Мемориальные события, посвященные Холокосту, русскоязычные евреи Нью-Йорка проводят регулярно, но именно это событие, происходившее в среду, 3 августа, в Мемориальном парке Холокоста в Бруклине, уникально благодаря участию почти ста детей из летних лагерей Manhattan Beach Day Camp и Shalom Day Camp.
В течение нескольких недель дети и подростки самого разного возраста из семей русскоязычных иммигрантов брали интервью у бывших малолетних узников гетто и концлагерей, чудом оставшихся в живых в пламени Холокоста.
Инициаторами встречи и собственно проекта «Холокост глазами детей» стали общественные организации Nash Jew (президент Ефим Буберман) и New York Association of Holocaust Survivors (коллективный член COJECO, президент Павел Вишневецкий); другие еврейские организации, политики и бизнесмены поддержали идею и ее воплощение.
Гимны Америки и Израиля хором исполнили сами дети. В отличие от обычных американских школьников, которые редко могут сосредоточиться на чем-либо больше пятнадцати минут, они вели себя заинтересованно, спокойно сидели на траве и скамейках, вслушиваясь в речи на русском языке Ефима Бубермана, открывавшего встречу, и Павла Вишневецкого; на английском — членов Ассамблеи штата Стивена Симбровица и Алека Брука-Красного и Ирины Хлевнер — представителя члена горсовета Майкла Нельсона; дети тихо стояли, когда рабби Марк Зарх и кантор Мордехай (сам бывший узник, спасенный Раулем Валленбергом) читали и пели молитвы. Думаю, что большую роль в заинтересованности ребят сыграли, конечно, их воспитатели и руководство еврейских лагерей, но главное — то, что дети не просто слушали по-русски рассказы старших, а лично, сами познакомились с теми, кто были такими же детьми и подростками в начале войны, сами написали (уже, естественно, на английском) биографические очерки по материалам проведенных интервью и сами нарисовали замечательные плакаты, которые и вручили президенту New York Association of Holocaust Survivors.
Конечно, именно биографии, написанные и прочитанные юными авторами в присутствии интервьюируемых, были наиболее интересны. Узнав поближе и услышав истории жизни людей, которые могли бы быть их бабушками и дедушками, дети исполнились восхищения и уважения. Вот что они написали о своих интервьюируемых: «Елизавета Ган — удивительная, храбрая, необыкновенная женщина», «Одиннадцатилетний Хоня Эпштейн бежал и присоединился к партизанскому отряду, мужественно воевал и сейчас активно участвует в общественной жизни»… А пятнадцатилетняя Ариэлла рассказала о своем путешествии в Польшу, где она увидела лагерь смерти Освенцим. Она не может забыть комнату, в которой хранятся тысячи туфель и ботинок, от детских размеров до взрослых; комнату, доверху наполненную состриженными волосами; опытные лаборатории доктора Менгеле; газовую камеру, где убивали евреев… Ариэллу — девочку, выросшую в свободной Америке, — больше всего поразила система унижений, которым подвергали евреев перед тем, как убить.
Да, это действительно взгляд иного поколения на Катастрофу восточноевропейского еврейства. Именно это поколение вскоре примет ответственность за судьбы Америки, Израиля да и всего мира. Так что мир будет во многом зависеть от того, какими наши дети и внуки вырастут, — а уж это во многом зависит от нас с вами.
Римма ХАРЛАМОВА
Фото автора