Странный мидраш приводит Тур. К пасуку, запрещающему лишать преимущества первенца от ненавистной жены, мидраш дает пояснение: «Человек — это Создатель, любимая жена — это народы мира, к которым ныне обращена Его благосклонность, жена ненавистная — Израиль, от которого Б-г сейчас отвернулся. Но в день дарования наследства детям Израиля, «первенца Всевышнего», достанется двойная доля».
Каким путем можно ее заслужить? «Если выйдешь на войну против неприятеля…» Тур выводит из порядка пасуков условия, на которых Израиль сможет победить в войне против внешних врагов, а человек — его злое начало. Последние слова предыдущей главы — «Изведешь ты невинную кровь из своей среды, если будешь делать прямое в глазах Г-спода». Начало же главы нашей — «Когда выйдешь на войну с неприятелем…» Тур находит здесь указание, что на войну идут только праведники и ни в коем случае не люди, ненавидящие друг друга — «иначе они могут поразить друг друга в битве». Но — только те, кто ценит друг друга.
Вывод? Израиль стал (и остается, посмотрите, как к нам относятся!) «нелюбимой женой Всевышнего» — поскольку в нашем народе и в наших душах нет мира. Недостает взаимной приязни. «Из-за беспричинной ненависти между евреями разрушен Второй Храм». А на личном уровне — людей буквально разрывают, растаскивают желания. С одной стороны, идти чистым путем Торы. С другой — привычки, общение с людьми, далекими от истинных ценностей, сама атмосфера жизни среди народов, на деле (а то и на словах) отвергающих Б-га. Не скажете же вы, что венчание в церквях отпрысков путинских соколов или самоубийства мусульманских террористов есть «следовать путем Б-га»?! Его-то спросили? Нужны Ему зверства и показуха?!
Перед 11 сентября мне захотелось показать вам пример душевной чистоты и любви к людям. Стихотворение создано на основе реального события. Думаю, это самые сильные строки во всей русской поэзии — и дело не в таланте автора. Когда я его писал — плакал. Меир Левин плакал месяц, каким-то чудом сумел спеть — и разрыдался сразу после записи. Это — о человеке. Еврее.
Пямяти рава Шими Бигалайзена,
погибшего в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.
Небоскреб самолетом прошит
подо мною,
От земли отделен, я почти в небесах.
И от близких огонь отделяет стеною,
На последних шагах, на последних весах.
Я вот-вот поплыву по небесному полю,
Но на этой Земле я не жил, одинок.
Может, кто-то услышит
последнюю волю?
Может, кто-нибудь примет
последний звонок?
Разведи-ка нас, рав, разведи поскорее,
Пять минут остается на жизнь у меня!
Малый остров любви я спасти не сумею,
И нахлынет палящее море огня.
Я жене завещаю найти себе друга,
Пусть он будет и прям, и надежен, как щит.
Вот последняя воля отца и супруга.
Да услышит мой Б-г и детей защитит!
Вот проходит вся жизнь
на стекле предо мною,
Школа — сколько я отдал ей денег и сил!
Черный дым, едкий дым
подступает стеною.
Б-же, дай этим детям, что я попросил!
Разведи-ка нас, рав, разведи поскорее,
Две минуты осталось на жизнь у меня!
Малый остров любви я спасти не сумею,
И нахлынет палящее море огня.
«Друг, о них позаботься!
Прощай, мне не выйти.
Я люблю тебя, Мири!» — успею сказать.
Вот разбито окно. Вот небесные выси.
Но густеющий дым разъедает глаза.
Я успею сказать, сколько должен кому я.
Где взять деньги.
Что делать любимой с детьми.
Слава Б-гу, я жил, ничего не воруя.
Люди, я вас любил! Люди, станьте людьми!
Разведи-ка нас, рав, разведи поскорее,
Семь секунд остается на жизнь у меня!
Малый остров любви я спасти не сумею,
И нахлынет палящее море огня.
Я воскликну: «О Б-г!», телефон онемеет,
И прервется псалом, что,
прощаясь, читал.
Б-же, был я хасидом. Раввином. Евреем.
А теперь Твоей искрою в вечности стал.
В миг последний не лгут.
Я любил тебя, Мири!
Наши дети — я ангелом буду для вас.
Белый остров любви —
вот последнее в мире,
Что с собою возьму,
что для вечности спас.
Разведи-ка нас, рав, разведи поскорее,
Лишь секунда осталась на жизнь у меня!
Малый остров любви я сберечь не сумею,
И нахлынет палящее море огня.