Расчистка внутренней территории

В Торе (Дварим, 16:18) есть фраза: «Судей и охранников поставь себе во всех воротах твоих». Великий каббалист Аризаль предложил психомистический смысл этой фразы. Судьи, охранники и ворота — это не только буквальные персонажи и объекты внешнего мира. Ворота — это каналы входа во внутренний мир человека и выхода из него. Это глаза и уши, нос и рот, через которые к нам входит информация (или, другими словами, пища для размышлений), а также рот, через который из нас выходит речь во внешний мир.
Аризаль учит, что человек, идущий по пути духовного развития, стремящийся к чистоте своего внутреннего мира, должен охранять свои ворота, развивать в себе защитный механизм «судей и охранников». Охранники — это механизм, который не пропускает нежелательные объекты (например, неприличные картинки, лашон а-ра — злоречие) в нас и из нас. Судьи — это механизм анализа, суждения, который оценивает, что нам полезно, а что вредно, что для нас важно, а что — нет.
А теперь мы посмотрим на эту идею с другой стороны.
Если мы проанализируем человека, который был воспитан в светско-атеистическом обществе, и начнем думать о том, как помочь ему прийти к духовности, мы увидим, что у такого человека тоже в его вратах стоят судьи и охранники. Только эти персонажи будут работать не на духовность, а против нее. Светский человек будет активно не впускать в себя духовные образы и переживания (на входе стоят охранники). И он будет судить об этих процессах согласно интересам своей картины мира. Его «встроенные» прокуроры будут усиленно собирать «компромат» в виде, например, разных историй о «нехороших пейсатых». В его голове всплывет множество анекдотов. В результате встречи такого человека с духовной возможностью внутренний судья «заклеймит» эту возможность, а внутренний охранник не впустит ее внутрь.
И у светлых сил, и у сил «тени» есть подобные механизмы, которые защищают систему.
Что важно осознать? В большинстве случаев «встроенные судьи и охранники» действуют на уровне подсознания и привычек. В случае сил святости ребенка с детства воспитывают семья и школа или иешива, учат, «что такое хорошо и что такое плохо». Он постепенно привыкает стремиться к духовным вещам и избегать вещей аморальных.
Когда мы говорим о баль-тшуве — человеке, который недавно решил стать соблюдающим, — то ему приходится сознательно активировать своих судей и охранников. Но через несколько лет и он может ввести этот процесс в привычку.
Рассмотрим человека, выросшего в бывшем Союзе.
Советская власть боролась с религией и духовностью с помощью пропаганды. Пропаганда — это искусство манипуляции, когда необходимая идея вкладывается в голову человека не напрямую, а с помощью специальных техник, которые минуя контроль («судей и охранников») попадают в подсознание и формируют там программу, которая постепенно начинает действовать автоматически и становится встроенным механизмом «судей и охранников» «теневой» стороны.
Особо «продвинутые» интеллигенты в Советском Союзе понимали, как работает манипуляция, и искали способы защиты. Одним из наиболее мощных, но грубых являлся цинизм, когда послание высмеивали и девальвировали. Таким образом, пропагандистская машина не могла «застолбить» свое послание внутри нас. Люди со здоровым чувством цинизма были более защищены от совковых «промывательно-мозговых» технологий. Но цинизм — вещь опасная. Если его применять тотально, а не избирательно, человек может в принципе разучиться воспринимать духовные вещи. У некоторых наших соотечественников цинизм, став «хроническим» и автоматическим «судьей», мешает развиваться духовности. Человек путает духовность с пропагандой и продолжает отторгать ее.
Сейчас на календаре еврейский месяц элул, месяц тшувы. Говорят наши мудрецы, что в этом месяце особенно полезно совершать анализ своего внутреннего мира и при необходимости перенастройку своих «судей и охранников».

Мы рады сообщить, что р. Ефим Свирский снова приезжает к нам в Нью-Йорк перед осенними праздниками. Как обычно, по воскресеньям — 18 и 25 сентября — в JCBB (2915, Ocean Parkway) состоятся его мини-семинары, посвященные духовной трансформации, связанной с этими праздниками. Время семинаров —
с 10 АМ до 1 РМ.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора