Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Какие причины заставляют его ощущать себя глубоко несчастным? Попытаемся выяснить это, анализируя судьбы наших праотцев…
Современное развитие цивилизации, казалось бы, предоставляет человеку все возможности, чтобы чувствовать себя вполне счастливым. Он располагает всевозможными удобствами. Ни одежда, ни еда для него – не проблема. Но даже самые обеспеченные из нас, если речь заходит о личном счастье, высказывают, как правило, неудовлетворенность своим положением. В чем же тут дело? Чего не хватает человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?
Попытаемся проследить линии жизни наших праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова. И убедимся, что все они перенесли немало страданий.
Аврааму пришлось оставить свой дом, свой родной город, свою страну и отправиться в нелегкое путешествие в неизведанное – к месту, которое было ему не знакомо. Утратив ощущение собственной безопасности, он поселился на землях, обещанных Всевышним ему и его потомкам. И вскоре там начался голод. Казалось, Творец не помогает ему. Голод заставил Авраама спуститься в Египет. И вот в этой чужой стране его разлучают с женой Сарой – ее забирают в дом фараона (Берешит, гл. 12, ст. 15). Вряд ли все эти события можно назвать «счастливым стечением обстоятельств».
Авраам наконец вернулся в Эрец Исраэль. И здесь его ожидало немало огорчений. Прежде всего, он страдал от того, что у них с Сарой не было детей. Но вот Агарь, служанка Сары, родила Аврааму сына. А некоторое время спустя Сара родила Ицхака. И потребовала, чтобы Авраам выгнал Агарь с ее сыном Ишмаэлем из дому. Авраам сделал так, как велела ему Сара, испытывая при этом душевные муки.
Потом – война. Собрав немногочисленный отряд своих воспитанников, Авраам отправился выручать своего племянника Лота, который вместе с другими жителями разрушенного врагами города Седома был захвачен в плен. Авраам оказался в трудной ситуации: его отряд вступил в бой со значительно превосходящими по численности силами противника.
А теперь попробуйте представить себе, какое душевное потрясение испытал Авраам, когда Всевышний велел ему сделать его единственного и любимого сына Ицхака «объектом» приношения…
Вспомним, что у Ицхака и его жены Ривки было двое детей: Яаков и Эсав. Яаков был праведником, но Эсав оказался человеком внутренне безнравственным и порочным. Когда Яаков вместо Эсава получил отцовское благословение, Эсав собирался убить собственного брата. И Ривке пришлось отправить Яакова к своему брату Лавану.
Мы видим, что и у Ицхака было множество семейных проблем. А со временем он еще и ослеп. Так что, согласитесь, у Ицкаха были весьма веские причины, чтобы чувствовать себя несчастным.
В своей жизни наш праотец Яаков тоже испытал немало трудностей и разочарований. Семь лет он работал на Лавана, чтобы жениться на его дочери Рахели. Но вот миновали эти семь лет тяжких трудов, и Лаван вознаградил своего племянника обманом, подменив Рахель другой своей дочерью, Леей. Наутро после свадьбы просыпается Яаков и обнаруживает, что женат не на той женщине, которую любил и выбрал в спутницы жизни. И с этим ему пришлось жить до конца дней.
Мы еще не упомянули о страшной трагедии, о несчастье, которое постигло Яакова – он потерял любимого сына Йосефа. Представленные ему факты свидетельствовали, что Йосеф погиб, и долгие годы Яаков безутешно оплакивал его смерть.
Естественным образом напрашивается вопрос: почему так страдали наши праотцы – эти великие праведники? И тут же, вслед первому, рождается другой вопрос: если уж такие праведники, как Авраам, Ицхак и Яаков, достигшие духовной гармонии в отношениях с Творцом, не имели простого житейского счастья, кто мы такие, чтобы Всевышний одаривал счастьем нас?
Всевышний может все, и если бы Он захотел… Нам остается лишь предположить, что Творец не ставит перед собой задачу – одарить людей счастьем. Ведь это Он ставит нас, людей, в ситуации, в результате которых на нас наваливаются неприятности и беды.
Однако, похоже, между нами и нашими праотцами есть существенная разница. И состоит она в том, что Авраам, Ицхак и Яаков, в отличие от нас, с достоинством принимали посланные им Всевышним беды и испытания. Возможно, они воспринимали саму жизнь иначе? Беды и неприятности были для них «необходимой составной частью» человеческого существования. Как дождь, например, или – холод зимой. Они понимали, что людской жизненный опыт, накапливаемый нами в этом мире, должен включать в себя преодоление трудностей и испытаний.
Попробуем разобраться, что такое счастье. Ведь без правильного понимания этого мы не можем начать путь к его достижению.
Прежде всего, уясним, что счастье не эквивалентно радости. Радость – это эмоциональное состояние, которое приподнимает нас над скучной и унылой земной действительностью. Настоящая радость – состояние достаточно редкое. Человек может испытывать это чувство, если он, например, тяжело трудился и, наконец, достиг желаемых результатов. Или, допустим, он решил сложную проблему, или – приобрел то, о чем давно и страстно мечтал.
Обобщая сказанное, констатируем, что, стремясь к какой-либо «обыденной» цели и достигнув желаемого, человек может испытать чувство восторга и бурной радости. Однако ощущения эти – кратковременны. Минуты триумфа быстро проходят, и человек возвращается в свое прежнее состояние.
Но если счастье – не радость, что же это?
Счастье – это состояние, когда человек в мире с самим собой, доволен занимаемым на социальной лестнице положением и тем, что имеет. Счастливый человек обязательно испытывает чувство удовлетворения от того, кем он стал в этой жизни и чего он достиг. Счастливый человек без сожаления принимает и то, кем он не стал в жизни и чего так и не достиг. Счастливого человека не мучают сомнения по поводу сделанного им жизненного выбора. Он не скажет себе: если бы я женился на другой женщине, моя жизнь сложилась бы удачнее. Или: если бы я вовремя сделал то-то и то-то, у меня сейчас было бы много денег…
Наша традиция наставляет: важно, чтобы человек с детства перенимал от родителей истинные ценности – на них, как на фундаменте, строится мировоззрение и верное восприятие окружающего мира.
Нормальная обстановка в семье дает каждому ее члену ощущение безопасности. В хорошей дружной семье человек чувствует поддержку. В нем рождается понимание собственной уникальности. Если семейная атмосфера ухудшается, портятся отношения между родителями или – детьми, и в них исчезает ощущение тепла, возникает общая проблема, которую можно определить как «поиск счастья».
Счастье не равноценно богатству. Тот, кто счастлив, вполне доволен тем, что имеет.
Ави Лазерсон,
Еженедельник «Джуиш Пресс», Нью-Йорк
Перевод с английского