Пейсах, без сомнения, самый популярный праздник. Праздник, наполненный чудесными символами и дышащий нашей древней историей. Социологи говорят, что даже смертность уменьшается среди евреев перед Пейсах. Со времени появления первой печатной Хагады (1485г. Сонсино), она стала самой популярной среди евреев книгой. Мы часто употребляем фразы из Хагады: «Дайейну!», «Эхад ми йодеа?», «Ма ништана халайла хазе ми коль халейлот?» Однако квинтэссенция Хагады содержится в требовании: «В каждом поколении, каждый человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта». Весь текст Хагады, вся символическая еда на пасхальном столе, все направлено на то, чтобы оживить и приблизить к нам события тех далеких дней. Кроме мицвы «рассказать твоему сыну» («в’хигадта л’банеха»), Тора требует от нас «помнить» день выхода из Египта каждый день нашей жизни («в’хигадта л’бинеха байом хаху» Шемот, 13:8; «захор эт хайом хазе» Шемот, 13:3; «л’маан тизкор» Дварим, 16:3) Вся история скитаний еврейского народа крутится вокруг двух фраз, писал в свое время Владимир Жаботинский: «Ибо мерзость для египтян всякий пастух» и «Давайте ухитримся против него, чтобы он не умножился». Сначала нас с радостью принимали, потому что не было у них пастухов, а молочное они любили или наука была им нужна. А потом, когда понемногу привыкали и осваивали эту отрасль народного хозяйства, сразу же начиналось стремление заменить «национальными кадрами» еврейские мозги.
И хотя мы тогда вышли из Египта и пришли в Святую Землю, дарованную нам Вс-вышним, нам пришлось немало побродить по свету по малым и большим египтам, где нас, нуждаясь в наших руках и головах, ласково принимали, а потом все же «Давайте ухитримся…». На наших глазах разворачивается опять и опять все та же картина еврейских скитаний в феодальных, социалистических, мусульманских, коммунистических и свободных странах. И хотя евреи давно уже опять живут на своей Земле, они еще не свободны, они все еще висят в воздухе между угнетением и освобождением. Хотя мы больше не рабы, но мы не застрахованы от рабства и уничтожения. Гитлер, Сталин, аль-Хуссейни и современные наследники нацистов оспаривают наше право на саму жизнь.
Наши враги, от фараонов до современных злодеев, не только отнимали у нас жизнь, они стремились демонизировать и лишить евреев всех человеческих прав, чтобы доказать себе и всему свету, что они делают это для блага всего человечества. Не зря само имя Паро (фараон) перестраивается в «пе ра» (буквально «плохой рот»). На своей Земле мы страдаем от арабских террористов, которые убивают наших детей, разворовывают нашу землю, наше имущество, засоряют нашу воду и почву, но самое главное запутывают некоторых евреев, уставших от бесконечной войны и арабской ненависти. Слабые заплутавшие души вступают в союз с убийцами своего народа, помогая им разносить по всему миру жуткий призыв к ненависти, насилию и смерти.
Марор –это горькие травы, которые мы едим, чтобы почувствовать горечь, бывшую постоянно во рту раба, лишеного свободы и надежды. Но если раб привык к своему рабству, его нельзя освободить. Поэтому марор служит напоминанием рабу о горечи его положения. О том, что только на Земле Израиля должен жить еврей. О том, что евреи должны уничтожить всех террористов и их защитников и не чувствовать при этом никакой вины, которую так старательно на нас навешивают все цивилизованные и нецивилизованные народы. Только раб, привыкший к своей доле, может смириться с «приемлимым» уровнем террора.
Второй главный символ Пейсах, Хаг хамацот, маца, выражение скромности и в то же время уверенности в себе. С одной стороны, это «хлеб бедняков», напоминающий о несчастной судьбе раба, а еврей должен быть скромным и полагаться на Б-га. С другой стороны, маца выражает нашу уверенность, гордость и веру в нашу избранность. Когда Вс-вышний приказал нам выйти из Египта, мы не стали ждать, пока поднимется наш хлеб, а сейчас же последовали за Ним в пустыню. Маца, стало быть, наш флаг, поднятый над Махане Исраэль (над лагерем Израиля), олицетворение нашей преданности Б-гу, нашей решимости быть свободными и жить на своей Земле.
Пейсах – праздник надежды. Несмотря на всех древних и современных фараонов, несмотря на противодействие всего мира, несмотря на все пессимистические предсказания, евреи не только сохранили себя как нацию, но и вернули через 2 000 лет после изгнания свое государство. Потеря прошлого связана для еврея с потерей будущего. Имя месяца Нисан, в который евреи вышли из Египта, происходит от слова нисим (чудеса). И как спасение пришло к нам в древнем Египте, так оно придет к нам, с Б-жьей помощью, сегодня.