В Лаг Ба Омер более ста тысяч израильтян ежегодно поднимаются на гору Мирон, расположенную на севере Израиля. На вершине горы находится могила величайшего раввина рабби Шимона Бар Йохай — одного из пяти учеников легендарного рабби Акивы, основоположника Талмуда. Рабби Шимон Бар Йохай является автором книги “Зогар”, то есть «Сияние» — книги еврейской мистики каббалы. Пожалуй, нет в еврейском календаре другого дня, смысл которого был бы столь загадочен.
Единственное, что известно нам об этом дне из Талмуда, это то, что в Лаг Ба Омер — тридцать третий день счета — перестали умирать ученики рабби Акивы.
Талмуд рассказывает о том, как бедный и плохо знакомый с Торой Акива работал в доме одного очень богатого и образованного еврея. Его дочь Рахель оценила необыкновенные душевные качества Акивы и решила принять его предложение жениться на ней. Рахель вдохновляет Акиву начать изучать Тору в возрасте сорока лет. Они поженились, и Акива отправился изучать Тору к лучшим раввинам того времени.
Через двадцать четыре года рабби Акива стал непревзойденным авторитетом Торы своего поколения, и у него появилось двадцать четыре тысячи учеников, которых он готовил к великой миссии записи устной еврейской традиции — Талмуда. Ученики представляли собой цвет еврейской мысли, концентрируя в себе все знания Торы, передаваемые из уст в уста, от учителя к ученику на протяжении столетий. И вот неожиданно после праздника Пасах все ученики рабби Акивы умирают. Смерть учеников рабби Акивы не только историческая трагедия, но и безвозвратная потеря не дошедших до нас знаний Торы, мыслей, идей, ненаписанных книг. В память о смерти учеников рабби Акивы евреи соблюдают законы траура, которые прерываются праздником Лаг Ба Омер.
На тридцать третий день после празднования Песах ученики Раби Акивы перестали умирать. Этот день должен был стать днем наибольшего траура: в тот день ученики Рабби Акивы не умирали лишь потому… что все они уже умерли в предыдущие дни! Так что же мы празднуем?
Рабби Акива обладал удивительным даром, умением начинать все сначала. В сорок лет от начал изучать Тору, став в дальнейшем величайшим учителем Торы. Он подготовил тысячи учеников и последователей, но все они погибают. Кажется, что нить еврейской традиции, передаваемой из уст в уста на протяжении тысячелетий, оборвется. Миссия всей жизни рушится у него на глазах. Можно было в отчаянии опустить руки. Уже на склоне лет рабби Акива принимает мужественное решение: еще раз начать все сначала! Он набирает новых учеников и учит их Торе. Они-то и становятся авторами Мишны — основополагающей книги Талмуда.
В те годы, последовавшие за поражением восстания Бар Кохбы, римляне стремились к полному уничтожению еврейского народа. Великого учителя Торы Рабби Акиву публично казнили. Одному из его учеников — рабби Шимону Бар Йохай удалось бежать и скрыться в пещере вместе со своим сыном Элиэзером Именно там, во тьме пещеры, преодолевая лишения и голод, оттачивают рабби Шимон Бар Йохай и его сын Элиэзер тонкости еврейской мистики и записывают книгу «Зогар» — «Сияние».
По удивительному совпадению, рабби Шимон Бар Иохай умер в Лаг Ба омер. Потому в этот день отмечается его йорцайт (День памяти), а более ста тысяч израильтян поднимаются ежегодно на гору Мирон к его могиле.
Итак, костры в Лаг Ба Омер — это символ света Торы, осветившего тьму изгнания. Ведь, несмотря на гибель тысяч своих учеников, рабби Акива сумел найти в себе силы начать все сначала. Он научил Торе новых учеников, а те, в свою очередь, передали последующим поколениям «Мишну» и «Зогар». Эти книги вдохновляли евреев на протяжении тысячелетий изгнания, являясь тем самым светом, который осветил тьму.