Сионизм и еврейская идентификация

Оказывается, классическая концепция сионизма ничего общего не имеет с еврейской идентификацией, и даже враждебна ей, чего многие сторонники сионизма не понимают. Ниже следующее высказывание современного исследователя сионизма в Израиле Моти Карпеля, приведенное в его книге «Закат идеологии сионизма и появление альтернативы «эмуни»», показывает, что с концепцией сионизма надо обращаться осторожно: территориальный сионизм исторически противопоставляет себя еврейской духовности, то есть иудаизму. И результат этого проявляет себя разрушительно в нынешних гигантских, по сути антиизраильских, манифестациях в Израиле. И вот это высказывание:

«Израильская социальная инфраструктура была заложена сионистским движением, отделившим себя от иудаизма. Герцль утверждал: «Сионизм не связан с религией». Этот, в общем-то, нейтральный герцлианский подход трансформировался в сионистских движениях левосоциалистического толка в ярко выраженную антирелигиозную позицию. Разрыв с традицией являлся одной из основ сионистской идеологии, и сформированное ею израильское общество определило себя как «светское». Эта «светскость» была не просто отходом от традиции и религии. Она включала в качестве обязательного элемента их постоянно культивируемое отрицание традиции, как важную составляющую светского сионизма. Освобождение от еврейской традиции воспринималось сионистами как существенный элемент их собственной традиции. Поэтому для светской части общества или по крайней мере для её широких слоёв, включая руководство, существовала внутренняя потребность сохранять противостояние между ними и религиозной частью общества и увековечить создавшийся между ними барьер.»

Итак, если классический сионизм отделяет себя полностью от религии, то для чего же тогда надо собирать евреев в одном месте? Классический сионизм дает простой ответ на это: чтобы евреи могли жить в безопасности, как все народы, имеющие свою землю, и … ассимилироваться, то есть перестать быть евреями, а стать «общечеловеками» еврейского происхождения. Правда сейчас это не совсем так: появилось много течений в сионизме, среди них и религиозные течения. Но многие по-прежнему придерживаются идеи классического сионизма, наивно полагая, как мне представляется, что уже сам факт проживания евреев вместе в безопасности может как-то сделать их жизнь духовно еврейской. К сожалению, это не так, как показывают реальные факты жизни Израиля.

Что же можно и надо сделать? Наверное, только одно. Каждый, кто считает себя сионистом, а такими должны быть все евреи, должен, в дополнении к концепции сионизма территориального, создать для себя концепцию сионизма духовного, то есть духовного объединения евреев, где бы они ни жили с духовным центром в Израиле и Иерусалиме.

Здесь я могу предложить то, как я сам объединяю всех евреев, как я определяю то, что объединяет и идентифицирует всех евреев.

 ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ТОРА

На протяжении многих веков богословы, археологи, историки, ученые пытаются доказать или опровергнуть правдивость событий, описанных в Торе. Но с точки зрения идентификации еврейского народа правдивость событий, описанных в Торе, несущественна. Даже если все описанные события — это плод коллективного воображения народа, то это воображение и сформировало еврейский народ, сделало его уникальным, определило его духовность, что и является идентификацией этого народа. С этих позиций я рассматриваю все описания и интерпретацию событий Торы.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И БОГ

В последние десятилетия дискуссии на тему «Бог есть, Бога нет» достигли такого апогея, когда обсуждение научной сущности концепции Бога как какой-то управляющей силы над нами, в системе которой люди существуют, подменяется ненаучным обсуждением представления этой силы в умах людей. Но все народы мира, включая еврейский народ, с самого начала идентифицировали себя по тому, как они интерпретировали идеи этой высшей управляющей силы по организации жизни на земле нашей. Поэтому, даже если допустить, что интерпретация идей этой высшей управляющей силы, называемой Богом, по организации жизни людей на земле – это просто плод воображения еврейского народа, придется признать, что это коллективное воображение и сформировало идентификацию этого народа. С этих позиций я рассматриваю интеллектуальную идентификацию еврейского народа.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 В ходе еврейской истории индивидуумы идентифицировались как евреи внешними силами – раввинами или антисемитами. Еврейство было своего рода невидимым ярлыком, прикрепляемым к индивидууму вне зависимости от желания и духовности самого индивидуума. Я рассматриваю еврейскую идентификацию не как вердикт этих внешних сил, а как осознанное решение самого индивидуума на основе его интеллектуального понимания истории еврейского народа и его уникальной роли в продвижении идей «Лучшего Мира» для всех живущих. И в этом смысл еврейской интеллектуальной самоидентификации.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЛЯ СОЗИДАНИЯ

 «Лучший Мир» по Торе/Библии —  это не реализация социальных систем, придуманных земными просвещенными лидерами, такими как основоположники капитализма, социализма, коммунизма, галахического иудаизма, или шариатского ислама. «Лучший Мир» по Торе/Библии — это реализация совокупных усилий индивидуумов иудейско-христианской духовности, продолжающих духовное и материальное созидание нашего мира в соответствии с их пониманием своей роли в продолжение созидания того, что было создано в самом начале кем-то или чем-то, названным впоследствии Богом (вне зависимости от того, как это кто-то или что-то представляется в умах людей).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ ИДЕЙ

«Лучший Мир» по Торе на земле нашей – это не совокупность миров отдельных изолированных и враждующих стран, когда внутри каждой из них все индивидуумы следуют одному и тому же созидательному плану, разработанному «сверху вниз» единым руководством страны. «Лучший Мир» по Торе на земле нашей – это когда созидательная работа индивидуумов внутри каждой страны формирует созидательный облик страны «снизу вверх», а совокупность созидательных усилий отдельных духовно кооперирующих и мирно конкурирующих стран является продолжением созидательной работы, начатой в самом начале кем-то или чем-то, названным впоследствии Богом.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Иудей разговаривает с Богом напрямую, минуя посредников в виде раввинов. А это потому что, поскольку все иудеи, как и все остальные люди, созданы по образу и подобию Бога-Созидателя/Творца, то есть сами являются созидателями/творцами, они должны работать в партнерстве с Богом-Созидателем, а для этого они должны быть в постоянном контакте с Ним. Это означает, что каждый иудей имеет право, а может быть и обязан, найти для себя наиболее эффективные способы таких контактов с Всевышним. (Здесь автор говорит только об иудеях, хотя он верит в то, что все – иудеи и не иудеи – имеют такое право, а может быть и обязаны.)

Вот так я для себя создал духовное содержание сионизму – то содержание, которое объединяет евреев не столько территориально, но и духовно, что, естественно, самое существенное. Детально я описал все это в моей книге «Евреи и их роль в этом мире».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 3,25 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора

3 комментариев к “Сионизм и еврейская идентификация

  1. Владимир,многое,о чём Вы пишите.имеет право на сущёствование.В прочем, я ещё в далёкие годы ,общаясь с массой аспирантов-философов,социолого историков и т.д.,а в-.идеи параллельные Вашимпоследние 10 лет и сраввинами орто и хабада Вашим воспринимал,но в плане скорее несогласия,чем согласия.————————тЕперь о Вашей критике светских сионистов. Как сказано .Вс-вышний настолько жёстко ис пы тывал вернейшего Иова,что тот в конце концов возопил6″За что мне такие страдания?»,и получил ответ такого смысла»Кто ты такой.чтобы»выступать»,где ты был ,когдая сотворил мир и тебя?—Вот и такой вопрос светские сионисты могут задать тем из нас .кто шельмует их за своего рода атеизм:где были вы,когда мы создавали Израиль для спасения и дальнейшей защитыевреев,вовсе не опираясь на роматические представления о факте зареплёённости за еврееями земли,который Вс-севышний впоследствие отобрал за грех ухода от исполнения Закона?——-Далее обвинениясионистов в том,что они якобы полностью от казались от Торы ,считаю несправедливыми, Вспомним ,как Бен Гурион предоставил поле деятельности религиозному руководству,что в Израиле существует требование прохождения гиюра для неевреев,что за счёт налогов с атеистов содержатся 50 тыс.ешиботников(хватило бы и 5тыс..но не нстаиваю на этом).А что вытворяют некоторые религиозныепартии? Ппомнитсяь,один очень уважаемый иудейский авторитет недоуменно задал риторический вопрос:»разве это еврейское дело-заниматься политикой?»—— Вы пишите ,что несуществене тот факт.имели или не имели место события.описанные в Торе.Этот момент можно обсуждать.И я коснулся его в краткой статье ,направленной в»Евр.мир» вна чале года ,гдеона и пребывает»под сукном».Но если «несущественно»,тогда и не называйте свои изыскания исследованиями сути духовности поТоре.————————

    1. Александр, в целом у меня нет возражений по тому, что вы написали. Только я хотел бы еще раз утвердить одну из моих позиций, с которой вы, похоже, не согласны: для меня важно духовное содержание, духовное послание тех событий, которые описываются в Торе. Для меня не существенно, были ли события, описанные в Торе, осуществлены в реальной жизни, точно как они описаны, Тора — это святая книга морали и духовности, а не учебник истории.

  2. Владимир.Тора действительно не учебник истории,но факты ,описанные в Торе.иудаизм рассматривает как реальность.Если так,то мы на пути к утверждению версии,что 10 заповедей и прочая и прочая —вообще не продиктованы богом,а суть плоды земного разума.а далее-что и бога,по крайней мере в общепринятом потмании.вообще нет..Как сказал паходясь в расстройстве чувств великий поэт Тютчев:»Мужайся,сердце,до конца,и нет в творении творца.и смысла нет в мольбе(!?).

Обсуждение закрыто.