Часть вторая
В популярной шутливой песенке, написанной до Шестидневной войны 1967 года, после которой евреев почти полностью перестали принимать в Московский университет, пелось: «На мехмате стук дверей — ушел последний нееврей». Точные науки и особенно математика были областью, привлекавшей молодых евреев. Именно среди этих евреев происходило возрождение иудаизма в Москве в 70-е.
Можно предположить, что математикам, чья наука не имеет видимого объекта, легче понять концепцию невидимого Б-га. Крупный физик и убежденный нацист, лауреат Нобелевской премии Иоганнес Штарк в 1937 году в эсэсовской газете «Черный корпус» высказал интересную идею. Он поделил физику на ошибочную еврейскую (теоретическую) и правильную арийскую (экспериментальную). Насчет ошибочности — жизнь рассудила. Вытесненные из Европы физики-евреи создали для Америки атомную, а позже и водородную бомбу. Но склонность евреев к теоретизированию, к абстрактному мышлению, воспитанному интеллектуализмом иудаизма, Штарк отметил справедливо. Эйнштейн — не случайная фигура среди еврейских мыслителей.
Аналогичное Штарку наблюдение сделал выдающийся гроссмейстер первой трети ХХ века Арон Нимцович. Успехи евреев в шахматах он объяснил многовековой тренировкой еврейского ума штудированием логических построений Талмуда. «Талмуд создал неповторимую атмосферу «священного интеллектуализма», в котором наш народ существует и поныне», — находим мы у выдающегося современного раввина Адина Штейнзальца.
Вернувшиеся к иудаизму советские евреи — уникальная в истории группа. До нас иудеи — это люди, воспринимавшие с младенчества постулаты
иудаизма, выросшие в них. Премудрость иудаизма, познаваемая зрелыми людьми с хорошим секулярным образованием, отличается от привитой с рождения. «Мне никогда не приходили в голову вопросы, которые вы задаете», — сказал мне любавичский рабби Зальцман в период моего знакомства с иудаизмом.
Развитие иудаизма — это книги, в новой реальности также и аудиолекции, сформулированная мысль. Таких мыслей об иудаизме, высказанных по-русски, становится все больше. Содержательно описание процесса открытия для себя иудаизма учеными, познавшими многое в светских областях знаний, людьми с исследовательскими навыками.
Из материала, созданного химиком Виталием Раевским, был когда-то скроен скафандр для Юрия Гагарина. Позже в хайфском «Технионе» Раевский создавал материалы для израильской армии и в США — для американской. Его книга «Ранняя история человечества», изданная в Нью-Йорке в 2009 году, показывает путь, на котором светский ученый открывает для себя ТАНАХ. Книги пишутся или чтобы изложить изученное, или чтобы разобраться в объекте. Анализируя изложенное в Торе и в книге Иегошуа бен Нуна, привлекая для анализа данные и гипотезы из археологии, космологии, спутниковой фотосъемки, генетики, других наук, а также интуицию и воображение поэтов, художников и скульпторов, Раевский пытается понять сам, ну и заодно объяснить читателю, что Б-г есть, и, процитированными в книге словами рава Адина Штейнзальца, «Тора — это проявление Б-жественной мудрости в сотворенном Всевышним мире». С позиции ученого Раевский гордо замечает: «…мне удалось показать достоверность изложения событий в Торе…» При этом мнение науки для Раевского зачастую не менее авторитетно, чем еврейская традиция. Для него важно, что «профессор Рол (крупный английский историк. — Б.Г.)… датирует Исход и завоевание Ханаана примерно на один век раньше», чем принятая евреями хронология.
Характерна для российского интеллектуала, наблюдавшего крушение империи, историчность восприятия мира. Для Раевского события, описанные в ТАНАХе, — подтверждение его политических взглядов. Ученый — последователь идеологии рава Меира Кахане, и современная израильская политика для него — продолжение свершенного Моше и Иегошуа бен Нуном. Конечно, в таком ряду нынешние политики выглядят пока бледно…
Автор книги «Вера и разум» (издательство «Маханаим», Иерусалим, 2007) Биньямин Файн — известный физик, профессор Тель-Авивского университета — глубже погружен в иудаизм, чем Раевский. Истинность Торы для него не вопрос. Тема Файна — философия иудаизма в столкновении с современной наукой. Он определяет лимиты науки: «Истинное понимание — это достичь границы того, что человек не в состоянии понять».
Стоя перед великой загадкой — познанием человеком непознаваемого мира — Файн решает ее, привлекая нашу связь со Всевышним: «Способность человека доходить до познания законов природы… — использует он мысль Шломо Маймона, — это наличие связи человеческого разума с Бесконечным Разумом. <…> Открытие законов природы — это продолжающаяся реализация замысла Всевышнего. <…> Наука — это Б-жественное откровение», — формулирует Файн. Для пояснения своей мысли он привлекает Рамбама: «Из-за сочетания Б-жественного разума с человеком, о последнем говорится, что он создан «по образу Нашему, подобию Нашему». И поэтому, делает вывод Файн, «человеческое «я» нематериально, и оно пользуется материальным мозгом как своим личным компьютером».
Обозрев конек материалистов ХIХ–ХХ веков — дарвинизм — Файн на основе теории научного познания Карла Поппера заключает: «Невозможно «открыть» закон природы на основании единственного уникального опыта… закона эволюции не существует… Эволюцию жизни нельзя описать “как изменение, происходящее только в соответствии с законами природы”».
Восприятие мира Файном, как и Раевского, исторично. Истории посвящает Файн последний раздел своего исследования. И здесь он обсуждает сложнейшее противоречие: предопределенность истории при свободе воли. Изложив классические попытки решить это противоречие, Файн предлагает свое, основанное на идеях квантовой механики. Похоже, квантовая механика возникла, чтобы объяснить людям сложные идеи иудаизма. Мы все чаще встречаем аналогии из нее в лекциях по иудаизму.
И звучит убедительно понимание Файном динамики этического противостояния в мире: «Силы зла никогда не прекращали преследовать еврейский народ… Зло — это антитеза иудаизма».
16 thoughts on “Поиск смысла. Опыт моего поколения”
Comments are closed.
Борис,мнение Файна,которое Вам импонирует,подпадает под один из критериев ,по которому надежно диагностируется мания преследования либо талантливая её имитация.В особенности ,если речь идёт не о конкретном эпизоде,а о метафизическом обобщении.Что же нам бедным делать?» Избегать противиться тайным силам».что ли? Просто ума не приложу,я вшоке!
Александр, враги евреев и иудаизма: Гитлер, Сталин, Арафат, Ахмединеджад — чистое зло. Если припомните таких наших врагов, кто не олицетворение зла — назовите.В Торе есть фраза: Благословляющий вас будет благословлён, а проклинающий проклят. Это о нас.
Вашу фразу: «Избегать противиться тайным силам”.что ли? — не понял. Силы, выступающие против нас — отнюдь не тайные. И, конечно, нужно им противиться. Откуда Вы взяли обратное?
Читается на одном дыхании, статья очень интересна и заставляет задуматься. Спасибо!
И вновь на ум пришли стихи Арье Юдасина
Человек не может жить без Б-га —
Вероятно, как и без души:
Слишком уж извилиста дорога,
По которой некуда спешить.
Человек не может жить без чуда,
И надежд, и сказочных удач —
Ибо ты явился ниоткуда
И в него вернешься, плачь не плачь.
И как в детстве без добра и мамы —
Без закона, без поводыря,
Ибо на Земле пути непрямы
И обманом маячки горят.
Так то так, но неподьемно небо,
И мы жаждем мельче и ясней:
Деньги, «я», покой, избыток хлеба,
Плюрализм, свобода, век во сне…
И им служим — истово, беспечно,
Сочиняем правила игры, Словно бы от них родится вечность.
… До поры, лишь только до поры…
trrrrrrrr
Бо рис,речь идёт о последней фразе Файна из Вашей статьи
Борис,речьидёт о последней фразе Файна.которую Вы выделили.Суть ведь не в том как нам назвать или обозвать наших «оппонетов».а том,какие выводы коструктивной направленности сделать. В рамках еврей ской традиции(впрочем,понятие это весьма многозначное) каких-то прямых действий против некоего зла не предусматривается. Создатель наказывает евреев различного рода гитлерами и ахмадинеджадами исключительно за грехи(«предает в руки других народов»).Поэтому единственный способ противостояния,а точнее -недопущения зла в этот мир -соблюдение Закона, а не ракеты железный купол.атомная бомба и пр.К чему нас и призывает секта «Нетурей Карта».Забавно,не правда ли? Так что же нам ,бедным делать? Ударить по Ирану?Этим мы,сегодняшние,себя на какое-то время обезопасим,но сумма- грехов возрастет! Не отразится ли это негативно на будущих поколениях евреев и др.? Какую логическое разруливание ситуации Вы предлагаете?Или всё -таки разделим «богово и кесево»,а то вроде как мы хотим сидеть на двух стульях.——«»мое мнение не обязательно совпадает с моей позицией»(Пелевин).
чёто вы загнули. вероятно впервые, я фактически целиком согласен с Борисом. ну правда, кроме скептицизма в отношении нынешних лидеров Израиля, но это же мнение в данном случае не самого Бориса, а Раевского
наша традиция и тем более её источник—Тора, не то что допускает, она изобилует примерами активного противостояния злу, вплоть до полного его уничтожения. другое дело, когда читаешь что евреям было заповедано истребить или выгнать всех жителей дарованной им земли, трудно это принять как борьбу со злом: дети-то, к примеру, ханаанские или там моавитские, или даже амалекитянские, чем виноваты? или взять убить знатного еврея, только за секс с нееврейской, как Пинхас сделал—тоже трудно такое «проглотить!» но в целом, идея иудаизма именно в том, что когда надо, можно и за оружие браться, тем паче если тебя первого хотят убить. а в наше время, в случае с Ираном, мы не только никакого греха не совершим, нам ещё и спасибо скажут, причём сами мусульмане в первую очередь!
так что НК дали маху..
Борис, насчёт «еврейской» физики—это ведь вобще интерсная штука: во многих сферах интеллектуальной деятельности, именно еврей сформулировал некие общие идеи и концепции. будь то Эйнштейн в науке, Фрейд в психологии, или например Маркс, Дизраэли или Голдуотер в политике. видимо, положение еврея как «аутсайдера» плюс традиция интеллектуального поиска, даёт возможность объять предмет исследования максимально широко.
Борис,яне обнаружил Вашего хода после объявления шаха Вашему королю.Вы сдаёте партию?
Александр, Ваш вопрос слишком большой, чтобы ответить между прочим. Большая часть современной еврейской философии о нём. И возможный ответ — Вы сами заметили — не один.
Уважаемый Борис!
Познакомившись с мнением ряда ученых, в т.ч.Раевскрго и Файна, я попытался создать свою версию управления мирозданием. За исходный посыл выбрал утверждение РАМБАМА, что Бог не имеет материальной оболочки. Иными словами, это полевая субстанция. Установление наукой глобальной синхронизации процессов во Вселенной – признание Единой Силы, управляющей миром. Экспериментальное получение элементарных частиц путем взаимодействия квантов квантами эдектромагнитных волн – подтверждение утверждения в «Сефер Ецира»: «Создал действительность из пустоты». Способность воды различать нравственные и безнравственные мысли, показанная японцем Мисури Эмото и подтвержденая приборами ГРВ (газоразрядной визуализации) – основной фактор воздействия на человека. Ведь вода составляет 60% и более массы тела и ее структура изменяется под действием характера мысли: безнравственные мысли лишают воду способности образовывать правильные кристаллы при замерзании, а воздействие на «испорченную» воду» мыслями, несущими любовь и благодарность, восстанавливают ее структуру. Установленное нейрофизиологами изменение состояния сознания при молитве, порождающее «медленную» фазу бодрствования, подтверждает лечебные свойства молитвы, которыми пользовались древние для восстановления здоровья. Эти представления можно продолжить. Например, способ лечения мыслью, предложенный д.м.н. Г.Сытиным и подтвержденный современными исследованиями («Вестник РАМН» №7 за 2009г), и т.п.
А.Якубсон:
евреям было заповедано истребить или выгнать всех жителей дарованной им земли, трудно это принять как борьбу со злом: дети-то, к примеру, ханаанские или там моавитские, или даже амалекитянские, чем виноваты?
Это было заповедано Творцом, потому что безнравственность надо уничтожать с корнем. Безнравственные родители не способны воспитать нравственного ребенка, что демонстрируют радикальные исламисты. Психиатры тоже еще не умеют лечебными средствами лечить безнравственность, что же требовать от древних?
для начала, в принципе можно истребить или изгнать безнравственных родителей, а детей у них отнять и дать на воспитание другим. однако, это не то что заповедано в Торе
радикальные исламисты, насколько я знаю, считают ровно то же самое: что их преступления вовсе не преступления, а Б-гоугодные подвиги; в жертвах же своих—евреях, «крестоносцах», «еретиках» из числа самих мусульман: шиитов, либералов и т.д.—видят таких же носителей безнравственности, как мы—в самих исламистах
А.Якубсон
Cвоим ответом вы к истине не приблизились. Если сегодня, спустя тысячелетия, психиатры не могут лечить безнравственность, значит, никому нельзя передавать детей безнравственных родителей. Не даром мудрецы утверждают: «Если Творец что-либо допускает, это лучшее в создавшейся ситуации». Сегодня это утверждение трактуется так. Сознание человека – это элемент Сознания Вселенной, возможности которого безграничны, не то, что возможности человека.
Ваше второе замечание означает, что вы полагаете «ценность жизни», о чем неустанно говорят евреи, это одно и то же, что и призывы стать шахидами в исламе» Те, кто не признают ценность жизни, не имеют право жить не планете. Иначе войны- становятся естественным состоянием. Это и должно однозначно заявить человечество. Раньше, чем провозглашать права человека. Кто не способен ценить жизнь, не может называться человеком. Это дикарь, как сказано в Торе.
Наконец, ваше третье замечание, что ислам вправе считать безнравственным тех, кто не принимает его веру, означает, что вы не осознали, что нравственность духовный закон Вселенной, т.е. абсолютная истина. Познакомьтесь с исследованиями японского ученого Мисури Эмото: вода различает нравственность и безнравственность.
для начала, умерьте свой менторский тон. затем, перечитайте свои фразы «Если Творец что-либо допускает, это лучшее в создавшейся ситуации» и «ценность жизни», о чем неустанно говорят евреи, это одно и то же, что и призывы стать шахидами в исламе». По-моему, террористов оправдываете как-раз вы, говоря что если Б-г чтото допускает, то это лучшее. Наконец, научитесь различать экстремистов и всех мусульман, коих миллиард
Борис Эесли Вы признаёте,что затронутые мной вопросы пока не решены, авозможнно и не будут решены на уровне консенсуса,то не вижу иного выхода здесь и сейчас,кроме как признать,что все сегодняшние проблемы Израиля связаны с тем обстоятельством,что захвачена частично чужая(арабская) земля (З.Жаботинсккий).Всежертвы,увы-это жертвы мирного процесса,по словам Президента Переса,т.е.плата за землю,в том числе спорную. И это понятно большинству и евреев,и гоев.Но процессы в природе и обществе необратимы и либо будут найдены приемлемые и удовлетворяющие разумные интересы не только двухсторон,но и условного мирового сообщества решения,либбо жертвы с обеих сторон будут множиться.Если вопрос с занятыми поселенцами землями Иудеи и Самарии не удастся решить путем заключения соглашения о компесациях со стороны Израиля(с увы и дальнейшим прокормом бездельников) ,то Я бы будучи «директором»,согласился бы наотселение поселенцев с предоставлением отступных положим в расчете по 2 млн, долларов на семью со стороны мировых спонсоров.А романтику получения полномасштабной земли обетованной законсервировал бы до прихода Машияха,что возможно лишь при соблюдении Закона по примеру Нетурей Карта.