Сам я не еврей, но интересуюсь еврейской культурой и религией, потому иногда заглядываю на этот сайт.
Хотелось бы получить ответ на вопрос: как евреи в целом и синагоги, в частности, относятся к смерти Папы Римского – как религиозного деятеля и просто человека? Думаю, что сейчас это очень актуальный вопрос, и хотелось бы получить ответ на страницах сайта.
Александр, США
Так кто все-таки покаялся перед евреями за преследования и Холокост: Папа Пий XII или Иоанн Павел II? В прессе уже начались расхождения. Каково Ваше отношение к этому?
Рита, Россия
ОТВЕЧАЕТ РАВ ЭЛИЯГУ ЭССАС:
Чтобы дать какую-то оценку заметной в мировой истории личности, нужно рассмотреть жизнь и деятельность этой личности в различных ее проявлениях. Выделим для нашего разговора три основных аспекта.
1. Папа Иоанн Павел II как глава католической церкви.
Посетителям нашего сайта известно, что мы не анализируем другие религии – ни их мировоззрение, ни обычаи, ни практику. Потому что, прежде всего, все они (без исключения) – «творение рук человека». Единственное, что представляет для нас интерес – это исторический и политический аспекты деятельности тех или иных последователей другой религии в их отношении к евреям. Обсуждение этой темы отнесем в третий пункт. Здесь же остается подчеркнуть очевидное – о Папе Римском как о главе католической церкви, «религиозном деятеле» нам сказать нечего.
2. Чтобы сразу стало понятно, что в этом пункте рассматривается человеческий аспект, будем называть Папу Римского именем, которое было дано ему при рождении.
Итак, Кароль Войтыла – мужественный, мудрый, достойный человек. Его биография – пример того, что человек, не вступая в «сделки с совестью», может пройти свой жизненный путь так, что у него многому стоит научиться.
В жизни Кароля Войтылы отчетливо просматриваются три этапа: молодой человек – до и во время войны; религиозный деятель в оккупированной Польше; глава одной из крупнейших религиозных (с наших позиций – общественных) организаций.
И на каждом этапе, без исключения, он проявлял те же черты – мужество, мудрость и человеческое достоинство.
3. Папа Иоанн Павел II и евреи.
В отличие от того, о чем можно прочесть в СМИ, сразу скажу: верный сын католической (и вообще – христианской) церкви Папа Римский был злейшим и опаснейшим врагом еврейского народа.
Злейшим – потому что одна из главных практических целей любого христианского движения состоит в том, чтобы оторвать еврейский народ в целом и каждого еврея в отдельности от Всевышнего, Его Торы, от реализации нашей задачи на Земле. Задачи, которую поставил перед нами Творец. Иными словами, практическая цель любого христианского движения – наша духовная смерть.
Опаснейшим – потому что эти цели он умел тщательно маскировать фразеологией, которая, на первый взгляд, могла показаться весьма «дружественной» по отношению к еврейскому народу.
Приведем здесь лишь несколько примеров.
Иоанн Павел II первым признал ошибки в поведении церкви по отношению к евреям, которые, как он отметил, состояли в том, что церковь пассивно (а иногда – и активно) участвовала в убийствах евреев.
Это, казалось бы – положительный факт. Но он же (параллельно и одновременно) возводил в «ранг святых» евреев, которые предали Тору и свой народ. Причем, в ряде случаев – насильно, когда евреи были обращены в христианство еще в детстве.
Более того, нигде, даже намеком (об извинениях речь вообще не идет), Иоанн Павел II не высказал сожаления по поводу активной – мечом, огнем и пряником – миссионерской деятельности, которой занималась и занимается его церковь среди евреев. И, естественно, ни разу не объявил, что в таких случаях миссионерство (духовное убийство) – недопустимо.
Несколько раз, в качестве жеста «доброй воли», он назвал наш народ «старшим братом» христиан. И это можно было бы считать «положительной» оценкой, если не знать, что, согласно официальной доктрине христианства, речь идет о «старшем брате-злодее» и «добром младшем брате».
Кроме того, о каком «братстве» можно говорить, если один из «братьев» до сих пор хочет поглотить другого?
Официальные представители Ватикана в Иерусалиме всегда и без исключения – все годы правления Иоанна Павла II – активно сотрудничали с террористами-убийцами: с Арафатом и прочими.
А ведь католическая церковь – весьма жесткая структура, и тот, кто возглавляет католиков в таком городе, как Иерусалим, служит «продолжением руки» Папы Римского.
Именно он, Иоанн Павел II, еще в то время, когда был кардиналом в Кракове, выдвинул идею построить католический монастырь на территории… Освенцима (?!). То есть фактически – на кладбище, где захоронен пепел около трех миллионов евреев, убитых только за то, что они – евреи.
Более того, многочисленные петиции протеста и обращения к нему Папа Иоанн Павел II отверг. И монастырь, несмотря ни на что, был построен.
И в завершение всего, посетив Освенцим, Папа Римский провозгласил: «Это – место убийства миллионов поляков…». Евреев при этом не упомянул вовсе.
Конечно, в Освенциме погибло немалое количество поляков. Но в основном там убивали евреев. И не только польских, но и евреев из других стран: Венгрии, Голландии, Украины, Греции т. д.
Об этом Иоанн Павел II хорошо знал. И в том, как он высказался, посетив Освенцим, раскрылось его восприятие мира – сквозь призму «христианского видения».