В редакцию «Еврейского Мира» пришел мой земляк Арон Зусман с дочерью Любой и внучкой Голдой, родившейся в Нью-Йорке три недели назад. Арон — известный в Москве врач, кандидат медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения России, а в свободное время — руководитель Общероссийской еврейской организации бывших узников фашистских концлагерей и гетто (РУФ).
В составе РУФа — более двух тысяч членов, представителей почти всех российских регионов. Они осуществляют свою деятельность в различных направлениях, начиная с заботы о выживших узниках Холокоста до изучения его истории. Активисты РУФа выступают на московских радиостанциях, участвуют в антифашистских акциях в России, издают книги.
В настоящее время завершается работа над книгой о Холокосте в Ставропольском крае. «Край этот, — с горечью говорит Арон, — красивый, богатый и созданный природой для сохранения здоровья людей, обильно пропитан еврейской кровью». Арон Зусман говорит о зверствах фашистов и местных полицаев, которые расстреливали евреев в противотанковых рвах. А в это время в некоторых храмах края благодарили Гитлера за «освобождение», которое он принес, и молились за его победу.
Арон изучал документы в архивах края, беседовал с очевидцами и поведал несколько историй, которые вошли в новую книгу. Вот одна из них.
Группу подростков-подпольщиков, борцов с фашистами, возглавил раненый комиссар Максим Готлиб. Эта группа совершила много диверсионных акций. Местная побирушка за 40 марок и стакан шнапса выдала Готлиба, и его схватили полицаи. На казнь согнали жителей окрестных сел. Казачок, молодой и статный, подлетел к комиссару и выпустил в него всю обойму. Комиссар стоял. Народ ахнул. Взбешенный офицер, руководивший расстрелом, выстрелил в Максима Готлиба в упор. Комиссар стоял. И только когда фашист ткнул его кулаком, Максим упал… Мальчишки-подпольщики ночью пробрались через колючую проволоку, вынесли тело своего командира, завернув в одеяло, и той же ночью похоронили на кладбище. А разъяренным фашистам, слава Б-гу, так и не удалось узнать, кто совершил этот дерзкий поступок. Там же, на Ставрополье, Арон нашел два села, где жили и были уничтожены горские евреи.
Пока готовится к изданию книга о Холокосте в Ставрополье, Арон и его РУФ продолжают заниматься Брацлавским кладбищем, что расположено в городе Брацлаве Немировского района Винницкой области на Украине. Там похоронены многие известные хасиды, замученные фашистами, в частности родственники самого Арона Зусмана, семьи Фельдман, Пархиловских и многих других. Благодаря потомкам этих семей на кладбище уже установлены две мемориальные стелы.
«Я знаю, что в США живут выходцы из Украины, и хотел бы совместно решать проблемы еврейских кладбищ Украины и России», — сказал в заключение нашей встречи Арон Зусман.
Фото автора