ЧТО НАМ СТОИТ ХРАМ ПОСТРОИТЬ?

(Окончание.

Начало в N№ 679)

Одно из существенных отличий иудаизма от христианства состоит в том, что Тора призывает человека не делать различий между повседневной жизнью и святостью. Монахам-католикам, например, запрещено жениться, иметь женщину. Половая связь, согласно их религиозным канонам, оскверняет служение Б-гу. Поэтому монах должен быть затворником. У евреев такого нет. Человек, говорит Тора, обязан чтить Всевышнего, и при этом не быть аскетом и ханжой. Не следует стыдиться своего естества.

Принося в жертву животное, ты воздаешь благодарность Г-споду за то, что он дает тебе силы существовать. И это отличает тебя от неразумной твари, которая просто стремится набить свое брюхо.

Если человек вегетарианец, тогда другое дело. Он не обязан приносить в жертву животное, он может положить на жертвенник мучное изделие. Такая жертва согласуется с его образом мыслей и этикой.

Как грешнику подняться до праведника?

– Насколько мне известно, только абсолютно чистые в ритуальном и моральном отношениях люди могут приступить к строительству Храма. Но такие люди, утверждают раввины, еще не появились.

– Здесь царят путаница и полное смешение понятий. Во-первых, что касается моральной чистоты, Тора ведь – тоже святыня, дарованная Г-сподом. Значит ли это, что читать ее имеют право лишь праведники? Абсурд! Напротив, цадики уже достигли наивысшего уровня святости, и в вере, знании Торы нуждаются в первую очередь простые смертные, не слишком старательно соблюдающие заповеди, нарушающие предписания, пренебрегающие этическими нормами.

То же и с Храмом. Не праведникам, а обычным людям важно прийти в Храм, очиститься перед Г-сподом. Тут нет противоречия. Напротив, все логично и естественно.

– Но это в том случае, когда Храм уже существует. А если нет, то могут ли эти же обычные смертные его создать?

– Конечно. Не просто «могут». Это мицва, заповедь. Исполнив ее, они тем самым приблизят себя к Б-гу, смогут осмыслить данные нам откровения. После выхода из Египта и прихода в Эрец Исраэль кто строил Первый Храм? Праведники? Разумеется, нет. Обычные люди. Но, создавая Храм, они поднимались до понимания замысла Творца.

– Есть еще такое понятие – «ритуальная чистота»…

– Согласно религиозным законам, тот, кто прикоснулся к чему-то нечистому, должен пройти омовение перед входом в Храм и принести очистительную жертву. Но если такой человек не исключение, если все люди, так или иначе, осквернены в ритуальном понимании этого слова? Тогда это перестает быть помехой! Так пишет РАМБАМ. В этом случае приносится очистительная жертва от имени всего общества, и вслед за этим люди получают право войти в Храм.

Теперь что касается строительства Храма. В книге «Сефер Авода» РАМБАМ пишет, что если возникла необходимость построить или починить Храм, то предпочтительно, чтобы это сделали коэны. Если нет коэнов, такие работы могут быть выполнены левитами. Если нет левитов – рядовыми иудеями, не священнослужителями. То есть в строительстве Храма может участвовать все общество. Это мицва.

– Существует теория, что Храм может быть построен только после прихода Мессии.

– Покажи мне, где это написано. Есть ли это у РАМБАМа, например? Здесь все поставлено с ног на голову. В действительности наоборот: возведение Храма приближает приход Мессии! А не так, что приходит Мессия, и Храм воздвигается по его воле, без участия людей.

В каббале сказано: сначала будет построен Храм. Потом вокруг него вырастет Иерусалим. Потом все евреи вернутся в Эрец Исраэль. Сейчас все выполняется, но в обратной последовательности. Так теперь настала пора восстановить Храм!

Лишние

на Храмовой горе

– Вы считаете реальным сегодня начать строительство Храма? Снести мечеть Аль-Акса, мечеть Омара…

– Я разве призываю немедленно сносить, разрушать? Как я уже сказал, лишь половину из 613 заповедей можно выполнять вне Храма. Но из оставшихся заповедей половину можно соблюдать на Храмовой горе, даже если самого Храма еще нет. Это уже очень много, это уже был бы огромный шаг вперед. На Храмовой горе есть место и для мусульман, и для евреев. Ее территория не так уж мала. Но для этого недостаточно горстки людей. Необходимы убежденность и упорство значительной части населения, – а их нет. Евреи, в отличие от мусульман, безразличны к своим святыням.

– Вы испытываете давление со стороны властей?

– Огромное. И со стороны государства, и со стороны раввината. Раввинат нам никогда, мягко говоря, не сочувствовал. По тем причинам, о которых я уже говорил. Они не хотят менять устоявшийся порядок вещей, стремятся законсервировать мир, в котором живут. И придумывают разные предлоги, чтобы избежать этой темы. Те самые «аргументы», которые вы приводили…

Впрочем, в последнее время ситуация изменилась. Раввины осознают, что левые готовы бестрепетно отдать арабам еврейские святыни, и Храмовую гору в том числе. Раввины возмущены этим и испытывают к нам уже не неприязнь, а некоторую симпатию.

– Возможно, у израильских политиков есть основания опасаться ваших идей?

– Ерунда. Нас пытаются превратить в глазах общества в экстремистов, утверждают, что от нас исходит опасность для общественного порядка. Почему не разрешить нам выполнять на Храмовой горе ту часть заповедей, которая не обязывает к восстановлению Храма? Как я уже сказал, там полно свободного пространства, мы не мешаем мусульманам, мы не посягаем на их мечети.

Третье

изгнание?

– Сегодня израильское общество очень далеко от религиозного и этического идеала. Те, кто не отмежевывается полностью от религии, придерживаются формальной обрядности. Не важнее ли, чтобы люди сперва построили Храм в сердце?

– Еврейский народ действительно не слишком охотно демонстрирует приверженность вере и не проявляет рвения в выполнении заветов Г-спода. Обратите внимание: евреи всегда молились, чтобы Г-сподь позволил им вернуться в Землю Обетованную. Но когда это позволение пришло, миллионы евреев предпочли остаться там, где они жили.

И здесь, в Эрец Исраэль, они ведут себя наперекор заповедям. Возможно, потому, что люди, чьи предки слишком долго жили в галуте, подсознательно не чувствуют себя дома и на своей родине. Как и в галуте, их отечество ограничивается невидимыми стенами искусственно созданного по каким-то мнимым критериям гетто, а все, что вокруг него, – иной мир, иное измерение. И ведут они себя по отношению к этому миру, как в изгнании. И не нуждаются в Храме, объединяющем весь народ.

Вы говорите: сперва построить Храм в душе… Но создание Храма само по себе способно приблизить людей к Б-гу, объединить народ Эрец Исраэль.

– И «кибуцная аристократия» пойдет во имя этой цели в одной упряжке с раввинами?

– Общество постоянно развивается. То, что сегодня кажется невозможным, может стать вполне реальным завтра.

– Дважды воздвигался Храм, и дважды евреи были наказаны за «жестоковыйность». Значит, существование Храма не повлияло на отношение к заповедям и не спасло народ от падения?

– Очень даже повлияло! Первый Храм существовал 410 лет, Второй – 420. Без Храма еврейский народ вообще вряд ли сохранился бы. Храм объединил людей, стал нитью, которая связывала их с прошлым.

Людям свойственно замечать в жизни отрицательное, а не положительное. Заметьте, что евреи никогда не говорят: «период первой независимости» и «период второй независимости», «первое царство» и «второе царство», «первая империя» и «вторая империя». Для них, в отличие от других народов, эти слова мало что значат. Но скажи еврею: «период Первого Храма» и «период Второго Храма», и это сразу пробудит в нем национальную гордость. Храм для евреев всегда значил больше, чем государственность. Храм – стержень национального самосознания.

Что оплакивали евреи две тысячи лет? Крушение царства, гибель династии, падение империи? Нет, они оплакивали Храм. Почему мечтали о возвращении в Иерусалим? Потому что в Иерусалиме был Храм! Если сегодня спросить любого еврея, нужно ли существование независимого еврейского государства, он посмотрит на тебя, как на идиота. Но почему считается неестественным говорить о возрождении Храма – самого дорогого, что было у нас?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ЧТО НАМ СТОИТ ХРАМ ПОСТРОИТЬ?

  1. Не претендую на абсолютную правоту и расположение читающих, но мне было приятно почитать статью я простой Христианин и меня очень волнует Храмовый вопрос, да и сам честно говоря с радостью бы побывал у стены плача, я тоже хочу прикоснуться к ней. А еще меня волнует когда же все это начнется, (я на счет постройки Храма), я как то слышал, что евреи построят Храм в рекордно короткие сроки, И как же тогда мечеть Омара, да и кто вам разрешит ее тронуть, ведь она же тоже святыня для мусульман, как с этим быть? Хотя я всей душой за вас и знаю, что Храм — это то вокруг чего возникает понятие \»еврей\».

Обсуждение закрыто.