ВСТРЕЧИ В ИЗРАИЛЕ

ВСЕГО НЕ СКАЖЕШЬ…

В Израиле я встречался с огромным множеством людей.

Были среди них великие мудрецы: рав Иосеф-Шолом Элияшев, рав Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер), его сын рав Хаим Каневский, рав Шломо-Залман Оербах…

Я обращался к ним по вопросам Галахи, иногда – по личным вопросам. К раву Элияшеву я обращался в основном по вопросам «гитин» и «юхасин», то есть разводов и происхождения: он крупнейший авторитет в этой области, к нему даже из Америки приезжают с такими вопросами. Рав Иосеф-Шолом ни с кем не сравним по ясности и широте взгляда.

Этот человек с юных лет непрерывно учился. «Непрерывность» тоже имеет свои уровни – у него она была буквальной. Рассказывают, как один еврей, долгое время пробыв в Америке, вернулся в Израиль, зашел в бейт-мидраш, где когда-то занимался, вспомнил старое и обратился к присутствующим:

– Здесь в углу всегда сидел паренек, от книги не отрывался. Где он сейчас?

– А это рав Элияшев, – отвечали ему.

Даже на важных семейных праздниках рав Иосеф-Шолом присутствовал только самое необходимое время. Правда, несколько лет назад рав Шломо-Залман Оербах, благословенна память праведника, пошутил:

– Рав Элияшев «испортился»: когда-то со свадьбы дочери чуть было не ушел, еле удержали, а сейчас даже на свадьбы внучек приходит…

Помню, как поразило меня светлое лицо Стайплера. Может, раз в жизни я пережил такое – когда увидел в Америке Сатмарского ребе. О силе молитвы Стайплера рассказывают чудеса. К нему все шли за благословением, и о его брахот рассказывают много больше, чем обо всех других.

Прозорливость его меня поражала. Помню, как-то возникла необходимость отправить в Россию посланца на поиски чьего-то исчезнувшего мужа. Такие поездки, конечно, финансируются. Стайплер, не видя и не зная человека, которого мы собирались послать, сказал: «Не стоит. Не вернется». Так и вышло. Долго мы его дожидались…

Рав всегда был краток, высказывался четко и ничего не смягчая, прямо в лицо.

Я уже говорил, что мне выпало счастье видеть и слышать рава Хаима Шмулевича. Я слушал его лекции. Хоть раз-другой в году, в Рош-а-Шана и Йом Кипур, я старался молиться там же, где он. Это давало мне духовный заряд на целый год.

Да всего не скажешь…

МОЙ СОСЕД

Рав Хаим-Занвиль Абрамович, Рыбницкий ребе, благословенна память праведника, приехал в Израиль позже нас, в семьдесят третьем году. Он поселился в Санедрии, и мы оказались соседями.

Такое не увидишь – не поверишь! Я видел, как жил этот человек.

Утром Рыбницер ребе шел в миквэ, потом долго молился, потом опять шел в миквэ, потом читал минху и вечернюю молитву. Он постился каждый день. Садился к столу в первый раз в час – в половине второго ночи. И так каждый день. В два часа ночи я слышал, как племянница (Ребе был вдов, и у него не было детей) его упрашивала: «Ну, гей эсн!» («Иди поешь!» – Идиш).

Мы жили рядом, и как-то Ребе со мной договорился – сейчас я уже могу об этом сказать – учить вместе Гемару. У него дома всегда было полно людей, так он каждую ночь потихоньку убегал и с двух до трех занимался со мной у меня дома (мы начали и закончили трактат «Рош-а-Шана»). И если бы я его не прогонял: «Ребе, вам все-таки надо поспать!» – он бы сидел до утра.

Но какое там «спать»! Он шел оплакивать «Шхинта бе-галута» («Изгнание Шхины») – справлял плач по Иерусалиму. Сколько слез он пролил! Он оплакивал Сион каждую ночь!

Пост Йом Кипур он заканчивал поздно. Откуда я знаю? А по времени, когда он выходил к соседям за огнем, чтобы зажечь свечу (на исходе Йом Кипура свечу для отделения праздника от будней зажигают от горящего огня). Это был человек не нашего полета.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ РЫБНИЦКОГО РЕБЕ

У моей младшей, Малки, появились на руках бородавки. Ничего не помогало, и доктор Цацкис сказал: «Придется удалять. Но сначала попробуйте получить благословение у Рыбницер ребе».

Поймать Ребе было трудно, и я решил застать его в субботу. (Вам, может быть, странно, почему я не мог его поймать, если каждую ночь с ним занимался. Но ведь это было время не для разговоров!) Захожу. Ребе только что закончил утреннюю молитву и сел за стол делать кидуш. В доме у Ребе всегда собирался миньян: он молился дома. Я пробовал там молиться – не вышло. А вот отец Ильи Люксембурга (это ему, если помните, Рыбницер ребе в России обещал, что они еще потанцуют вместе в Израиле) выдерживал. Он приходил к Ребе на молитву в Рош-а-Шана и Йом Кипур. Крепкий был хасид.

Захожу я. Там находился один молодой человек, мой ученик. Парень был помолвлен и готовился к хупе. Он тогда был еще слабоват в вере, и я начал с того, что попросил:

– Ребе, тут есть жених, я прошу дать ему благословение. Ребе говорит:

– Даю броху, чтобы он каждый день надевал тфилин. Я помялся:

– Это все? Он отвечает:

– Их вейс, вос их зог (я знаю, что говорю. – Идиш).

Он знал, что говорил: этот парень (который и вправду тогда мог надеть тфилин, а мог и так обойтись) стал крепко верующим. Потом я говорю:

– Ребе, у моей Малки бородавки.

– А-а, я ее знаю, – говорит Ребе, – а лайтише (порядочная. – Идиш).

А Малка была, на мой взгляд, озорница. Я говорю:

– Вы, наверно, путаете ее с другой дочкой, Хавой?

– Нейн, нейн, их вейс, вос их зог. Пусть бы я был, как она. Я поразился. А Ребе:

– Ладно, ладно, возьми коврижку.

Я взял кусочек «леках», сказал благословение и ушел. А наутро у Малки исчезли все бородавки, будто никогда не было. Вся семья видела.

Ничего не понимаю. Не понимал я и того, почему Ребе так высоко отозвался о Малке. Только годы спустя, увидев дочь в самых разных жизненных ситуациях, я понял, что Ребе был прав.

Мне рассказывали, что однажды (еще в России) Ребе вызвали в КГБ. И начальник сказал ему:

– У меня сын болен. Поможешь?

– Попробую.

И больной выздоровел.

Как я уже говорил, Ребе дважды в день окунался в миквэ. В его городе миквэ ему служила речка. Зимой, когда река замерзала, Ребе окунался в прорубь. Пошел он так однажды в субботу на реку, а прорубь затянуло льдом. В субботу лед разбивать нельзя. Что делать? Шел мимо все тот же начальник КГБ, видит: стоит человек перед прорубью, а прорубь закрыта. Он и разбил ему лед…

В семьдесят третьем году, когда началась война Судного дня, Рыбницер ребе шел за танкистами, плакал, говорил что-то, может, благословлял? Они и не замечали.

Он был очень далек от политики.

РЕБЕ В РОССИИ

Я мало знаю о жизни Рыбницер ребе в России, только с чужих слов (мне рассказывал об этом Давид Баш, иерусалимский еврей).

Рассказывали мне, например, что во время войны, когда в городе, где находился Ребе, готовилась очередная акция по уничтожению евреев, он попросил у немецкого офицера, чтобы евреям разрешили помолиться перед смертью. Тот отказал: «Некогда». Ребе убеждал: «Ну все-таки, приговоренному ведь полагается…». Пока они переговаривались, явился какой-то чин, последовал какой-то новый приказ, и на этот раз акцию отменили.

Как Ребе выжил, я не знаю. Мы никогда об этом не говорили. О жизни «там» он мне сказал только:

– Тех мицвот, что я делал в России, здесь у меня уже нет.

Там он проходил десятки километров пешком, чтобы тайно сделать брит. Был он и шохетом и не брал денег.

Несколько лет назад Рыбницер ребе уехал к своим хасидам в Америку, там и умер.

УЧЕНИКИ

Году в семьдесят третьем (я работал тогда в «Кирьят-ноар») я познакомился с двумя русскими евреями, Эльканой Левиным и Шимшоном Валахом. Как познакомился? Да на улице. Вижу: интересные люди – но о еврействе ничего не знают. Я и говорю:

– Хотите узнать о еврействе, забегайте ко мне.

Я стал заниматься с ними после работы, с пяти часов, у нас дома. А если задерживался, с ними занималась Хава, тогда еще подросток. Ученики были что надо. Прочли в Хумаше, что Б-г велел Аврааму делать обрезание, исчезли на две недели и вернулись обрезанные. Учили про кашрут – немедленно откашеровали дома посуду. У одного из них и родители стали верующими, хотя отец прежде был ярым коммунистом. А стал таким чистым человеком, какого не часто встретишь.

Парни пошли учиться в иешиву. Один из них, Элькана Левин, женился, но договорился с женой, что иешиву не бросит, и учился по вечерам.

Однажды я пришел к нему часов в семь, и он попросил, чтобы я проверил, правильно ли он читает брахот, «Шулхан арух», Хумаш. Он приятным напевом читал Хумаш и другие вещи. Мы все проверили, и я ушел домой. Вскоре после моего ухода он почувствовал себя плохо, потерял речь. Спустя несколько недель он умер в больнице. Последние его слова были слова Торы.

А рав Валах преподает теперь в браславской иешиве «Шуву баним», где учатся и «русские» баалей-тшува. Несколько лет назад он пригласил меня на свадьбу сына.

Продолжение следует



Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ВСТРЕЧИ В ИЗРАИЛЕ

  1. Здравствуйте!
    Хочу узнать подробней о жизни Эльканы Левина в Израиле. Я его давний приятель из Харькова, приехал в Израиль через 27 лет после его смерти.
    Буду очень благодарен за дополнительную информацию о нем. Мне говорили, что о нем была большая статья на иврите в религиозной газете, после его смерти в 1973 году. Название газеты я не знаю. Может вы подскажете название этой газеты?
    Заранее спасибо!

Обсуждение закрыто.