Деятели искусств, артисты, спортсмены о евреях, антисемитах и антисемитизме. ч.2

Илья Резник_Фото_Актеры советского и российского кино_Фото Ильи Резника

*****

 Читая Тору на своей бар-мицве, мой сын  осознавал, что делает и для чего. Более того, он был очень доволен и сейчас постоянно говорит мне: «Все, теперь я мужчина!»..  В Израиле живёт моя любимая прабабушка и остальные родственники. В скором времени планирую поехать в Израиль с сыном — погулять, побывать у Стены Плача. Миша уже не маленький мальчик, может задавать мне вопросы. Я, в свою очередь, могу на них отвечать, зная, что информация, которую я ему даю, останется у него в подсознании и он ее запомнит… Даже если я что-то навязываю ему, то делаю это мягко и, что главное, — своевременно. Все для того, чтобы он не «споткнулся». Занятия танцами, беседы с раввином — все это для того, чтобы в дальнейшем он не испытывал страха перед этой темой и этой средой.  ЖАСМИН

 Не буду говорить о других, но я вырос в смертельной борьбе за существование. Откуда этот юмор? Где его почва? Везде — от окончания школы до поступления в институт. Учителя предупреждали: парень идет на медаль. Шел, шел, шел, потом: нет, он еврей, — и где-то в 10 классе я перестал идти на медаль. Ни черта не получилось — еврей! Потом опять еврей, и снова еврей — все время я натыкался на это лбом, у меня не было того — самого главного… Я всегда говорил: “А вы могли бы в этой стране прожить евреем?”. Когда вижу антисемита, мне хочется спросить: “Ты что, завидуешь?”. Я же не вылезал из конкурентной борьбы. То подожгут, то не дадут, то обидят, то вообще задавят. Одно, другое, третье — и все время ты сглатываешь.. сглатываешь… Сейчас я закончу формулировкой: неважно, кем ты был, — важно, кем стал. Когда мне говорят: “Вы еврей, еврей!”, я отвечаю: “Иисус Христос тоже евреем был, а кем стал!”. Важно, кем ты стал, когда закончил с тем существованием и вышел за рамки нации.  ЖВАНЕЦКИЙ  МИХАИЛ

 Гены действуют, наверное. Меня в родне со всех сторон окружают евреи. Впрочем, к самой теме я обратился уже в позднем возрасте. СССР был антисемитской страной, слово “еврей” нельзя было произнести ни со сцены, ни по радио, ни по ТВ. Были, конечно, специальные издания вроде “Советише геймланд”, где допускались вкрапления еврейской культуры, но не более.  Запрет на еврейство был снят лишь во время перестройки, и тут вдруг выяснилось, что в стране живут много евреев. Даже те люди, которые никогда не говорили по-еврейски, носили русские фамилии, оказались евреями по бабушкам-дедушкам. Для меня тоже открылась эта стезя: я вдруг неизвестно откуда обнаружил в себе залежи еврейских мелодий, интонаций, музыкальных тем — может, кто-то из прадедов был клезмером, как знать?  ЖУРБИН  АЛЕКСАНДР

 Один банкир называет меня антисемитом.  Я хочу ему сказать: “А ты сам-то помог такому количеству евреев?”  Не хочу хвастаться, но раз уж речь зашла…   Недавно я дал молодому израильтянину деньги на операцию.  Помог нескольким молодым евреям стать на ноги как журналистам.  Выпустил диск одного музыканта-эмигранта.  А меня называют антисемитом?!  Вы лучше не обзывайтесь, а берите с меня пример и помогайте.  Я считаю, что многим евреям в силу национальности трудно пробиться… Я видел столько англичан и французов-антисемитов!  Правда, у них это более скрыто, а у нас с нашей энергией это все на поверхности.  Я очень переживаю за русский народ и хочу, чтобы он постепенно избавлялся от своих недостатков.  И когда народ в своих неудачах винит другой народ, он становится еще слабее и еще неудачливее.  ЗАДОРНОВ  МИХАИЛ

 Я — антисемит? А кто это говорит? Пугач? Шмондер? Шмеерзон? Да мать вашу, в конце концов, какой я антисемит? Я жил среди евреев с раннего детства, дружил с ними, сросся душой. И первым снял фильм о Бабьем Яре я, украинец Коля Засеев-Руденко! Увековечил память моего друга — еврейского мальчика Эмиля, который там погиб. Он мне снится до сих пор, у меня слезы на глазах, когда просыпаюсь. Говорите теперь все, что угодно, но моя картина снята — раз и навсегда. Чего ж вы, критики сраные, сидели 60 лет и не сделали ничего на эту тему? Что вам мешало?.   ЗАСЕЕВ — РУДЕНКО   НИКОЛАЙ

 Мама моя работала учительницей, папа окончил московскую консерваторию по классу тромбона, а позже — дирижерский факультет. Мама у меня русская, папа — еврей. В то дореволюционное время евреям нельзя было жить в Москве, а уж об учебе в столичной консерватории даже и речи не могло идти. Пришлось отцу принять православную веру и стать крещеным русским.  ЗЕЛЬДИН   ВЛАДИМИР

 Бабушка была очень набожной. Помню еврейские праздники, синагогу, в которую мы ходили. Внук раввина этой синагоги был моим близким другом. К сожалению, наша связь с ним оборвалась, он живет то ли в Израиле, то ли в Америке. Умнейший человек, компьютерщик. Помню, как мама удивлялась, что меня, еврея, приняли в институт! Признаться честно, я почти никогда не сталкивался с бытовым антисемитизмом. Даже если что-то говорили, то из серии: «А что, еврей — тоже нормально!» Так получилось, что жена у меня русская, соответственно, в России мои дети евреи, а в Израиле — нет. Я своего еврейства не стесняюсь, да и потом, вера — это одно, а национальность — совсем другое. Ненавижу лозунги типа «Россия для русских», «Израиль для евреев».  ЗОЛОТОВИЦКИЙ   ИГОРЬ

 Ну так у нас же как? Сказал слово “еврей”, поругал еврея, или, как говорят, человека еврейской национальности, – антисемит! А я, если ругаю еврея, то ведь не за национальность, а за присущие конкретной личности, пусть и еврею, отрицательные, на мой взгляд, черты. Отсюда некоторые недоразумения. Поехал в США, должен выступать на Брайтон-Бич, устроители где-то прочитали, что я – друг Валентина Распутина; а Распутин… известное дело. Готово: Золотухин -антисемит, и незачем ему тут выступать со своими концертами. Позвонили даже в Москву – не состою ли я в “Памяти”. Ответ резко отрицательный. А тут и многолетние друзья-евреи вмешались: стали бы мы с ним дружить, если бы… Почему, в конце концов, я не могу гордиться тем, что меня родила русская мать? Что я русский по рождению и по паспорту?! Мы были в Израиле с “Таганкой”, и я видел, как там гордятся своим происхождением, с каким упоением, с каким трудолюбием они заботятся о своей родине, с каким военным бесстрашием они готовы защищать свою страну.   ЗОЛОТУХИН  ВАЛЕРИЙ.

 Именно Московскому авиационному институту, где проучился шесть лет, я обязан тем, что я Измайлов. В один прекрасный день мы с однокашниками, с которыми вместе писали юморески, решили взять себе псевдонимы. А поскольку все были из МАИ, то и назвались ИЗМАИловы. Потом мой псевдоним несколько видоизменился, и я стал Измайловым. Моя же настоящая фамилия – Поляк, я еврей, причем потомственный…А еще меня однажды Тина Канделаки спросила: почему все юмористы евреи? А я ей: “А почему грузины хорошо поют?” Видимо, юмор – национальная особенность евреев, как и игра на скрипке.  ИЗМАЙЛОВ  ЛИОН

Однажды меня во дворе назвали жидом, я полез драться, тетка побитого мной мальчика обратилась в милицию, и маму оштрафовали. Это была первая осознанная мной несправедливость. И мама умоляла меня никогда больше не влезать ни в какие “национальные” конфликты. Мама боялась всего, связанного с еврейством. Она была интеллигентный человек, знала пять языков, заведовала кафедрой в институте и слишком хорошо понимала, что это такое. “Космополитическая” кампания не миновала нашу семью — пострадал мой дядя, мамин брат, директор известного завода. Когда в 1953 году в Москве уже были составлены списки всех евреев для высылки из столицы, маме управдом эти списки показал. Но меня она от еврейской темы всячески уберегала.   КАЛЯГИН   АЛЕКСАНДР

Я никогда не думал, что в приговорах наших судов столько антисемитизма. Якубовский показал мне один приговор, — ну для Задорнова, ей богу! Суд установил, что гражданин Шнобельсон, цитирую дословно, — «хороший человек, несмотря на свою еврейскую национальность»!.. Антисемитизм в России — это русский грех, и нам, русским, с ним и разбираться. Евреи, мне кажется, в этом участвовать не должны. Человек, который орет «всех жидов в могилу» (детей в том числе), — урод. Тут обсуждать нечего.  КАРАУЛОВ  АНДРЕЙ

Тине Кароль, могу вам честно сказать, всего один год. А до этого я была Таней Либерман. Красивая фамилия, но не совсем подходит для эстрады. Я же не классическая певица. И потом, в нашем обществе по-прежнему живы антисемитские настроения.  КАРОЛЬ  ТИНА

Многие гении с приветом. У Фишера, например, три паранойи, сопровождающие его всю жизнь. Первая касается еврейства — он родился в Бруклине в семье еврейки и немца. Мама Регина — одесситка, неплохо говорила по-русски, и казалось бы, у него не должно быть антисемитизма, но вышло иначе. На взлете карьеры Бобби противостоял Самуэль Решевский — ортодоксальный еврей, и американские братья Решевского по вере встали горой против Фишера. С тех пор он не признает себя евреем и стал ярым антисемитом, к тому же, как истинный янки, ненавидел коммунистов и СССР.  КАРПОВ  АНАТОЛИЙ

Моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из такой настоящей “молдаванской” семьи – родился на Молдаванке. А мама – из интеллигентной семьи: мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела… Да тогда иврит вообще и не слыхивали! Зато дома у нас все говорили на идише. Детский мой идиш я не сохранил, хотя кое-что помню, понимаю отдельные слова. Родители же когда хотели что-то скрыть от меня, переходили на идиш, я его вот так и выучил… Когда еще они были молодыми, действовали еврейские школы. Но потом все это исчезло, казалось, навсегда. Дедушек и бабушек я не знал: родился в 39-м, через два года – война, и они все погибли.  КАРЦЕВ  РОМАН

Среди евреев, я чувствую себя евреем, а среди армян – армянином. На самом деле, антисемитизм – это просто часть той ксенофобии и шовинизма, которые расцветают махровым цветом. Я попадаю под две графы сразу – как лицо кавказской национальности на 50%, и как еврей на другие 50%… Но, мне кажется, делать с этим мы ничего не можем, потому что это все впрямую, косвенно провоцируется властью, власть так у нас думает. Мне кажется, что традиционно в России ксенофобия, шовинизм, национализм, антисемитизм – это в первую очередь было присуще власть имущим. Они, так или иначе, находили способы инспирировать это и направлять в выгодное им русло, хотя зачастую этот процесс выходил из-под контроля.  КАСПАРОВ  ГАРРИ

А их ведь ничем не убедишь, антисемитов, поэтому я никогда никого не убеждаю. Цифры какие-то им приводить? Бесполезно.  КВАША  ИГОРЬ

С моей точки зрения, политика любого государства зависит от народа. Израиль – необычное место, уникальная земля. Насколько я понимаю, правительство Израиля, видимо, хочет хоть как-то покончить с кровопролитием, оттого и отдает земли. Однако, с географической точки зрения, Израиль находится в окружении не очень любящих его стран. Евреи, подобно грузинам, – многострадальная нация. Выжила она в крайне тяжелых, экстремальных условиях. Поэтому я убежден: нельзя вам отдавать ни пяди своей земли. Это – однозначно!.  КИКАБИДЗЕ  ВАХТАНГ

Каждый раз, когда я возвращаюсь в Иерусалим из Москвы, я вижу, как меняются дороги, растут дома, как бурно все растет и хорошеет. Потому все унылые прогнозы о том, что Израиль куда-то там катится, воспринимаются как привычное обывательское брюзжание. Я считаю, что взгляд из будущего — один из действенных принципов. Неизбежно в будущем сосуществование арабов и евреев на этой земле. И чем быстрее признает это арабское население (потому что евреи давно это уже признали — в основной массе), чем быстрее арабы с этим согласятся, тем ближе будет этот самый мир. Что за идиотский принцип: «Мир в обмен на территории»? Мир должен быть в обмен на мир — это я могу себе представить. И это могу пожелать моим друзьям и согражданам.   КИМ  ЮЛИЙ

Десятилетиями режимы, которые поддерживали Советы, были прямыми врагами Израиля. Теперь нет Советского Союза, но есть Иран. Хотя Советы и разорвали дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны, и постоянно поливали Израиль грязью в своей пропаганде, ни один из советских лидеров никогда не заявлял, что Израиль не имеет права на существование и должен быть уничтожен, – но именно это сегодня провозглашают иранские правители… Я думаю, что это относится не только к еврейским деятелям искусства, но и ко всем евреям свободного мира: мы должны постоянно  выступать в защиту нашего дела. Число наших врагов много больше – поэтому ради Израиля мы должны отбросить наши разногласия, объединиться и победить врагов нашей энергией и решимостью.  КИСИН  ЕВГЕНИЙ

А у евреев-то какие проблемы? Напротив, я бы сказал, что евреи в сегодняшней России переживают своеобразный ренессанс. Открываются новые культурные центры, синагоги, еврейские театры, школы, даже детские сады. А уж говорить о том, что кому-то еврейское происхождение помешало в плане карьерного роста сегодня просто смешно… Государственного антисемитизма в сегодняшней России нет вовсе. Бытовой? Это возможно.  КОБЗОН  ИОСИФ

Каждый волен выбирать себе место в жизни по вкусу. Не хочешь быть евреем – не будь им. Тебя никто не заставляет. Но только, пожалуйста, когда станет трудно, станет страшно, когда тебе опять плюнут в лицо, предлагая “уматывать” в Тель-Авив, не хватайся за свою пожелтевшую метрику и не требуй в израильском посольстве “законного права” вернуться на родину своих предков. Будь хотя бы в своем предательстве последователен. Если, разумеется, ты на это способен. Что же касается земли обетованной, то возвращение на нее таких, как ты, едва ли украсит и укрепит тамошнее общество. Так что оставайся-ка, Николай Иванович (Нухим Йосифович), дома.  КОЗАК  АНАТОЛИЙ

Я принадлежал к довольно распространённой в художественных кругах России группе населения. Как её определить – право, не знаю. Галина Волчек, Игорь Кваша, Ефим Копелян, Зиновий Гердт, Александр Ширвиндт, Марк Розовский, Михаил Ромм, Анатолий Эфрос… Фамилии и примеры позволительно множить вне зависимости от процента еврейской крови, вероисповедования или атеистического направления ума… Я не скрывал, что во мне есть еврейская кровь, как и другие, ненавидел и презирал антисемитизм и антисемитов. Как и другие из нашего круга, спотыкался на юдофобии любимейших Чехова и Булгакова, гордился успехами Майи Плисецкой, Альфреда Шнитке или Иосифа Бродского.  КОЗАКОВ  МИХАИЛ

Я не идеализирую Израиль и вижу его так, как естественно видеть человеку с моей биографией и моим образом жизни. Но я никак не хочу его обесценить. Люблю его таким, со всеми его «хисройнэс» (недостатками). Впрочем, я вообще серьёзно не понимаю, что значит любить или не любить какую-то страну. Все любят свою страну, хоть и некоторые думают, что не любят. Многие любят страны, в которых бывали, с которыми что-то связывает. А не любить – глупо… Мне нравится Израиль, я с удовольствием езжу туда. Является ли он моей страной? Наверное, не в большей степени, чем Америка и иногда Украина. Во всех этих странах могу встретить своих, найти себя, своё. Однако я не думал о том, чтобы переезжать в них. Всё галут, мы дети галута.  КОРОЛЕНКО  ПСОЙ

Карпов — представитель рабочего класса, того, который по Конституции являлся руководящим классом страны. Он стопроцентно русский. А с моим «пятым пунктом» национальным героем СССР я стать не мог. Имя у меня было. Но оказалось, что имени недостаточно. Когда в 1974 году я играл с Карповым матч, людям было запрещено здороваться со мной, с моей женой, с членами моей группы.  КОРЧНОЙ  ВИКТОР

Примитивные антисемиты меня не удивляют. Совершенно ясно, что это несчастные, чаще всего обманутые кем-то люди. Но меня удивляют так называемые «интеллигентные» антисемиты вроде Александра Проханова или Станислава Куняева, которые не дают себе труда вникнуть в историю для того, чтобы судить объективно.  Я рос в Харькове, который считался интеллектуальной столицей Украины, в отличие от Киева, который был формальной столицей, зачастую — антисемитской столицей… В Харькове было очень много евреев — крупных ученых: достаточно назвать знаменитого академика Ландау. Но уже тогда, в конце тридцатых годов, сказывалось антисемитское нутро Сталина. С трибун он обличал антисемитизм, а на деле — проповедовал его, уничтожал еврейскую интеллигенцию.  КОСТЮКОВСКИЙ   ЯКОВ

Еврейское происхождение – это, несомненно, частичка моей души, моей культуры, моего сознания. Еврейская нация и традиция удивительны, и мне хочется узнать как можно больше о своих предках и религии. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся внести свою скромную лепту в благотворительную деятельность еврейских фондов.  КРАЙЗЕЛЬБУРГ  ЛЕННИ

Я очень благодарен своим родителем за то, что еще в раннем детстве прошел брит-милу. Многие мои ровесники занялись этим вопросом уже в солидном возрасте — как из религиозных, так и из медицинских соображений. Я считаю, что мои родители поступили правильно, сделав мне обрезание еще ребенком… Хотя, как вы понимаете, за это тоже пришлось расплачиваться. Занимался плаванием, водным полом, поэтому в раздевалках и душевых все сразу становилось понятно — чтобы определить национальность надо было снять штаны.  КРАСНОВ  БОРИС

Я всегда знал, что я еврей. Мои родители вели светский образ жизни. Я не проходил обряд бар-мицва. В раннем детстве я решил, что я атеист, и я до сих под себя им считаю. Я не чувствую в себе тяги к еврейским традициям. В действительности, я скорее антирелигиозен. С другой стороны, мой тесть ортодоксальный еврей, поэтому теперь мне приходится посещать традиционные празднества, чего я никогда не делал в детстве. Я столкнулся с еврейскими традициями позднее, после того, как женился. Я никогда не был таким, как Филип Рот (Philip Roth) или Сол Беллоу (Saul Bellow), для которых иудаизм является частью их творчества.  КРОНЕНБЕРГ  ДАВИД

Мой отец был русским.  Получая в 16 лет паспорт, я решил, что в графе национальности должно быть написано: «еврей». Я воспитывался в семье моей мамы, где все были евреями. Передо мной не стоял вопрос выбора национальности. Я выбрал тех людей, которые мне были ближе и понятнее; культуру, в которой я воспитывался; кухню, которую я очень любил. Это было для меня естественно и вполне осмысленно.  КУТИКОВ  АЛЕКСАНДР

Еврейский угол зрения на жизнь немножечко другой. Библия существует для всех, но у евреев первые ее пять книг, а у других, в основном, только Новый Завет. В этом – основа разницы мировоззрений. И потом, еврею свойственно стремление даже о серьезных и трагических вещах рассказать с помощью смешного парадоксального мышления. Хотя должен признать, что и эта особенность, и многие другие свойственны отдельным личностям многих национальностей. Но когда они сконцентрированы, замешаны на еврейском мировоззрении, при элементах еврейского языка, музыки, характеров – появляется еврейская культура, еврейский театр.  ЛЕВЕНБУК  АЛЕКСАНДР

 Я с большим нетерпением жду поездки в Израиль, и жду не только концертов. Я очень люблю показывать своим друзьям, которые впервые приезжают в Питер, город. И точно так же я люблю показывать Израиль. Ни один из моих музыкантов в Израиле никогда не был, поэтому я с большим удовольствием предвкушаю, как посажу их в машину и повезу в разные места. Покажу им Яффо, Галилею, Иерусалим, Акко, Мертвое море, Кейсарию… К счастью, у нас останется несколько дней на отдых, и я с большой любовью и нежностью буду рассказывать им про эту страну, где я провел замечательные шесть лет своей жизни и которую я очень люблю.   ЛЕОНИДОВ  МАКСИМ

Бог избрал себе (еврейский) народ для особого обучения, и избрал Он народ грубейший и непокорный именно для того, чтобы начать все с начала. Он сделал из них будущих учителей человечества.  ЛЕССИНГ  ГОТХОЛЬД

Еврею все годится, раз он имеет целью ниспровергнуть, во-первых, трон, а во-вторых, алтарь, или – что для него еще лучше, – сначала религиозные, а затем и государственные установления. Ему доставляет истинное наслаждение, когда в смутах революции гибнет и вихрем бешенных перемен рассеивается все, что в христианской цивилизации есть высокого, чистого и прекрасного.  ЛИСТ  ФЕРЕНЦ

Ругают Александра Исаевича, а уж его-то за то ругать? Ругают и ругают. А хоть бы кто-нибудь задумался, сколько он сделал, для того чтобы “монстра” не было. А его все: это он не так, то… Вдруг его в антисемитизме начали упрекать. Лучше бы себя упрекали. У него жена еврейка. Что они к нему пристали? Он мне когда прислал письмо в Израиль, они дали мне гражданство. Вроде я же не еврей совсем, это какой-то был нонсенс. И меня сразу облили помоями, что сволочь я, что надо же, нарочно в Израиле он поселился.  ЛЮБИМОВ  ЮРИЙ

Я пою еврейские песни на русском языке, потому что я еврей…В моём трудоголизме есть что-то нерусское. Может это еврейское? Не знаю. Я всё-таки еврей наполовину. Кроме еврейской у меня есть и много других кровей. Я совершенный космополит…Oщущаю ли себя евреем? Ощущение, надо сказать, обостряется несколько во время визитов на Святую землю, потому что то чувство сопричастности к такой избранной нации – не показное, а внутренне – очень хорошо ощущается там. Отсюда и сплоченность, их патриотизм, умение воевать и защищать свою землю – в общем, то, чему можно завидовать.  МАКАРЕВИЧ  АНДРЕЙ

Еврейские праздники в семье скорее не отмечались.  Время для этого было неподходящее. Были субботне-воскресные посиделки. Мы все жили рядом, в районе метро «Аэропорт», и часто бывали друг у друга в гостях…  Наш район «Аэропорт» всегда был «рассадником» культуры: там жили и актеры, и режиссеры. Не знаю, я с антисемитизмом никогда не сталкивался. Жидовской мордой меня никто не называл…В Росконцерте нас называли «Машиной с евреями». Хотя и в самом Росконцерте евреев было процентов 90-95.  Потому, что евреи талантливы!  МАРГУЛИС  ЕВГЕНИЙ

Своё еврейство я ощущаю по-разному в разные годы. В детстве ощущал своё отличие от сверстников – по субботам я не мог ни читать, ни писать. Я стеснялся того, что был евреем, мне напоминали об этом ежедневно. Иногда я чувствовал себя, как в гетто. Отец не был глубоко религиозным, он был человеком своего времени, активным членом профсоюза, социалистом. Работал рядом с другими мясниками – христианами, и они часто говорили ему: ”Ты хороший парень, похож на нас”. Он отвечал: ”Ну, конечно, похож, Ведь Хрисос был евреем. Как можно быть антисемитом, если Хрисос, что пошёл на крест, был евреем?!” Еврейскую тему до войны понимали совершнно иначе, чем после войны…Ребенком я сталкивался с антисемитизмом. Во время оккупации Франции моего отца депортировали и отправили в Освенцим, как и многие тысячи евреев, среди которых могли быть Эйнштейн, будущие создатели лекарств от рака и СПИДа. В 1944 г. мой отец погиб в концлагере, и я оплакиваю его. Для мира – он один из миллионов безымянных, замученных нацистами. А для меня – тот, кому я посвятил всю свою работу.  МАРСЕЛЬ  МАРСО

Если Вы намекаете на евреев, то на 50% Вы правы. Это у меня от папы. И, честно говоря, давно не слышала вопроса о национальности. Исходя из этого, заключаю, если карьеру сделала, то с евреями в нашей стране все в порядке. Гонений не предвидится. МИЛЯВСКАЯ   ЛОЛИТА

 

Знаете, для меня русский — любой, кто любит и чувствует мою страну, кто знает ее и хочет быть вместе с ней и в горе, и в радости. Любой! Вот Левитан — еврей?.. Вот и ответ на ваш вопрос. Глупо пытаться доказывать, как некоторые, что у меня куча друзей-евреев, — это идиотизм полный! Для меня такого понятия нет вообще, как и внутреннего отторжения, свойственного антисемитам. Это же существует, и не зря в России поговорочка такая гуляет: «Нос горбат, живет Арбат, много зарабат» — это же из народа идет. Но и ругать евреев за то, что они умнее, глупо — лучше самому учиться.  МИХАЛКОВ  НИКИТА

 Та замечательная идишистская культура, которую они создали в свое время, культура, давшая Тевье-молочника, особый неповторимый стиль юмора, могла родиться только в среде евреев России, Украины, Белоруссии. И юмор, и образ жизни, и безудержность в питье водки – все это черты евреев, выросших именно в восточнославянской диаспоре. В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем, Шагал, Михоэлс. Своим появлением эти гении во многом, увы, обязаны российскому антисемитизму, повторю, антисемитизму сравнительно мягкому.  МИХАЛКОВ  —  КОЧАЛОВСКИЙ   АНДРОН

 Настоящая любовь к народу, к нации, настоящая привязанность, настоящая национальная гордость не могут строиться на любви ”этнографической и музейной”…Национальное еврейское – это не фаршированная рыба, не лапсердак и не пейсы.  МИХОЭЛС  СОЛОМОН

 Я из очень простой, грустной, честной, очень ранимой большой семьи Моисеевых. Это еврейская, убогая, но очень культурная местечковая фамилия. Вся наша семья родилась и выросла в маленьком местечке Могилев и от других семей отличалась тем, что всю жизнь они тупо верили в то, что они делали: рожали много детей. Моим предком не был граф, герцог или дворянин, и ни на один из этих титулов я не претендую и не хочу претендовать. Перед моим родом меня преклоняет то, что до конца жизни они прожили больную, униженную жизнь местечковых евреев. Мой предок был конюхом при дворе, моя бабка, нет, прабабка была прачкой при дворе, а я шут, но – при народе.  МОИСЕЕВ  БОРИС

 Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские. Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: “Да здравствует наш Моисеев!” Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым.  МОИСЕЕВ  ИГОРЬ

 Да, я всегда пел на концертах две-три песни на идише, хотя в Союзе они были тогда запрещены. Языка я, кстати, не знал, учил его по ходу, чтобы не просто слова произносить, но и понимать смысл. Меня возмущало, почему можно петь калмыцкие или, скажем, английские песни, а еврейские – нельзя. Я хотел доказать, что это ненормально.  Вырезать меня из телепрограмм стали в 71-м году, когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, ярый антисемит.  МУЛЕРМАН  ВАДИМ

 Мама Белла Дижур – сефардская еврейка, аристократка, ее фамилия начиналась с приставки “де”… Я только сейчас начинаю об этом задумываться. Моя жизнь сложилась так, что я даже не знал, что я еврей. Я рос на Урале, где евреев вообще не было, в те времена мы в классе даже не знали национальностей друг друга – кто русский, кто татарин, кто еврей. Но сейчас я начинаю осознавать в себе множество черт еврейского характера. Во-первых, это некоторое океаническое, библейское, видение жизни.  НЕИЗВЕСТНЫЙ  ЭРНСТ

 Шоу-бизнес – бизнес русскоязычных евреев, так скажем. Но это не самое страшное. Он насквозь пронизан педерастами. С одной стороны евреи, с другой – педерасты, а некоторые и то и другое в одном лице. Каково? Русские – терпеливый, не нахрапистый народ, все терпит, все допускает. Стоит сказать, что ты любишь русское – сразу обвиняют в национализме. А ведь это нормально – любить Россию, свой народ, свой язык… Но о русской доминанте говорить нельзя.  НОВИКОВ  АЛЕКСАНДР

 Все думают, что я одеваюсь в традиционно еврейское – пусть думают, душа-то еврейская. Но мне действительно очень нравится еврейская мода, я одеваюсь в магазине в Нетании, и все знают, что я там одеваюсь. И вообще, я вкладываю в экономику Израиля огромное количество денег. Я люблю здесь одежду, я люблю здесь художников, я покупаю массу подарков своим родным и близким.  НОВИКОВА  КЛАРА

В те времена в Перове и Кускове были домашние синагоги. Идешь по Кусковской улице и слышишь тихую молитву на иврите… Соседи, помню, веселые были: как только праздник какой — песни поют. А я ведь со второго класса учил немецкий и идиш — армянином, ни евреем. Я принимаю всепонимал…Скажу вам, что не ощущал себя ни культуры и религии без исключения… По жене я еврей…Это шутка такая. Моя жена — Фаина Абрамовна. Так что дочки мои по Галахе —Софья Вениаминовна, теща еврейки… Хотя — какие они еврейки. Приношу как-то домой мацу. Спрашивают: «Зачем?» «Как зачем! — удивился я. — Песах же скоро!» Все за них должен помнить!  ОГАНЕЗОВ  ЛЕВОН

Когда мы только познакомились с будущей тещей, она спросила мою невесту без обиняков: «А тебя не смущает, что он еврей?» Иришу не смущало, а я клятвенно пообещал, что буду воспитывать появившееся потомство на русской культуре. Слово свое я, кстати, сдержал. Но, когда сын родился, теща взглянула ему в лицо и обреченно вынесла вердикт: «Такой маленький, а уже жидовчик». Не знаю, что уж она там углядела: по крови полуеврей-полурусский, Денис, особенно в детстве, был очень похож скорее на маленького араба. Как-то он вернулся из детского сада в слезах и спросил: «Папа, а почему другие детки называют меня «ливрейчиком»? Я ответил: «Потому что другие детки еще глупые и многих вещей не понимают». ОЛЕЙНИКОВ  ИЛЬЯ

Наша семья была крайне напугана событиями тридцатых годов, и от меня все скрывали, что во мне течет еврейская кровь. Говорить на эту тему было почти запрещено и мне всегда твердили, что я — русский. Написав песню «Фрейлехс», я позвонил маме по телефону, сыграл свое сочинение на рояле и сказал: «Колись! Ну не может русский человек написать такое за полтора часа!» Только тогда мама и призналась в еврейских корнях. Во мне много чего намешано: поляки, французы, немцы, евреи — гремучая смесь… Я себя ощущаю человеком мира.  ПОДГОРОДЕЦКИЙ  ПЁТР

Настоящая фамилия моего отца — Фердман, Фарада же — сценический псевдоним. Фамилию Полицеймако родители дали мне еще при рождении — так я записан в документах. Менять ее я не стал. Зачем? Я горжусь тем, что ношу потомственную театральную фамилию. Мой дед — актер ленинградского Большого драматического театра Виталий Полицеймако, лауреат Сталинской премии. Фамилия Фердман, надо сказать, не умерла. Папина сестра Женя и ее дети — все Фердманы, живут в Израиле, в Хайфе.  ПОЛИЦЕЙМАКО  МИХАИЛ

Меня тут перед выходом спросили, имею ли я какое-нибудь отношение к евреям. Так вот, имею. Еще по работе в мюзик-холле я была знакома с одним скрипачом по фамилии Полищук. И он был еврей. А еще у меня муж наполовину еврей. Свекор мой — еврей, а свекровь — армянка. И вся семья — художники…В Израиле была целых пять раз. Правда, вот уже четыре года все никак не получается туда съездить, и я очень скучаю. Мне очень нравится ваша страна.  ПОЛИЩУК  ЛЮБОВЬ

Мой папа — польский еврей. Я этого не скрываю, напротив — горжусь. У нас во «Времечке» было несколько отвратительных звонков на эфир с обычными призывами: бей жидов, спасай Россию. И один сумасшедший стал орать: «Ну, понятно, Дима Быков — еврей с русской фамилией. А что Поплавская — блондинка с голубыми глазами — думаешь, никто не знает, что ты жидовская морда?!..» На что я очень спокойно в прямом эфире сказала: «Да, да, и очень горжусь этой кровью. Может, именно потому, что она во мне присутствует, Г-сподь Б-г не обидел меня мозгами и талантом».  ПОПЛАВСКАЯ  ЯНА

Добрый, неповторимый еврейский акцент я безошибочно и с большим удовольствием улавливаю.   ПРОКОФЬЕВ  СЕРГЕЙ

Само собой, как любой хороший еврейский мальчик, я должен был заниматься музыкой. Но кроме этого, и мама, и бабушка видели, что есть во мне что-то такое ненормальное, что требовало воплощения. Они поняли, что если не отдадут меня в музыкальную школу, я перебью все, что есть в доме: столы, холодильник, посуду. Я стучал ложками по всему, что издавало хоть какой-нибудь звук… Любители джаза говорят: если исполнитель не негр, то он точно еврей. Экспрессия, присущая еврейскому народу, и в джазе присутствует. Динамика, энергия: да, много общего!  ПТАШКА ЛЕОНИД

Эпоха Аркадия Райкина Будучи домашним деспотом, дед пытался и детей, и внуков своих наставить на путь ветхозаветных истин. По его настоянию меня даже пробовали отдать учиться в частную еврейскую школу. По праздникам отец ходил в синагогу, соблюдая традицию, но не так истово, как дед, и нас, детей, не неволил. Иногда я сопровождал его (мама редко ходила в синагогу). Помню кантора, который очень старался показать, что у него сильный голос. Но я совсем не понимал, о чем он поет, и скучал.  РАЙКИН  АРКАДИЙ

Хотя антисемитизм как таковой я наблюдал в достаточно разнообразных формах и проявлениях, он никогда не быт адресован мне. Думаю, потому, что я всегда был как бы вне национальности: я был сыном великого артиста… Я крестился в православие. Я человек по сути русский – по культуре, языку, менталитету. Потому – православие. Национальность и вероисповедание – разные вещи, правда? Я ощутил потребность к этому приходу, сознательно, уже совсем взрослым, я решил определиться в этом вопросе.  РАЙКИН  КОНСТАНТИН

В нашей семье всё время говорили на идиш.  Я этого даже немного стеснялся, особенно когда ко мне приходили гости. Бабушка с дедушкой часто ругались на идиш (смеется)… Бабушка гениально готовила. В отличие от многих, кто только и умеет что переводить продукты, она могла из ничего сделать все. Готовила цимес, гефилте фиш, выпечку. Все было очень вкусно, хотя жили мы очень бедно…Неприязнь ощущалась только со стороны конкурентов. У таких великих мастеров, как Френкель, Фельцман, Утесов, не было национальности. Взять, к примеру, того же Хазанова или Жванецкого. Разве для них это имеет значение?  Это то же самое, что судить по национальности, скажем, врачей. Какая разница, кто он по национальности. Главное — это профессионализм и талант врача.  РЕЗНИК  ИЛЬЯ

Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем…Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств – восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев.  РОЗЕНБАУМ   АЛЕКСАНДР

 Не мною замечено, что ”еврейский вопрос” будет существовать до тех пор, пока будет жить хотя бы один еврей на этом свете. Конечно, в России еврейские общины получили сейчас новые возможности. Действуют синагоги, есть еврейская национальная духовная жизнь, университет, издаются замечательные книги.Я могу поставить на сцене театра ”У Никитских ворот” Исаака Башевиса-Зингера, или ”Гамбринус”. Здесь явное достижение демократии и нового времени, об этом мы мечтали и долго к этому шли. Из уст политических деятелей мы слышим самые серьёзные слова, осуждающие ксенофобию, человеконенавистничество, антисемитизм. Грех, вроде бы, жаловаться. Но вместе с тем, у нас процветают доморощенные фашисты, которых никто не одёргивает. РОЗОВСКИЙ  МАРК

                                                                                                                            Окончание следует

 Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

 

 

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

4 thoughts on “Деятели искусств, артисты, спортсмены о евреях, антисемитах и антисемитизме. ч.2

  1. О бедном еврее замолвите слова. Хватит здесь плакаться, что евреев везде прижимают, бред да и только. Это быстрей наоборот, если ты не еврей никуда не пробьешся. Школа — учителя евреи, завуч-Шапран(баба), на работе -начальство одни евреи, профсоюз-евреи, парт.организация они же. евреи, евреи кругом одни евреи. Иногда начинаешь сомневаться, а не еврей ли Я сам? И МНЕ становится страшно!

    1. Бедные антисемиты, в каком вечном страхе вы живете, а вдруг- еврей …
      Так это вас надо жалеть,

  2. Я в 30 лет понял.что я еврей.))

    1. «Бедный» Евгений !
      Я понял, КТО я такой, года примерно в 4 от роду.
      Вернее мне ОБЪЯСНИЛИ …
      А потом, всю жизнь НАПОМИНАЛИ, чтоб не забыл.
      Иногда приходилось «огрызаться «, чтобы не очень настойчиво «напоминали».
      Слава Б-гу, при этом все остались живы : и я, и они (напоминавшие).
      Такая вот, весёлая жизнь у нас, евреев.
      Поэтому и с юмором у нас всё хорошо.

Comments are closed.