Вы не задумывались, почему некоторые могут без всякой причины убить человека? Почему они не боятся тюрьмы?
Люди эти не ценят не только жизнь прохожего, но и, прежде всего, свою собственную! Многие из них ощущают безысходность и отчаяние. И если отчаяние — это путь к разрушению, то обретение веры в себя и в свое будущее — путь к строительству!..
«Может ли ненависть быть беспричинной?» — спрашиваю я себя в преддверии траурного дня 9 Ава, отмечающего разрушение Храма, который, по мнению мудрецов Талмуда, был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу.
Почему мудрецы подчеркнули, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу?
И, конечно же, главный вопрос: свойственна ли вам беспричинная ненависть?
Многие ответили бы, что грех беспричинной ненависти не имеет к ним никакого отношения. Мы, конечно же, замечаем, как другие ссорятся без причины, но каждый из нас может сказать, что если он кого-то и недолюбливает, то лишь в том случае, если у него имеются для этого веские причины.
Однако нам следует научиться отличать повод от причины. Если люди хранят ненависть в сердце, то повод для ссоры всегда найдется. Посторонний наблюдатель подобного конфликта может подумать, что люди ссорятся без всякой видимой причины. В действительности же ссора разгорелась из-за затаенной в сердце ненависти.
Ненависти к кому? Не только к людям, но и, прежде всего, к самому себе!
Тот, кто гневается на других, в действительности проецирует на них то чувство гнева, которое испытывает к самому себе! И для того чтобы любить людей, человек должен сначала научиться любить себя. Не любящий же себя не может любить и других…
Возможно, мы лучше поймем природу «ненависти без причины», вспомнив о «плаче без причины»…
Первая трагедия 9 Ава произошла в еврейской истории, когда двенадцать разведчиков вернулись из путешествия по Святой земле. Показав огромные виноградные плоды, они рассказали евреям, что живут на той земле великаны, которых невозможно победить. Евреи заплакали в ту ночь и захотели вернуться в Египет. «Плачете без причины, а будете плакать на самом деле!» — сказал им Всевышний, отправив в сорокалетнее скитание по Синайской пустыне, рассказывает Мидраш.
Казалось бы, видя огромные плоды винограда, народ мог возрадоваться тому, в какую плодородную землю он идет. Почему же вместо радости народ предался беспричинному плачу? Вспоминая этот эпизод, Моисей говорит евреям: «И возроптали вы… и сказали: «По ненависти Всевышнего к нам вывел Он нас из земли Египетской, чтобы предать нас в руки Эморийцев на истребление» (Дварим, 1:27). «В действительности же Всевышний любил вас, а вы питали к Нему ненависть», — поясняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда.
Почему же евреи не верили в любовь Всевышнего, который совершил для них все чудеса Исхода? Потому что не верили, что они достойны любви!
Показав огромные плоды земли, разведчики рассказали народу о великанах, живущих на ней: «Мы видели великанов, и были в своих глазах кузнечиками, и такими же были мы в их глазах» (Бемидбар, 13:33). «Почему разведчики думали, что были в глазах великанов кузнечиками, а не ангелами?» — спрашивают мудрецы (Мидраш Раба, 16:11). «Если человек кажется себе «кузнечиком», то он полагает, что и окружающие видят в нем «кузнечика», даже если на самом деле они видят в нем ангела!» — объясняет рав Моше Шайнеман. То, что человек думает о себе, то же, считает он, думают о нем люди.
Потеряв в себя веру, человек думает, что и окружающие не верят в него. Ощущая себя недостойным любви, он думает, что Всевышний и люди ненавидят его, а он лишь отвечает им взаимностью. Настоящая вера вдохновляет человека поверить в себя и в свои силы. Поверив, что он достоин любви, человек ощущает, что Всевышний и люди любят его, а он отвечает им любовью. И если ненависть разрушает, то любовь укрепляет наши семьи и общины, отстраивая Храм в нашей жизни.
2 комментариев к “Кто достоин любви?”
Обсуждение закрыто.
It doesn’t matter how strange it may sounds, but любви достоин kaждый; and only the reason why some or many of us needed to be convinced in that postulate is because the human nature — similar to animal instinct — wants to take, to snatch only for self regardless of others. “Just let me fill up my basket once more and again.” But the time have changed, and the Earth already become much smaller, and the nature in a harsh way (catastrophes, economical – social – family crises) will force us to realize more and more how much we depend from each other – “butterfly effect”. Stormy ways are coming if humanity continues disregarding the main principal of Torah; too bad the story of Sodom and Gomorrah haven’t been understood in its correct connotation.
jb
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
Толстых, худых, одиноких, недужных,
Робких, больных — обязательно нужно,
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
Ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
Чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
Но не забудьте, пока мы живем:
Нет раздвоенья у супертурбин,
Нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий — как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Г.Поженян
23.05.2010 14