Царь и суд

Главные идеи Рош Хашана стали жертвой издержек метафорического подхода.
Существует два основных способа описания сложных и неочевидных реальностей. Есть научно-понятийный путь — когда вводится новое понятие, специально разработанное под данную ситуацию. На основе этих понятий строится теория. И есть символически-метафорический путь — когда новое явление описывают с помощью подобного ему знакомого нам явления.
Первый способ более характерен для каббалистических текстов, где используются специальные понятия, такие как сфирот, клипот, цимцум и т. д. Второй способ популярен в мидрашных описаниях, когда нам предлагается некий сюжет, в котором главные персонажи символизируют исследуемые нами процессы.
Приведем один из ключевых примеров.
В наших текстах Б-га сравнивают с царем. Понятно, что Б-г непознаваем прямым изучением. Но метафора «царь» помогает нам представить себе некоторые из качеств Б-га.
У метафорического способа есть опасности. Они связаны с тем, что мы должны уметь отделять символ от того, что он описывает. Каждый символ обладает ограниченными выразительными способностями. И мы должны понимать, что какие-то качества символа в жизни могут не совпадать со свойствами исследуемого объекта. Так, когда иудаизм сравнивал Б-га с царем, имелся в виду идеальный царь, который идеально управляет страной и при этом не имеет своих эгоистических интересов. Таким царем был, в частности, царь Давид.
Но когда современный человек слышит слово «царь», оно напоминает ему целую коллекцию одиозных персонажей, от царя Ирода до французских Людовиков. То есть человек, который некритически работает с символическим подходом, может «заразиться» целым ворохом неуместных качеств реальных царей, которые будут искажать изначальную идею сравнения Б-га с царем. Каббала обходит эту проблему, используя понятие «сфира малхут», которое «заточено» под нашу задачу и обладает только нужными качествами.
Интересно, что сейчас, после событий «арабской весны», когда были свергнуты Мубарак и Каддафи, тема царя снова стала обсуждаться, так как стало понятно, что в нашем мире позитивные и негативные качества царей перемешаны. Если мы сможем избавиться от «побочных эффектов» — неуместных качеств земных царей применительно к описанию Б-га, — мы сможем создать более правильное отношение к Рош Хашана, при котором мы «коронуем» Б-га.
Вторым камнем преткновения является метафора суда по отношению к Рош Хашана, который называется День Суда (йом hа-Дин — на иврите).
Слово «суд» в нашем восприятии связано только с негативными аспектами жизни, когда необходимо насильственное вмешательство для наказания провинившихся. С другой стороны, слова «суждение» и «рассуждение» имеют тот же корень — «суд».
Рассуждение — это вид аналитического мышления, когда мы рассматриваем ситуацию, анализируя в том числе ее сильные и слабые стороны.
Суд Рош Хашана направлен на анализ человека, выявляющий его сильные и слабые стороны. И Небесный суд решает, как помочь человеку усилить его сильные стороны и ослабить слабые.
Когда человек сознательно занимается своим духовным развитием, Небесный суд относится к этому благосклонно и «планирует»,  как помочь человеку в течение года еще лучше развивать эти направления. Когда человек духовно спит, Небесный суд ищет способы пробуждения, которые обычно ассоциируются у человека со страданиями. На небесах ищут способы поменять курс жизни заблудшего человека.
Метафора суда, которую используют наши мудрецы в описаниях Рош Хашана, — это двусторонний процесс, который поощряет правильные вещи и ищет способ поменять неправильные.
Человек должен научиться с радостью относиться и к «пробудительно-страдательным» подходам суда, так как в конечном итоге это дает человеку шанс выйти на духовный путь.
Современный мир начал активно сталкиваться с «пробудительными» технологиями. Активно разрушаются старые иллюзии, например, попытки Запада манипулировать ближневосточными странами с помощью силы денег и «подкармливаемых» вождей.
Без духовных составляющих любая система рассматривается на Небесном суде как тупиковая и обречена на кризис, который будет стимулировать возникновение новых подходов. Небесный царь на Небесном суде активно включает кризисные технологии, которые мы должны воспринять как начало перехода мира в новую эпоху.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора