Однажды ребе Леви Ицхок из Бердичева повстречал одного жителя своего города и сказал ему: «Мойше, я тебе завидую».
«Ребе, вы мне завидуете?! Вас все любят и уважают, вы желанный гость на свадьбах-хупах, брисах, бармицвах… Я же простой еврей. Конечно, я делаю добрые дела – мицвы, но иногда ошибаюсь и совершаю проступки».
«Вот поэтому, Мойшеле, я тебе и завидую. Каждый твой проступок – это драгоценный камень, правда, пока не обработанный. Но когда ты его исправишь, он будет светить тебе и всем окружающим. У меня таких драгоценных камней просто нет».
Почему ребе назвал проступок драгоценным камнем?
На этой неделе 14 ияра мы отмечали Песах Шейни – второй Песах. Если во времена Храма (Бейс Хамикдоша) по какой-либо причине евреи упускали возможность принести пасхальную жертву вовремя, в «первый» Песах, то могли принести ее месяц спустя в этот день второго Песаха.
Иногда человек, упустивший что-то в своей жизни, совершивший ошибку или проступок, чувствует отчаяние, у него опускаются руки – ситуация кажется ему неисправимой. Здесь-то и приходит ему на помощь второй Песах и вдохновляет его надеждой: всё возможно исправить!
«Постройте мне Храм, и я буду пребывать среди них», – говорит Всевышний Моисею, который в свою очередь должен объяснить евреям цель строительства Храма. Впрочем, наши мудрецы подчеркивают: сказано «среди них» – в каждом еврее. Они строили Храм для того, чтобы Всевышний пребывал в сердце каждого еврея. И каждый из нас может и должен построить в себе Храм, который осветит весь мир. Понятно, что цадик, подобный ребе Леви Ицхоку из Бердичева, является источником святости и света. Но как построить в себе Храм простому еврею, который имеет в своём «багаже» не только добрые поступки и заповеди, но и грехи?
Б-г всегда дает нам шанс исправиться, вернуться к Нему. Наши мудрецы называют еврея, который вырос в нееврейской среде, вдали от традиций своего народа, «ребенком, который вырос в плену».
Все мы, или почти все были в плену в бывшем Советском Союзе.
Почему это произошло, мы не знаем. Но мы твердо знаем, что Б-г хочет нашего возвращения, а значит, даёт каждому из нас силы вернуться к Нему. Как немолодой отец ожидает возращения своего единственного сына, так и Всевышний ждёт возвращения каждого еврея. Он с любовью следит за нашими первыми шагами на пути к Нему: хупа, обрезание, бармицва, тфиллин, Шаббат в кругу семьи и друзей…
Возвращаясь домой из духовной пустыни, мы испытываем огромную жажду близости к Создателю. Эта жажда света тем сильнее, чем через большую тьму мы прошли. Мы отталкиваемся от наших проступков (необработанных бриллиантов) и стремимся к Торе и ее заповедям. Наши грехи, первоначально являясь преградой, отделявшей нас от Творца, становятся нескончаемым источником желания близости к Нему. Цадик не вырос в пустыне, потому не испытывает той жажды, которую испытывает еврей, возвращающийся к Б-гу. Потому, когда еврей совершает раскаяние (тшуву), он поднимается на ступеньку выше цадика. В его «багаже» имеются не только добрые дела, но также исправленные проступки. Как говорят мудрецы Талмуда: «Там, где стоит еврей, возвратившийся к Б-гу (Бал Тшува), даже совершенный цадик не может стоять».
Бриллианты цадика – добрые поступки – изначально обработаны. Конечно же, зависть праведника – это белая зависть. Еврею ни в коем случае нельзя желать творить зло, совершать грех, чтобы затем его исправить. Но если он упал, то пусть знает, что сможет подняться, дорога к Б-гу всегда открыта.
Дорогие друзья, мы – народ Книги.
Издательство организации «Шамир» приглашает вас на презентацию новых книг в магазине «Санкт-Петербург» в воскресенье, 29 мая с 1 ч. дня до 5 ч. вечера по адресу: 230 Brighton Beach Ave.
Все посетители смогут принять участие в лотерее.
Издательство «Шамир» представляет: Каббала на Wall Street. Получите ключ к познанию секретов мироздания и собственной души. Занятия проводятся в Манхэттене по адресу: 160 Broadway, Suite 710. Ведущий раввин Яков Бам. Регистрация по тел. (212) 566-3024,
(718) 536-4980.