Тимоти Гайтнер — последний из могикан

Сообщение, будто министр финансов Тимоти Гайтнер собрался в отставку, не вызвало особого удивления, но среди экспертов было принято с недоверием.

Никого не удивило, что из администрации президента Обамы уходит очередной аппаратчик — не считая его «временного правительства», за два с половиной года власти 44-го президента США в Белом доме сменилась куча народа. Ушли главный юрист и глава администрации Белого дома. Ушли назначенные Обамой «цари» — нечто среднее между надсмотрщиками и комиссарами — кибербезопасности, экологически чистых работ (green jobs) и автопрома. Ушли начальники отдела Белого дома по связям, сменились советники по энергетике, технологиям и национальной безопасности. Ушел глава Национального центра по борьбе с терроризмом, ушел директор ЦРУ, ушел министр обороны. Команда экономистов президента проводила в отставку начальника бюджетного управления Белого дома Питера Орзага, старших советников-консультантов Кристину Ромер, Остана Гулсби и Ларри Саммерса… Правда, кабинет Обамы пока держался — за исключением главы Пентагона Гейтса, все министры, включая Тима Гайтнера, работают с первых дней его власти. И вот настал час разговоров об отставке министра финансов.
Возможно, Гайтнер и подумывает об этом, отметили на прошлой неделе вашингтонские корреспонденты агентства Reuter, но у президента Обамы есть все основания уговорить его передумать. С учетом жарких межпартийных боев в Конгрессе новая кандидатура, которая требует утверждения в Сенате, наверняка попадет под огонь республиканцев. К тому же смена такой важной лошади, как министр финансов, на переправе через экономической кризис может произвести плохое впечатление на избирателей, которые и так недовольны президентом и его экономической политикой.
В случае если Гайтнер все же решит уйти, перед Обамой встанет трудная задача подыскать кандидата, способного угодить и вашим и нашим. Как выразился Ларри Сабато, директор Центра политологии при Университете штата Вирджиния, у такого кандидата «не может быть души, почерневшей от грехов Уолл-стрит, но он и не может быть лошадкой демократов». Найти такого в принципе можно, но ведь нужно, чтобы он также был толковым финансистом!
По мнению профессора Уильяма Клайна из вашингтонского Института международной экономики имени Питера Питерсона, «мы еще не выбрались из финансового кризиса полностью, и по этой причине в Министерстве финансов нужен тот, кто полностью разбирается во всех проблемах кризиса». Именно таким сегодня видят Тимоти Гайтнера, которому еще нет пятидесяти, бывшего главу нью-йоркского отделения Госбанка США, сына финансиста и пианистки, внука советника президента Эйзенхауэра.
Гайтнер пришел в команду Обамы в начале 2009 года, когда кризис давал о себе знать уже пару лет, и сегодня его можно считать последним и самым стойким финансистом в администрации президента. Его решение уйти тогда, когда враждующие законодатели договорились приподнять планку государственного долга в 14,3 трлн долларов, означал бы нечто большее, чем желание проводить больше времени с семьей — стандартную отговорку при уходе от власти.
Гайтнер предупреждал, что во избежание дефолта планку госдолга нужно приподнять до 2 августа, но республиканцы ставили условием сокращение бюджетных расходов, и план Гайтнера висел на волоске, но не сорвался. Возглавляя нью-йоркский банк Федерального резерва в начале кризиса, он следит за его ходом и честно анализирует его развитие, не выдувая перед президентом радужных мыльных пузырей. Он позарез нужен Бараку Обаме, перевыборы которого в ноябре 2012 года будут во многом зависеть не столько от состояния экономики, уровня безработицы и дефицита бюджета, улучшить которые, скорее всего, ему не удастся, сколько от трезвых и понятных рецептов оздоровления. Любой, кто придет на смену Гайтнеру, при утверждении его кандидатуры в Сенате попадет там на суд не над ним, а над курсом администрации Барака Обамы, а перед выборами это совсем не нужно демократам. По мнению аналитика вашингтонской Фондовой биржи Этана Сигала, республиканцы не упустят такой возможности.
Но если Гайтнер все же решит уйти, его сменщику волей-неволей придется стать не только финансистом, но и политиком, готовым наводить мосты между законодателями, враждующими на идеологической основе. Уже процитированный Ларри Сабато считает, что Обама может подыскать в министры финансов не обязательно демократа, а умеренного республиканца, как он сделал это, оставив Билла Гейтса во главе Пентагона.
Ходят разговоры, что нашим следующим министром финансов может стать трижды нью-йоркский мэр Майкл Блумберг, партийные приверженности которого определяются оппортунизмом, а деловые качества доказаны личным состоянием в 18 млрд долларов. Говорят, что Обама предложит этот пост главному управляющему банком JPMorgan Chase Джейми Димону, хотя тот уже заявил, что его эта перспектива не привлекает.
Профессор Клайн не уверен, что Обаме удастся найти на пост министра финансов республиканца, согласного, что нужно повышать налоги. По мнению одного помощника сенатора-республиканца, ставленника Обамы утвердят, если он вызовет доверие и не окажется откровенным леваком. Если президент найдет нормального кандидата, сказал этот помощник в интервью агентству Reuter, это «настроит сенаторов на длительное обсуждение проблем экономики, но если он начнет доказывать преимущества повышения налогов и увеличения расходов, ему не поздоровится». Для утверждения в Сенате креатуре президента необходимо получить 60 голосов из 100, а сегодня там 51 демократ, 47 республиканцев и два независимых.
А Барак Обама гнет свое, родное, полагая, что поверившие ему в ноябре 2008 года донесут эту веру до ноября 2012-го. На недавней пресс-конференции он изложил свою стратегию борьбы с республиканцами за высоту потолка нашего государственного долга. Стратегия президента была проста, как грабли, а вернее, как вилы с тремя зубьями: «Богатые против бедных»; «“Мы” против “них”» и «Те, кто за детей, чистоту продуктов питания, исследования в области медицины, а также за щенков и яблочные пироги, против тех, которым все это не нравится». Владимир Ленин назвал бы это «детской болезнью левизны», а редактор National Journal Group Рон Фурнье обозначил, как «дети против корпораций с личными самолетами». В мировосприятии Барка Обамы первыми считаются демократы, а вторыми — республиканцы. Это четкое разделение однозначно ставит республиканцев в проигрышное положение защиты, но вряд ли убедит их сменить убеждение, что нынешний президент — сторонник растраты бюджетных денег за счет роста налогов.
Пресс-конференция в конце июня была первой с марта, и на ней Обама заявил, что милосердные демократы в частных беседах с оппозицией соглашаются пойти на компромисс и в ущерб народу сократить бюджетные расходы на миллиарды долларов, но жестоковыйные республиканцы на компромисс не идут, отказываясь в свою очередь отменить налоговые льготы для «корпораций с личными самолетами» и богатеющих на кризисе нефтяных компаний. Если так и пойдет, сказал Барак Обама, все кончится сделкой, которая нарушит баланс, подняв потолок национального долга меньше желательного и вынудив правительство сократить расходы больше необходимого. «Если нет доходов от налогов, — популярно разъяснил президент журналистам, — значит, нет стипендий для учебы в колледжах множества детей. Значит, под угрозой работа Национальной метеорологической службы. Значит, не хватит денег на важные медицинские исследования. Значит, под угрозой работа инспекторов пищевых продуктов. Я сказал лидерам республиканцев: “Обратитесь к своим избирателям и спросите, согласны ли они поставить под угрозу безопасность своих детей в угоду налоговым льготам какому-нибудь владельцу личного самолета корпорации?”» Это определение богача так понравилось президенту, что перед ответом на следующий вопрос он повторил его еще три раза. Это я к тому, что молоть языком — одно, а выбрать подходящего кандидата на пост министра финансов — другое.
За минувший «длинный уикенд» Тимоти Гайтнер дал несколько телеинтервью, подтвердив, что останется на своем посту в «обозримом будущем», но избегая прямых ответов на прямые вопросы о ближайших планах. Похоже, что Бараку Обаме удается убедить его дотянуть до выборов, но для этого президенту явно понадобились аргументы серьезнее детских рассуждений о «Нас и них».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора