Мидраш говорит, что Иерусалимский Храм имел 12 ворот — для каждого колена свои. Наверное, это говорит о том, что существует не один путь к духовности.
Триста лет назад ашкеназское еврейство разделилось на хасидов и миснагдим (несогласных). Как народ страстный, евреи, отстаивая свою истину, готовы были вцепиться друг другу в горло, — но поскольку мы народ мирный, делали это в спорах. Сейчас мы можем видеть, насколько взаимные влияния этих направлений за столетия обогатили друг друга.
Когда в 1970-е молодые ребята в Москве создавали еврейское возрождение, они быстро разделились на три группы: хабадников, литваков и религиозных сионистов, последователей учения р. Соловейчика и р. Кука. Имея роскошь вырабатывать свое восприятие иудаизма, уже познав окружающий мир и светские науки, приходящие к религии русскоговорящие евреи оказались в необычной в нашей истории ситуации. Каждый мог выбирать иудаизм по себе.
Конечно, базовые идеи разных направлений ортодоксального иудаизма едины. Однако у религиозного сионизма и «ортодоксального модернизма», основанного на идеях рава Кука — о нем пойдет речь — есть важное отличие: это отношение к сегодняшним изменениям в картине мира и в частности — религиозный смысл создания Израиля.
Для моего восприятия мира важнейшим стал приезд в 2005 году в наш Fair Lawn Пинхаса Полонского. Вундеркинд Пинхас еще в школе, в знаменитой 7-й математической, открыл для себя иудаизм. Наш праотец Авраам пришел к идее единого Б-га и разбил идолов своего отца уже в три года, но для наших умученных советским воспитанием поколений и духовная независимость школьника уникальна (статус вундеркинда Полонского подтверждает и его победа на Всесоюзной математической олимпиаде 1973 года). Пинхас стал самым ярким популяризатором среди русскоговорящих евреев революционных идей рава Кука, идей религиозного сионизма.
История евреев по раву Куку — это продолжающееся Б-жественное откровение. Возвращение евреев после долгого изгнания в Землю Израиля — начало геулы (освобождения) — это акт вселенского масштаба, который требует развития еврейской идеологии. Мой сын два учебных года провел в Израиле в школах системы религиозных сионистов, основанной на идеях рава Кука. Эти школы отличаются от классических
иешив преподаванием вместе с еврейскими и светских наук. «Это было как каторга, — вспоминает мой сын, — занятия с 8 до 8, а потом еще приготовление уроков». Но кто сказал, что быть евреем легко? Зато выпускники таких школ, образованные в иудаизме и владеющие наукой сегодняшнего дня, — новый тип евреев, граждан нового Израиля, реальная элита нашего народа. И быстро растущее число учащихся таких школ — знак блестящего будущего Израиля.
Мой источник знакомства с учением рава Кука — курсы лекций Полонского на CD «Современные вопросы
иудаизма» и «Иудаизм и каббала», которые я прослушал в 2005 году. В общей сложности, по моим прикидкам, я знаком не менее чем со ста часами
аудиолекций и живых лекций Полонского, и это не считая повторных прослушиваний. Стараюсь читать все его книги. Тешусь надеждой, что могу считать себя его учеником.
Каждый год после первого визита, совершая турне по США, Пинхас посещает наш Fair Lawn, и каждый раз, подтверждая, что иудаизм школы рава Кука — бурно развивающееся направление, он привозит новые идеи и свою новую книгу. В 2006 году это был составленный Пинхасом монументальный том «Рав Авраам-Ицхак Кук. Личность и учение», со статьями разных авторов, включая Полонского, большой работой профессора Бен-Шломо о метафизике и Каббале рава Кука «Песнь жизни» и отрывками из произведений рава Кука, отобранными и прокомментированными опять же Полонским. Позже Пинхас привозил в Америку книгу «Две тысячи лет вместе» — о взаимоотношении иудаизма и христианства, важной теме для наступающих мессианских времен; «Израиль и человечество. Новый этап развития» — по материалам первых семи лекций из курса из 30 лекций выдающегося современного раввина, одного из руководителей иешивы «Махон Меир» Ури Шарки. Эти лекции, пересказанные по-русски Полонским (их можно слушать на CD), дают знания о сегодняшнем мире идей религиозного сионизма. В 2009 году была привезена книга «Две истории сотворения мира» — современный комментарий на первые одиннадцать глав Торы, и в этом году Пинхас привезет ее продолжение «Праотцы в динамике. Авраам». Этот современный комментарий Торы основан на идеях р. Шарки и р. Маниту, которые, в свою очередь, восходят к идеям великого каббалиста Ари.
Сторонний человек спросит: зачем нужны новые комментарии к Торе? Наши мудрецы трудились тысячелетия, и откуда самомнение, что сейчас мы поймем в Торе что-то, что не разглядели раньше эти гиганты? Однако изменился мир. Во времена Раши и Рамбана евреи были рассеяны по миру и не было Израиля. Тора несет ответы на вопросы для всех времен. И сейчас задача — понять инструкции Торы для сегодняшнего дня.
Мне привелось прочесть «Праотцев в динамике» в рукописи. Полонский находит в Торе, в истории наших праотцев, таящиеся ответы на проблемы, стоящие перед нашим поколением, перед нашими лидерами. Для себя я называю идеи ортодоксального модернизма диалектическим иудаизмом. Полонский анализирует в книге развитие личностей наших праотцев, ставит такие вопросы: «Как сам Авраам продвинулся в процессе этой истории, и что он в ходе ее понял?» Ибо, пишет Полонский, «мы должны отойти от парадигмы средневекового типа мышления, для которой идеал статичен, и все великие вещи должны быть только постоянны. Сегодня мы в состоянии воспринять динамический идеал мироздания, и в его свете увидеть праотцев с новой стороны».
Нечего и говорить, знакомство с новыми идеями, основанными на Каббале и учениях наших мудрецов, которыми полна книга, несет большое интеллектуальное удовлетворение. Того же я жду и от новых лекций Полонского.
Я отношусь с почтением к людям, для которых конечная мудрость заключается во все более глубоком проникновении в классические тексты. Когда я спрашиваю мнение молодого раввина, у которого учусь сейчас пониманию этих текстов, о современном мире, он отмахивается: «Это политика». Но я не согласен с этим. Я считаю, что Тора, объясняющая для нас «политику» первых полутора тысяч лет нашей истории, должна давать нам и методы понимания сегодняшнего мира, сегодняшней «политики». Поэтому я жду с нетерпением нового приезда Пинхаса Полонского с новыми идеями из Израиля, расширяющими понимание нами сегодняшнего быстро меняющегося мира.
Лекция Полонского у нас в Fair Lawn состоится 21 августа с 10 до 2 в помещении синагоги Young Israel.
В Нью-Йорке лекции будут 18–20 августа, в Бостоне — 20–21 сентября.
Подробное расписание лекций Пинхаса Полонского во время его поездки по Америке размещено в Интернете по адресу:
http://dl.dropbox.com/
u/8656650/Polonsky-USA-2011-Schedule.doc
После поездки по Америке проф. Пинхас Полонский вернется в NYC и прочитает серию лекций с 3 по 9 октября.
в Бруклине лекция П.Полонского пройдет 18 августа в JCBB 2915, Ocean Pkwy. Начало в 7.45 РМ