Голенпольский: осуждённых юдофобов тут же амнистируют

 В этом году многолетнему главному редактору выходящей в Москве «Еврейской газеты» (с 1992 – «Международной еврейской газеты») Танкреду Григорьевичу Голенпольскому исполняется 80 лет. Танкредом его назвали в честь деда, еврейское имя которого было Танфил, впоследствии прозвучавшее как Танкред. Родился Голенпольский в Харбине, где отец работал  представителем «Экспортмеха», посланным работать в Китай.  Закончил еврейскую школу в Шанхае и местный английский колледж. В СССР приехал в 1947 году.

Известно, что редактору газеты в 90-ые годы приходилось сталкиваться с антисемитизмом. Было несколько судебных процессов по этому поводу. Первый –  в начале 1990-х с обществом «Память», которое пыталось доказать существование пресловутого «ритуального убийства». В итоге лидер «Памяти» Д. Васильев в 1993 году полностью проиграл дело – суд признал, что кровавый навет – выдумка. В 1999 на газету попыталась подать в суд ультранационалистическая газета «Русская правда», которую в одной из статей назвали «юдофобской газетенкой», но суд ей отказал. В 2001 «Русская правда» вновь подала в суд на «МЕГ» за публикацию статью писателя А.Рекемчука. Дело слушалось в Хамовническом суде четыре года, и хотя эмоционально оно было довольно тяжелым, газета выиграла и его. Суд даже обязал «Русскую правду» оплатить судебные издержки.

Международную еврейскую газету получали практически во всех республиках бывшего СССР, где были большие еврейские общины.  Доходы от газеты в настоящее время резко упали. Появились новые газеты, Интернет-СМИ, и популярность «МЕГ» постепенно начала снижаться. Впрочем, газета продолжает выходить, хотя и реже, чем раньше – обычно раз в месяц. Интернет-версия обновляется чаще – раз или два раза в неделю. Танкред Голенпольский с оптимизмом смотрит на будущее газеты, которой мы также желаем дальнешего благополучия. В моём досье имеется несколько интервью Голенпольского на тему еврейства, фрагменты которых предлагается вниманию читателей.

*****

Так получается очень часто – мы, евреи, боимся пропустить хотя бы одну баррикаду. Если где-то есть баррикада – мы должны на нее залезть и бороться за правое дело. А потом, когда дым развеется, виноватыми оказываемся мы, хотя баррикады были не наши.

*****

12 января 1948 года в Минске по прямому указанию Сталина был убит Соломон Михоэлс, а после убийства великого режиссера, актера и общественного деятеля, руководителя Еврейского антифашистского комитета занялись и членами ЕАК. Меня продолжает мучить вопрос: почему расстреляли президиум ЕАК? Неужели в МГБ неожиданно узнали нечто новое в ходе процесса, который длился два года? Не верю, особенно если учесть, что из 14 членов президиума ЕАК каждый четвертый работал на МГБ (это официально подтверждено). Самый простой (и привычный) ответ – обвинить руководство страны в антисемитизме. Но как тогда быть, например, с лауреатами Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933 год) Бусей Гольдштейном, Ариком Капланом, шестнадцатилетним Эмилем Гилельсом и его сестра Лизой, Мишей Фихтенгольцем? На следующий день после присуждения им премий их приняли в Кремле Сталин, Молотов, Каганович. Это не похоже на проявление антисемитизма. А звание Героя Социалистического Труда, да не по одному, у Харитона, Зельдовича, Иоффе и других– ученых, участвовавших в создании атомного щита? Где были тогда “руководящие антисемиты”? При всем своем «антисемитизме» Сталин и его окружение способствуют созданию государства Израиль, снабжают его через посредников оружием, советскими специалистами по партизанской войне. Это тоже было проявлением антисемитизма? Конечно, государственный и бытовой антисемитизм в Советском Союзе был, спору нет. Но нельзя же при каждом чихе кричать: “Антисемитизм!” Да, в сталинской мясорубке погибло много евреев, и это трагедия нашего народа. Но разве эта адская машина не щадила только евреев? А сколько было расстреляно русских, украинцев, белорусов и представителей других национальностей – за снопок, что умещался у ребенка в кулачке? Тогда уж Сталин и его окружение, среди которого, кстати встречались и евреи, были не только антисемитами, но и антиукраинцами, и антирусскими и так далее – смело можно прибавить частицу “анти” к наименованию любого народа, населяющего пространство Советского Союза. (Из статьи ”Размышления по поводу скорбной даты” в международной ”Еврейской газете”, 17.08.2007 – А.З.)

*****

Антисемитизм был, есть и будет. Нам нельзя быть такими щепетильными, если вдруг появляется отрицательный герой в некоем произведении, который оказывается Александровичем или Рабиновичем, или кем-то еще, то не нужно навязывать эту соцлитературную концепцию о типическом. Раз сделали плохим еврея, то обязательно все евреи должны быть плохими. А что, если показывают отрицательным русского или армянина, значит все русские или все армяне плохие? Нельзя быть суперщепительными, хотя как всякий малый народ ( и это касается не только евреев), мы бываем мнительными, потому что эта мнительность, наверное, в евреях сидит, уже генетически передаваясь из рода в род. Это все равно, что всякий еврей ужасно гордится, когда появляется еврейская книга заслуженного человека, считает сколько у нас певцов, композиторов-евреев. А почему? Это тоже идет от комплекса. Но этот же комплекс нам также навязан снаружи… Это вопрос интеллигентности все-таки, как с одной, так и с другой стороны. Нет еврейского вопроса в России, есть русский вопрос, потому что они стали сами для себя проблемой. Так же как нет русского вопроса в Прибалтике. Не русские являются там проблемой. Вот в чем дело, и это парадокс. Не мы являемся проблемой в России, не мы являемся вопросом. Там, где есть национальные меньшинства…они являют собой предмет для нападок, они являют собой предмет для объяснения неудач. Сейчас в России тяжелейшая экономическая ситуация. Она стимулирует поиск виновных. Нужно лицо врага. Нужно объяснить самым простым способом кто виноват, потому что ты не будешь объяснять человеку без высшего образования, живущего там, где радиоприемник не работает, потому, что электричества нет, что у нас дефолт и какие-нибудь еще слова. Гораздо проще сказать им: «Видал длинноносых? Вот это все из-за них». (Из интервью в Еврейском интернет-клубе, декабрь 2001 года – А.З.)

*****

Со спокойной душой берусь утверждать, что антисемитизм в России был, есть и будет. Говорят, его нет “в верхах”. А что, депутаты Думы или члены Совета Федерации это не государственный уровень, и мы не слышим от них юдофобских заявлений? А что, очевидные акты антисемитизма наши правоохранительные органы не списывают на “просто хулиганство”? А осужденных юдофобов – авторов и редакторов газет – у нас тут же не амнистируют после редких случаев их осуждения. Скажу больше. Представители еврейской общественности давно предупреждали, что исторический опыт свидетельствует: нацизм всегда начинался с преследования евреев, потом следовали цыгане, славяне, коммунисты. Начав клеймить всех и вся в 90-х, у нас сегодня уже убивают узбеков, африканцев, чеченцев, азербайджанцев, любых инородцев. На памятниках Великой Отечественной войны чертят свастики. Евреи справедливо жалуются, когда оскверняют могилы предков, но посмотрите на изувеченные могилы православных, мусульман… Почему все бездействуют? Стыдно признаться, что среди нас живут изуверы? Сегодня мы уже говорим о тысячах бритоголовых, РНЕшников, добравшихся из России даже до Беларуси. Мы как общество превращаемся в ксенофобов. (Из статьи в газете ”Московсие новости” № 03 / 2005 – A.З.)

 Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора