человек и нестоек, как сказано в книге «Берешит»: «Ибо побуждения сердца человека дурны от юности его» (8:21).
Вы видели когда-нибудь автомобиль, который не мыли несколько лет? Грязь въелась в его покрытие так глубоко, что ее невозможно отодрать даже железной щеткой. Если же вы моете свою машину достаточно часто, то, даже зная, что при первом же выезде она покроется новым слоем пыли, вы будете спокойны: смыть эту пыль не составит большого труда.
Точно так же и человек. Ему просто необходима периодическая «чистка», чтобы грехи не въелись намертво в его душу.