«В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ ВОССТАЮТ ПРОТИВ НАС, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ НАС»

Часть 1

«Папа Римский – первоисточник

нечистоты»

Любавичский Ребе

МАССОВЫЙ ПСИХОЗ

Спустя 24 часа после смерти Папы Римского Иоанна Павла II о нем было написано 35000 статей, где подчеркивалось, что он был первым современным Папой, вставшим в водовороте между религией и современностью: он смело реформировал отношения между христианством и иудаизмом, пытался обуздать сексуальную натуру человека, обличал капитализм и распространял евангелизм по всему земному шару. 49 глав государств, 5 королей и 6 королев, представители евреев и прочих религий, в числе 300000 человек собрались на его похороны. Даже Уолл-Стрит застыл на несколько минут. Никогда прежде не удостаивались еврейские лидеры такого почета на папских похоронах. Им были хорошо видны польские флаги. Президент Израиля М. Кацав и министр иностранных дел С. Шалом, бывший и нынешний главные раввины Рима, 28 членов еврейской делегации рядом с представителями буддизма, индуизма, ислама, огнепоклонников и пр. Один из делегатов, Артур Шнайер из Нью-Йорка, сказал: «Это были похороны человека, близкого миллионам людей. Даже политические деятели склоняются перед моральной силой духовной личности. Он был первооткрывателем». Лидер World Jewish Congress И. Сингер захлебывался от избытка чувств: «Благодаря изумительной воле и делам Папы отношения между евреями и католиками стали лучше даже, чем с остальным миром. Все ведется католиками, теперь он ушел, и у евреев нет такого наделенного Б-жьим даром влиятельного человека… Нам нужно обоюдное уважение с обеих сторон без особых требований одной из них. Надеюсь, что евреи поймут: умер друг, лидер миллиарда человек. И в память о нем мы должны начать диалог в социальной, религиозной, политической, литературной и поэтической сферах». В Бейт-Лехеме израильтяне, «палестинцы» и итальянцы провели в память Папы «Марафон мира». Бывший главный раввин Рима Элио Тоафф сказал, что ему «очень приятно, что Папа упомянул нашу дружбу в завещании».

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ

Отцы церкви

Христианство – религия любви, которая пользуется украденными у евреев заповедями: люби ближнего, ищи мира, помогай бедным и не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе. И эта религия освятила ненависть к евреям, сделав ее центром своего учения. Церковь признала Тору Священным писанием, однако стремилась отнять его у еврейского народа, заявляя, что она унаследовала права евреев, она является теперь богоизбранным Новым Израилем. Отцы церкви, возведенные ею в ранг святых, оказали решающее влияние на формирование отношения церкви к евреям. Ипполит Римский в трактате «Против иудеев» объяснял страдания евреев их отказом принять Иисуса. Евсевий подчеркивал, что евреи отвергнуты Б-гом и наказаны Им за заговор против Иисуса. Иоанн Златоуст, знаменитый церковный проповедник, объявил синагоги «домом разврата и театром, пиратским гнездом и пещерой диких зверей». Златоуст не был исключением: «Убийцы бога и пророков, враги и ненавистники его, противники благодати, враги веры их отцов, адвокаты дьявола, клубок змей, клеветники, зубоскалы, злодеи, сборище демонов, грешников, злодеев и ненавистников добра». (Григорий Нисский).

Амвросий Медиоланский писал антиеврейские послания и одобрял разрушение синагог. Августин в «Проповеди против евреев» утверждал, что евреи заслуживают самой жестокой кары, но они оставлены в живых, чтобы служить свидетелями истинности христианства. Максим Туринский, полемизируя с евреями, написал «Трактат против евреев». Все прочие «отцы» проклинали евреев, пытаясь оправдать украденное христианством.

Крестовые походы

Долгую мучительную историю отношения христиан и евреев не уложить в несколько томов. Возложив вину за убийство их бога на евреев, церковь создала образ «народа-богоубийцы». Поскольку распятие бога ассоциировалось с его участием в последней трапезе (пасхальный Седер), в народе сложилось прочное представление о ритуальном употреблении евреями христианской крови. Вдохновители первого известного нам обвинения в ритуальном убийстве в Англии в 1144 г. утверждали, что евреи Европы составили заговор против всего христианского мира и обязались приносить в ежегодную жертву христианского ребенка. Это стало обычным обвинением против евреев. К созданному церковью образу посланца Сатаны и изувера, занимающегося черной магией и распинающего христианских детей из ненависти к Иисусу, теперь прибавился миф об использовании христианской крови в еврейские праздники. «В популярной литературе Средних веков господствует тема: пьесы о таинстве, чудесах и морали, хроники и легенды, поэмы, народные сказания и песни, – все рисовало еврея как источник дьяволизма, совершивший ужасные преступления против создателя христианства и церкви и против ее приверженцев. Не было ни одного мерзкого греха, который невозможно было бы свалить на еврея, но самым его «гнусным» преступлением было его страстное желание уничтожить христианство и христианский мир. Еврей стал «неисправимым врагом человечества». (J. Trachtenberg. «The Devil and the Jews»)

И все же его пытались исправлять: церковные соборы в Толедо в VII веке и вестготы приняли суровые законы, принуждающие евреев к переходу в христианство. Византийские императоры Ираклий и Лев III дважды принуждали принять крещение. Крестовые походы за освобождение Палестины от мусульман в 1096-1291 гг. привели к массовым убийствам евреев в Европе и в Палестине. В некоторых частях Франции и Германии были полностью истреблены еврейские общины. Весной 1096 г. в г. Вормс ворвались крестоносцы, вырезавшие сотни евреев. Лишь малая часть вынуждена была креститься. Многие убили себя и своих детей, чтобы сохранить веру отцов. Убийцы разрушили их дома, синагоги и сожгли священные книги. Евреи обратились к епископу Аллебранду, но он предложил им выбор: крещение или смерть. Евреи заперлись в доме, обещая подумать. Когда истекло время, рыцари открыли дверь и увидели мертвые тела в лужах крови. В ярости они надругались над трупами. Крестившиеся тоже убили себя. Не дойдя до Палестины, рыцари убили 800 евреев. В Майнце евреи пытались дать отпор, но были преданы воинами епископа. В Кельне спрятанные епископом в соседних деревнях были перебиты или крещены. Многие покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку. То же было в Трире и Мозеле. Всего в Германии и Чехии погибли более 5000 евреев. В Палестине они загнали евреев в синагогу и подожгли ее. Чтобы заглушить крики несчастных, они пели христианские гимны: «Христос, это во славу тебе, мы любим тебя!» Остальные евреи были вырезаны или проданы в рабство.

Второй поход крестоносцев протекал более мирно, потому что Людовик VII, Конрад III и прочие правители решили не допустить повторного разорения своего хозяйства. Правда, папа Евгений III издал буллу, освобождая крестоносцев от уплаты процентов с долгов евреям, а прочие властители простили их долги евреям, но, отняв деньги, жизнь все же оставили (кто же убивает курицу, несущую золотые яйца?). Убили только несколько десятков евреев, но не позволили монаху Рудольфу агитировать народ на масштабные убийства. Во время третьего похода, получив огромные деньги, немецкий император Фридрих I Барбаросса пригрозил убийцам евреев смертной казнью, а епископы – отлучением от церкви. Но во Франции, несмотря на взятки властям, было убито немало евреев. Хуже всего было в Англии. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, участвовавшие в коронации Ричарда Львиное Сердце, устроили погром. Еврейских представителей архиепископ приказал удалить из зала и распустил слух, что король не против погромов. Только троих из пойманных погромщиков подвергли наказанию, да и то за поджог и грабеж христианских домов, расположенных рядом с еврейскими. Вместе с чернью в погромах участвовала и знать. Были вырезаны общины Линна, Норвича и Стамфорда. После начала похода погромы возобновились с новой силой, особенно в Йорке и в Бери-Сент-Эдменсе, где были убиты 57 евреев. Во время первого крестового похода «пастухов» они разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже, а также евреев Гасконии и Прованса. Во время второго похода «пастухов» во Франции ими было уничтожено более 130 общин.

Эпидемия чумы

В 1348-49 гг. Европу захлестнула эпидемия чумы, унесшая 24 миллиона жизней, в том числе и еврейских. Но для евреев «черная смерть» обернулась двойной бедой: десятки тысяч евреев Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Австрии, Бельгии и Богемии были преданы мечу, огню и пыткам по обвинению в распространении этой болезни.

«Церковь так долго проповедовала, что евреи должны быть уничтожены, что они хуже еретиков и язычников, они убивают христиан и проливают кровь христианских младенцев, что верные сыны церкви во все это уверовали и довели до логического конца церковную доктрину», – пишет Генрих Грец. Поскольку евреи строго соблюдали законы Торы и уделяли большое внимания гигиене и уходу за больными, у них было меньше умерших, и это вызвало подозрение, что евреи отравили колодцы, реки и даже сам воздух, чтобы избавиться от христиан и завладеть их землей. На испанских евреев, имевших большое влияние на все еврейские общины Европы, возложили обвинение в разработке дьявольской схемы, заключавшейся в рассылке многочисленных курьеров с ядом и вербовке других евреев, вовлеченных под угрозой исключения из общины. Начало этому заговору было положено якобы в Толедо, считавшемся еврейской столицей.

Вскоре были названы и виновные в производстве и продаже яда, изготовленного еврейскими докторами в Испании: Якоб Паскате из Толедо, рабби Пейрет и богатый еврей Аквет, жившие в Савойе. И состоял этот яд будто бы из плоти василисков, пауков, лягушек, лизардов или из христианских сердец и теста оскверненной гостии, символизирующей тело их бога. В эти невежественные, подогретые воспаленной фантазией истории верила не только чернь, но и знатные люди. В поисках истины правосудие прибегло к привычному методу – пыткам. Эпидемия чумы началась в южной Франции, и в мае 1348 г. там была сожжена целая еврейская община вместе с детьми и свитками Торы. Оттуда чума перекинулась в Каталонию, Арагон и Барселону, где в конце июня были ограблены и убиты 20 евреев. Убийц остановило только сопротивление нескольких храбрых защитников из числа знати да необычная по силе гроза с оглушающим громом и ослепительной молнией.

По всей Испании евреи объявили пост и забаррикадировались в своих убежищах, прося Б-га о милосердии. Папа Климент VI объявил еретиками тех, кто убивает евреев, расхищает их добро и подвергает их насильственному крещению, но это не возымело никакого действия. По приказу герцога Савойи Амадеуса были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам несколько евреев, после чего они оклеветали себя, своих родных и других евреев. Аквет даже признался в том, что подложил яд в Венеции, Аквиле, Калабрии и Тулузе. Это повлекло за собой сожжение проживавших там евреев и евреев Савойи. Протоколы этих признаний были отправлены в Швейцарию, где после пыток были сожжены все местные евреи. Сожжение целых еврейских общин, обвиненных в отравлении, приняло систематический характер. В Цюрихе евреев обвинили также и в убийстве христианского ребенка. Сожжение и колесование еврейских общин с насильственным крещением несчастных, выбравших жизнь, было сопряжено с запретом дальнейшего проживания в этих странах в течение 200 лет. Перед сожжением евреев заставляли простить христианам все долги и вернуть их залоги. Еврейские деньги и имущество разделили между церковью и горожанами. Иногда перед виселицей или костром у несчастных родителей, предпочитавших смерть переходу в христианскую веру, отбирали детей для крещения.

Хуже всего было в Священной Римской империи (Германия), где указы императора Карла IV из Люксембургской династии никто не исполнял: евреев жгли, высылали и крестили. В муниципалитете Страсбурга у них нашлось несколько защитников, но против выступили мастера ремесленных цехов и дворяне, желавшие избавиться от конкурентов и кредиторов. В субботу 14 февраля, в День св. Валентина, на еврейском кладбище были сожжены 2 тысячи евреев, а их имущество поделено, как и подобает «милосердным христианам», между горожанами и церковью. И до XVIII века в городе трубили дважды каждую ночь, напоминая о «еврейском заговоре».

Евреи Вормса знали, что их ждет: за оказанные ему услуги Карл IV разрешил городу «поступать с евреями, как со своей собственностью». После решения совета города о сожжении евреев 12 их представителей пришли просить милости, а когда им было в этом отказано, выхватили спрятанное под одеждой оружие и убили городских советников. Вскоре после этого вся община погибла в огне, зажженном еврейскими руками. Во избежание пыток евреи Оппенхайма и Франкфурта тоже подожгли свои дома, и пожары распространились на христианскую часть города. В Майнце во время пожара был украден кошелек, и это стало поводом для еврейского погрома. Евреям и рабам было запрещено носить оружие. Поэтому 300 евреев, зная что их ждет, вооружились заранее тем, что было под рукой, и попытались защитить себя. Убийство 200 бандитов вызвало ужасный гнев христиан, немедленно стянувших к еврейскому кварталу огромные толпы вооруженных граждан. Евреи долго держались, но, видя близкое поражение, подожгли свои дома. В огне погибли 6 тысяч евреев.

В Эрфурте погибли 3 тысячи. В Вене, по совету рабби Йоны, евреи убили себя в синагоге. В Кремсе евреи тоже подожгли свои дома. То же происходило в Баварии и Швабии. Евреи Нюрнберга были очень богаты и этим особо ненавистны своим соседям. «На месте, которое позже стало называться Еврейским холмом, последователи религии, проповедующей любовь, развели костер, и те, кто не успели бежать, были сожжены или убиты… В Ратисбоне герцоги Баварии разрешили горожанам «поступать с евреями, как им заблагорассудится, согласно кодексу чести или необходимости». Маркграф Людвиг из Бранденбурга… показал свое религиозное рвение, приказав сжечь всех евреев Кенигсберга и конфисковать их добро», – пишет Генрих Грец.

Было уничтожено более 300 еврейских общин Европы. А те маленькие бедные еврейские общины, «которые избежали безжалостной бойни или не прибегли в отчаянии к самоубийству, потеряли волю к жизни… Воспоминания о пережитом кошмаре продолжали мучить уцелевших евреев и не оставляли им никакой надежды на будущее. Строки из элегии Байрона: «У горлиц есть гнезда, лисицу нора приютила, у всех есть отчизна, тебе же, Израиль, приют лишь могила», — более всего подходят именно к этому периоду еврейской истории, когда… Европа стала для потомков еврейских патриархов и пророков огромной могилой, ненасытно требовавшей новых жертв», – заключает Г. Грец.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора