«Неумудренных» читателей часто смущает противоречивая с виду ситуация. Мы утверждаем, что в Торе есть ответы на «все» вопросы. А с другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что иногда еврейская мудрость не может дать однозначный ответ на сложную ситуацию.
Приведем «горячий» пример.
Когда создался современный Израиль, возникло множество вопросов, начиная с того, как организовывать политическое управление в стране, и кончая тем, что делать с арабами.
Тора говорит о Царе, но в Торе прямо не указывается, как должен работать Кнессет с многопартийной системой.
Тора говорит: изгони хананейские народы, но арабы — не хананейцы и не их потомки. И хотя «Палестина» звучит похоже на «Плиштим», все это — политические игры с названиями, но не суть. Скорее арабы — потомки Ишмаэля, которого изгоняет Авраам, но это — не прямой ответ в нашей ситуации.
Тора — данный Б-гом человечеству текст, который содержит в себе не только рассказы. Каждый рассказ может быть ключом ко многим ситуациям, которые извлекаются комментаторами с помощью разных систем комментирования. В каждом поколении появляются новые комментаторы и комментарии.
Процесс происходит следующим образом. В мире возникает некая проблема. Глубоко осмыслив ее, еврейский мудрец находит сходство между этой проблемой и одним из рассказов Торы. Затем происходит параллельный анализ проблемы и сюжета из Торы (а также имеющихся комментариев на этот сюжет). Между проблемой и сюжетом должна быть найдена четкая связь — в виде нескольких очень важных «совпадений» или параллелей. Далее мы смотрим, что нам может рассказать остальная часть сюжета из Торы, которая не «совпала» с проблемой. И специалист по Торе может из остальной части рассказа вывести новые важные детали, касающиеся проблемы.
Мы находим две вещи. Во-первых, это более глубинная диагностика, то есть мы находим понимание глубинных аспектов проблемы через сюжет Торы. Во-вторых, это рекомендации к действию. Те действия, которые производили персонажи сюжета Торы, подсказывают, что же делать нам для разрешения проблемы.
Так как проблемы в каждом поколении приходят новые, то для мудрецов каждого поколения есть новая работа — искать новые параллели со «старым» текстом.
Также очень важно, чтобы наши комментарии совпадали не только с текстом Торы, но и с классическим еврейским пониманием. Иначе комментатор может наломать дров.
Приведем примеры.
Недавно в психологии возникло важное направление — психология кризисов. И хотя кризисы появлялись всегда, серьезное их изучение началось недавно.
Когда мы посмотрим на историю Вавилонской башни, мы можем увидеть сходство с кризисной ситуацией. Люди строили нечто, а потом оно «вдруг» начало разваливаться.
Какие новые аспекты мы можем вычленить из сюжета Торы? В начале истории с башней сказано, что «Б-г спустился». Это означает в том числе, что когда система проходит кризис, она находится под «Б-жественным управлением». Это очень важная идея, так как обычно человек рассматривает кризис с противоположной точки зрения: ему кажется, будто все рушится, наступает хаос и Б-г «отворачивается». На самом деле это именно Б-г показывает человеку, что он перерос старую модель и ему пора взрослеть и строить новую систему — более духовную. Многие проводят параллель между падающей Вавилонской башней и 11 сентября, когда упали две башни Торгового центра, символизировавшие веру американцев в б-га торговли…
Каковы примеры волюнтаризма?
Одна нерелигиозная дама, доктор каких-то технических наук, написала статью о «женоненавистничестве Яакова». Она прочитала историю о Яакове и его женах и решила доказать, что раз Яаков имел много жен и между ними были трения, значит, Яаков специально стравливал жен, так как хотел им насолить. Понятно, что эта дама была из феминисток, которые хотели доказать свои идеи. Но столь вольная трактовка Торы нелегитимна. Поэтому комментатор Торы должен сначала ознакомиться с классическим пониманием сути персонажей, что требует глубоких познаний в Торе.
В наше время количество новых вызовов в мире резко увеличилось. Это значит, что появилось много работы для современных мудрецов, чтобы Тора раскрыла нам свою мудрость.
Книга П. Полонского «Праотцы: Авраам» дает нам очень много новых раскрытий. И еще больше мы узнаем в ближайшее время из новых комментариев.
1 thought on “Тора и еврейская мудрость”
Comments are closed.
Уважаемый господин Брук!
С большим интересом прочитал Вашу статью. Большое спасибо. В связи с появлением этой статьи, у меня возникло два вопроса.
Рассматривая и анализируя события и явления, применяя логику, изложенную Вами в статье, не могли бы Вы обьяснить причину появления такой религиозной группы как «натурей карта»? И второй, «вечный вопрос»: обьяснение (если так можно выразиться) Холокоста
С уважением
Мендель