Израиль для меня источник гордости

        К 70-и летию со дня рождения венгерского химика еврейского происхождения Иштвана Харгиттаи третьим изданием на английском языке вышла его книга «Откровенная наука. Беседы с корифеями биохимии и медицинской химии».

       Иштван Харгиттаи (Istvan Hargittai) – выдающийся учёный, профессор института общей и аналитической химии Будапештского университета технологии и экономики, один из ведущих специалистов в области структурной химии.  Он  член Венгерской, Норвежской и Европейской академий наук, обладатель многих научных наград, непревзойдённый пропагандист химической науки, блестящий литератор.

Книга И. Харгиттаи состоит из 36 бесед с выдающимися учеными XX века, работавшими в области биохимии, медицинской химии и смежных дисциплин, многие из которых были удостоены Нобелевской премии. Среди них: один из создателей модели пространственной структуры ДНК («двойной спирали») Джеймс Уотсон; один из первооткрывателей явлений трансдукции и рекомбинации у бактерий Джошуа Ледерберг; Фредерик Сенгер, единственный ученый, получивший две Нобелевские премии по химии; Маршалл Ниренберг, внесший решающий вклад в расшифровку генетического кода; первооткрыватель фактора роста нервов Рита Леви-Монтальчини; «отец» генной инженерии Пол Берг; ученые, занимавшиеся выяснением природы «коровьего бешенства», и многие другие. Книга интересна не только специалистам химии и медицины (к которым, кстати, я принадлежу), но и любителям чтения научно-популярной литературы. Неформальный стиль бесед предоставляет читателю возможность увидеть личность великих ученых, узнать не только их научные взгляды, но и их мнения по политическим, этическим, философским и другим вопросам. Историкам науки может быть интересен «взгляд изнутри» на выдающиеся открытия XX века. Наверное, каждый химик может рассказать о своем самом красивом эксперименте, выстраданном и доведенном до совершенства. Если бы химики не ощущали прелести поставленной цели и безудержно не стремились овладеть ею, то многие открытия, так изменившие наш мир, возможно, не были бы совершены…

       Будучи евреем, Иштван Харгиттаи в своей просветительной работе (статьи, лекции, беседы и т.д.), естественно, не мог не коснуться вопросов еврейства, антисемитизма и судьбы Израиля. Приведу некоторые его высказывания на эту тему из книги ”Наши судьбы. Встречи с учёными”. Будапешт, 2003. Текст дан в переводе с английского.

****

 Мой интерес к социальным проблемам, включая положение евреев, был поначалу поверхностным. Я вырос в атмосфере двойной идентичности евреев в Венгрии. Частью этой идентичности была память о нашей депортации в концлагерь в 1944 году, когда мне было три года. С другой стороны, мы жили как ассимилированные, испытывая все двусмысленности этого положения. То, что, несмотря на ассимиляцию, евреи часто женились на еврейках и большинство их друзей оказывались евреями,  — это интересное явление, нечто вроде сепарационного предопределения, реального или воображаемого, роль которого зависит от внешних обстоятельств. Политические изменения, которые произошли в Восточной Европе в 90-х г.г., изменили там положение евреев. Возвращение демократии и большей свободы самовыражения сопровождались резким ростом антисемитизма. Комбинация этих факторов привела к обострению чувства национальной идентичности у евреев, и я не стал исключением.

 *****

 Для меня быть евреем не означает исповедовать иудаизм. Я не религиозен и не считаю религиозность обязательной для еврея, хотя полностью признаю важную роль иудаизма в выживании евреев на протяжении тысячелетий. Исходя из этого, я не думаю, что, сменив религию, некто перестает быть евреем. Однако, мне не нравятся попытки дать определение, “кто есть еврей”, потому что любое определение неизбежно будет неполным. Я верю, что возможна множественная идентификация без расщепления личности. Недавно я встретил испанскую даму, которая преподает в одном из первых в США женских колледжей. Она недавно обнаружила, что она, по крайней мере, частично, еврейка – через своих испанских предков. Она глубоко заинтересовалась еврейской культурой и историей; она пополнила свои знания об этом. Затем она пришла в местную еврейскую общину и попросила принять ее, но эта община не захотела иметь с ней никаких отношений. Она урожденная католичка, но она не религиозна и полагает “обращение” бессмысленным. Она ощутила себя еврейкой, узнав о своих предках и приобщившись к их культуре, но местную общину это не удовлетворило. Я сказал ей, что для меня она еврейка, т.к., по-моему, еврейская идентификация – прежде всего вопрос культуры, происхождения и образования, а также и солидарности, потому что быть жертвой преследований это тоже признак еврейства. Здесь кто-то может насторожиться, ибо, при доведении этой мысли до предела, ее можно понять так, что если исчезнет антисемитизм, то вместе с ним исчезнут и евреи. Я так не думаю, потому что культура, история и образование гораздо важнее для еврейской идентичности, чем антисемитизм… Для меня существование Израиля – неоспоримый факт, не подлежащий никакой дискуссии. Этот факт выходит за пределы спасения жизней и предоставления дома миллионам. Он имеет также моральное и духовное значение. Я не считаю Израиль гарантом личной безопасности, я не буду искать там убежища в случае опасности. Вместо этого Израиль для меня источник гордости, и я верю, что это чувство разделяют многие. По поводу актуальной политики государства Израиль я, однако, испытываю некоторые сомнения. Я не чувствую, что евреи за пределами Израиля обязаны или имеют право указывать, какой должна быть политика еврейского государства. Не могу не отметить те двойные стандарты, с какими мировое сообщество оценивает акции Израиля и проблемы собственной безопасности. Эти двойные стандарты особенно заметны, когда имеют в виду конкретные события, такие как захват Эйхмана и его депортация из Аргентины, или бомбардировка Израилем завода атомных бомб в Ираке. Я мечтаю об Израиле, который живет в мире со своими соседями к взаимной выгоде для всех. Относительно большое число евреев среди лауреатов Нобелевской премии и относительно большое число евреев среди ученых вообще уже отмечено во многих книгах и в разнообразных статистических отчетах. Обсуждены также социально-экономические причины этого. Остается выяснить, нет ли в этом и генетической составляющей. В любом случае, образование и наука стали обширным полем растущих возможностей для тех, кто унижен, кто угнетен, кто негативно дискриминирован… Некоторые из моих друзей предупреждали меня, что, указывая на антисемитизм, особенно в Венгрии, я поощряю его проявления. Они говорили мне, что антисемитизм всегда был и всегда будет; это общее место и отмечать его унизительно. Я, однако, предпочитаю бороться со злом, а не игнорировать его. Я восхищаюсь американским опытом, когда в течение жизни одного-двух поколений был достигнут огромный прогресс не только в области прав человека, но и в улучшении общей обстановки в стране. Я верю, что антисемитизм – для общества яд, с которым надо бороться евреям и неевреям, и, в особенности, обществу в целом, ибо антисемитизм отвлекает внимание от реальных проблем и их решения…Существует разновидность антисемитизма, которую я нахожу истинно зверской. Это преуменьшение Холокоста. Я чувствую свою ответственность, в меру моих возможностей, от имени тех, кто погиб и не может говорить сам. Именно поэтому я пытался соединить стихи Радноти с рисунками детей из Терезиенштадта. Именно поэтому я чувствую, что никто не имеет права забыть преступления нацизма, или японские преступления того же рода. Я не подписываюсь под заявлением “простить, хотя и не забыть”. Никто, включая выживших, не имеет права простить то, чего не претерпел сам.

 Источник:  www.zelikm.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

1 thought on “Израиль для меня источник гордости

  1. Я горжусь своей страной !Переж ив своих убийц и угнетателей сознаю,что живу в долгу перед погибшими, невинными и практически беззащитными жертвами. Озверевшие антисемиты всех мастей не хотят понять,что в 21ом веке существование людей взаимозависимо. существование страны Израиль-залог победы человечности и геноцида не будет!Даже игры политиков в ООН,забывших уроки истории,не в силах изменить время! Оно доказало ,что период господства нелюдей истек.Последние судороги погромщиов под разными знамёнами ещё имеют место.Отрицатели холохоста ещё не осознали правды.Наступила зра просвещения,борьбы за знания,интеллект уальное выживание.

Comments are closed.