В своих комментариях на книгу Шемот (гл. 12, ст. 17, в частности) Раши (великий комментатор Торы и Талмуда; Франция, XI век) пишет: «Если появляется возможность выполнить мицву (заповедь), это следует сделать немедленно»…
Рассказывают, что как-то раз во Франкфурте к Шимону Натаниэлю Ротшильду подошел на улице незнакомый человек и поведал ему о своих безысходных обстоятельствах. Ротшильд был тронут бедственным положением человека и захотел как-нибудь помочь ему. Но денег с собой у него не было. Тогда он снял с часов золотую цепочку и протянул ее мужчине.
Мужчина был застигнут врасплох.
– О нет! – воскликнул он. – Я не могу взять эту золотую цепочку. Спасибо за искреннее желание помочь мне. Но лучше я зайду завтра в вашу контору…
– Возьмите, пожалуйста, – настаивал Ротшильд. – Сейчас я полон сочувствия к вам. Но кто знает, что я буду испытывать завтра? Ведь царь Шломо (Соломон) сказал когда-то: «Не говори другу твоему: «уходи и возвращайся завтра, и я тебе подам», если имеешь при себе что-то и можешь сделать это сегодня» (Теилим, гл. 3, ст. 2).
Заповеди следует исполнять с искренностью и усердием.
Однажды раввин города Амшинов попросил у богатого человека цдаку (пожертвование на благотворительные цели). Раввин собирал деньги, чтобы помочь попавшему в затруднительное положение родственнику этого богача.
– Он мне – всего лишь дальний родственник, – ответил богач. – Я едва его знаю. У меня нет никаких особых обязательств по отношению к нему…
– Ты молился этим утром? – спросил раввин.
– Конечно, – сказал богач.
– Какими словами начинается Амида (основная часть утренней, дневной и вечерней молитв)?
– Все это знают, – произнес богатый человек и процитировал: «Всевышний Авраама, Ицхака, Яакова…».
– Когда они жили? – продолжал «экзаменовать» богача раввин.
– Несколько тысяч лет назад, – ответил богач.
– Почему же ты ежедневно просишь Всевышнего быть милостивым к тебе, учитывая заслуги предков, которые жили тысячи лет назад и имеют к тебе столь отдаленное отношение? Ведь сам не хочешь проявить милосердие по отношению к живущему ныне человеку только потому, что он – твой дальний родственник. Как, по-твоему, Творец должен ответить на твою молитву?..