»В шестилетнем возрасте, — вспоминает Аркадий Райкин, — отец повел меня на представление передвижной труппы циркачей. Там возникло чувство праздника, там я открыл для себя какой-то неведомый, загадочный и заманчивый мир, неизмеримо более яркий, чем тот, который окружал меня повседневно. Особенно запомнился клоун, и дома я стал играть в клоуна: становился перед зеркалом и подражал его ужимкам. Как-то за этим занятием меня застал отец, и оно его разгневало.
-Что?! — кричал он в неописуемом ужасе. — Быть клоуном?! Еврею! Никогда!»
Из огромного количества талантливых людей поднялись до небывалых высот своего творчества и стали истинно любимыми немногие, среди которых, несомненно, Аркадий Исаакович Райкин (1911 – 1987), которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Секрет его притягательности прост: блестящий талант, щедро отпущенный природой, и, безусловно, профессионализм, достигнутый огромным трудом. И, пожалуй, главной составляющей этого секрета было личностное обаяние актера, завораживающее и берущее в плен. По воспоминаниям знающих его, это был умный собеседник, деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которым приятно провести вечер и не хочется расставаться.
Известность пришла в Москве в ноябре 1939 года. Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». Пресса единодушно оценила выступление молодого Райкина. «Аркадий Райкин, — писала «Правда», — после конкурса, пользуется неизменным успехом. Он отлично владеет искусством смеха». А вот что писала «Ленинградская правда»: «Радостно было встречено оригинальное дарование Аркадия Райкина, мастерски исполнявшего своеобразные юмористические сценки, проявившего хорошее владение веселым и острым искусством сатирического портрета. Ученик одного из самых выдающихся театральных педагогов Ленинграда, В.Н. Соловьева, Райкин сочетает талантливую выдумку с настоящим артистизмом и профессиональной культурой». И уже в этом же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Сначала молодой артист выступал с эстрадными номерами, а позже стал конферансье. И каждое выступление проходило все с большим успехом, приближая Аркадия Райкина к славе, за которой не замедлила прийти и всенародная любовь. Мастер мгновенного перевоплощения, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей, он создал галерею остросатирических и лирических портретов. Сотрудничал со знаменитыми писателями – сатириками Поляковым и Массом, Червинским и Жванецким. Талант и упорство сделали свое дело: Райкина назначили художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр.
По мнению Геннадия Хазанова, Аркадий Райкин — «это не просто конкретный человек, это понятие, символ, это, если хотите, явление… Мне довелось видеть не так уж много артистов этого же жанра, что и Райкин. Таких артистов вообще очень мало в мире. Но, кроме того, я честно скажу, что не видел и не знаю ни одного артиста, который по мощи, по силе дарования и обаяния, по совершенно магнетическому воздействию на зал мог бы приблизиться к Райкину хоть на какое-нибудь расстояние. Пускай это не покажется громко сказано, честно говоря, нам всем так же далеко до него, как до ближайшей планеты Солнечной системы». Трансформация, мгновенная перемена внешности, тембра голоса, мелодики и ритма речи – и это был каждый раз другой человек. Казалось, что за пару секунд, за ширмой, он успевал менять элемент костюма и маску. На самом деле он менялся внутренне, полностью входя в новый образ. Так, за один спектакль зритель видел до 50 образов в исполнении Райкина. Многочисленные «монологи в образе» вначале исполнялись большей частью в масках. Со временем Аркадий Райкин от них отказался, достигая характерности с помощью ярких деталей (помятая шляпа, сдвинутые на нос очки и т.д.), пластики, особенностей речи, а главное, благодаря искусству внутреннего перевоплощения. Человек с черными пучочками волос вокруг большой лысины рассказывает, что пришел в музей и едва расположился, вытащил стакан, закусочку в виде бычков и черного хлебушка, как к нему — служительница с возгласом типа: разве можно в Греческом зале! «В Греческом зале, в Греческом зале!» — передразнивает ее посетитель смешным голосом с полным пренебрежением к ее занятию и полным почтением — к своему.
Напомню слова Леонида Осиповича Утёсова о творчестве Аркадия Райкина: » В чем же сила райкинского искусства? В таланте прежде всего и в неповторимом своеобразии — без этого вообще нет артиста. Конечно, и труд, труд упорный, бескомпромиссный, неутомимый. Райкин никогда не выносит на суд публики полуфабрикат — каждый его номер потому так и потрясает, что детали его до мельчайших мелочей отделаны. Одно из самых неотразимых качеств его дарования — это необычное сочетание особого, райкинского юмора с человеческой скорбью. Глядя на Райкина, я всегда вспоминаю сцену Гамлета с могильщиками. В любом смешном образе Райкина есть что-то грустное. Он заставит пожалеть и дурака, потому что глупость это тоже несчастье. Мы весело смеемся над его нравственными уродами, но как часто наш смех заканчивается грустной улыбкой. Наверное, все видели сцену, в которой врач ходит по квартирам, видели, смеялись и взгрустнули. Я плакал, ибо видел за этим якобы юмористическим образом трагедию хорошего, доброго, любящего людей человека».
В 1982 году театр Райкина переехал в Москву и стал называться Государственным театром миниатюр (название «Сатирикон» возникло в 1987 году). После реконструкции ему было отдано здание кинотеатра в Марьиной роще. Здесь появились такие известные спектакли, как «Его величество Театр», «Дерево жизни», моноспектакль К. Райкина «Давай, артист!» и др. В театр перешел из «Современника» сын Райкина, Константин Райкин. В 1987 году, после смерти отца, он возглавил этот коллектив, ныне один из самых известных московских театров. «Сатирикон» им. А. И. Райкина построен на традициях Ленинградского Театра миниатюр, это постоянно подчеркивается ее художественным руководителем и труппой.
Аркадий Райкин был легендой своего времени и своей страны. Миллионы людей смеялись и плакали, радовались и огорчались вместе с героями Райкина, узнавали его персонажей в реальной жизни. В течение многих лет Райкин был одним из немногих советских актеров, который в рамках дозволенного высмеивал различные стороны советской действительности, в некоторых миниатюрах подымаясь до острых обобщений. Неоднократно Райкин оказывался в конфликтных отношениях с властями. В 1970 г. под давлением властей Райкин вынужден был участвовать в «антисионистской конференции советских граждан еврейской национальности», после чего тяжело заболел и некоторое время не выступал. Григорий Романов, секретарь ленинградского обкома партии и по совместительству махровый антисемит, бесконечно мешал Райкину, просто гадил. Он ненавидел артиста как человека свободного, человека сильного и талантливого. И, естественно, потому что тот был еврей. Говорят, как-то в Киеве Райкин вышел на сцену с монологом, произносимым от имени персонажа. Начинается текст словами: «Кто я есть такой? Я есть Балалайкин…» После фразы «Кто я есть такой?» артисту выкрикнули из зала: «Ты есть жид!» Аркадий Исаакович, конечно, мог бы сделать вид, что ничего особенного не произошло. Возможно, многие так бы и поступили на его месте. Но Райкин потребовал, чтобы выкрикнувший покинул зал, иначе он не будет продолжать концерт. Подлость труслива, кричавший не осмелился уйти под огнем взглядов зрителей. Ушел Аркадий Исаакович, не пожелавший снести оскорбления. Ушел и слег с третьим инфарктом.
«Жидовский гений» – так писали в польских газетах об Аркадии Райкине. Стоило ему пересечь государственную границу, как все рецензенты в Париже, Берлине, Лондоне начинали повторять как заведенные: «приехал еврейский артист». Райкин не скрывал своего еврейства и гордился им. Он всегда помнил о своих еврейских корнях. Читаем в его »Воспоминаниях : »Дед по отцовской линии происходил из какого-то местечка, затерянного в лесах Белоруссии, и до конца дней изъяснялся на невообразимой смеси идиш, русского, белорусского и немецкого. Дед держался традиции с той чрезмерной и как бы демонстративной педантичностью, какая присуща людям, признающим над собой лишь закон внешней формы. Будучи домашним деспотом, он пытался и детей, и внуков своих наставить на путь ветхозаветных истин. По его настоянию меня даже пробовали отдать учиться в частную еврейскую школу. По праздникам отец ходил в синагогу, соблюдая традицию, но не так истово, как дед, и нас, детей, не неволил. Иногда я сопровождал его (мама редко ходила в синагогу). Помню кантора, который очень старался показать, что у него сильный голос». Сталкивался ли Райкин с антисемитизмом. Конечно. Послушайте, что говорит Константин Райкин в интервью на сайте Jewish.ru 7.06.2010: »Со мной общались прежде всего как с сыном любимого артиста. У большинства людей при той любви, которую вызывал у них Аркадий Райкин, понятие национальности куда-то уходило. Но были, конечно, и другие. В нашем семейном архиве, кроме восторженных, влюбленных, благодарственных писем папе, есть и целая коробка злобных, антисемитских. Правда, это очень небольшая часть по сравнению с другими, тем не менее. А то, что антисемитизм тогда существовал на государственном уровне, было очевидно». К слову говоря, Константин Райкин, крестившись в православие, часто заявляет в газетах, что он русский человек, русский актёр, русский художник. Б-же, как у него поворачивается язык произносить это, когда в каждом его жесте, в каждом прыжке, в каждой гримасе приглядывает еврей. Интересно, как бы прореагировал на это сальто-мортале любимого сына Аркадий Райкин?
Последние гастроли Аркадия Райкина состоялись в Америке. На сцене он уже говорил довольно плохо и тихо. И все же это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, несомненно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И с появлением на сцене большого артиста, зрители в зале вставали и начинали плакать. Все понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят. Бесконечная преданность Райкина своему зрителю нашла отражение в словах лирической песенки, специально для него написанной поэтом Игорем Шафераном и композитором Яном Френкелем. Как исповедь самого Райкина, обращающегося к публике, воспринимаются эти слова, положенные на трехтактную мелодию вальса. Вот сокращенный текст этой песенки, впервые исполненной на вечере, посвященном его шестидесятилетию, а затем вошедшем в его известный спектакль «Избранное-85»:
Ах, как все изменилось
на свете
С тех далеких
и памятных дней.
На бульваре вчерашние дети
Сами возят
в колясках детей.
Изменились одежда
и танцы,
Песни новые нынче в ходу,
Но таким же,
как прежде, остался
Добрый зритель
в девятом ряду.
Может, все бы забросить
под старость,
На скамейке сидеть
бы в саду?..
Только как же я с вами
расстанусь,
Добрый зритель в девятом
ряду!
Источник: »Евреи глазами именитых друзей и недругов» — www.zelikm.com
Anatoly, опубликуйте воспоминания Жванецкого о Райкине. Думаю они будут несколько отличными от этих.
«Интересно, как бы прореагировал на это сальто-мортале любимого сына Аркадий Райкин?»
A никак. Неужели вы думаете, что Райкин не знал своего сына?
Жванецкий о Райкине? Пожалуйста: «Однажды в разгар моих успехов директор театра мне сказал: «Аркадий Исаакович решил с тобой расстаться». Это был не просто удар, не катастрофа, это была гибель. Я пришел к нему, подложив заявление об увольнении в конец новой миниатюры. Он спокойно прочитал и сказал, подписав: «Ты правильно сделал…» Я не хотел говорить ему, каким ударом для меня был разрыв с театром. Мы расстались в отношениях враждебных… Позднее я что-то еще писал. Но мне было тяжело появляться даже возле театра. Со временем я понял закономерность смены авторов в театре Райкина. Это был естественный процесс развития художника. Каждый автор в этом театре имеет свой век – золотой, потом серебряный, бронзовый… Мы виделись редко, при встречах были фальшиво дружественны. В этом тоже его сила. Он очень сильный человек». Продолжить или нет?
Пожалуй вы правы. О покойнике либо хорошо, либо ничего. Творческая жизнь это одно, а бытовая — другое.
К 100-ЛЕТИЮ АРКАДИЯ РАЙКИНА.
Коль хмуры вы,он в миг один
Лицо разгладит вам с успехом.
А если нет у вас морщин,
Они появятся от смеха!
Александр Бывшев,Орловская область,пос.Кромы
видимо, быть клоунами— это доля исключительно русских, англичан, армян и т.д. 🙂
но я знаю как минимум одного еврея—клоуна: его зовут Красти(Корка по-английски), и он играет уже 20 лет в сериале «Симпсоны» 🙂
а если серьёзно-я хочу заметить администрации: неплохо бы сделать опцию когда человек сам может модерировать свои комментарии. а то мне пришлось дабы разъяснения и исправления шутоочного коммента, постить два новых. если на сайте есть модерация со стороны «властей», то самомодерация тем более должна быть. дайте людям возможность хотябы исправляться собственными силами
Jews should not be clowns! Jews should be comedians!
Нынешний председатель израильского Кнесета Руби (Реувен) Ривлин имеет две профессии: 1. Актер-комик, то бишь, клоун, лейцан. 2. Адвокат. В первой трудился в молодости, вторая — потом. Сейчас, в председательском кресле, активно использует навыки обеих.