В иудаизме есть важное правило «Маасэ Авот — Симан ле Баним». Постараемся перевести его наиболее понятно. Маасэ Авот — это деяния праотцов, имеется в виду описания в Торе и Танахе событий и поступков из жизни праотцов, мудрецов, вождей и царей. Ле Баним — для сыновей, то есть для нас с вами. Слово «симан» тяжело перевести в данном контексте одним словом. Можно понять «симан» как подсказку, ключ, намек и даже инструкцию.
В целом получается следующее. Когда мы изучаем на глубинном уровне истории Танаха, мы можем увидеть параллели с нашей жизнью. При этом происходят два процесса. Частично идет речь о уже произошедших событиях, которые вписываются в схему маасэ Авот. И тогда мы можем интерпретировать то, что с нами уже произошло, с позиции Торы. Второй аспект — мы можем увидеть, как развивалась история в Танахе и использовать это как инструкцию для себя — для планирования перспектив.
Текст Танаха — это сформулированные Вс-вышним «закодированные» схемы развития духовной жизни человека и человечества.
Одной из наиболее загадочных концепций Торы является идея Машиаха. Она указывает нам на «финальный» этап истории евреев и человечества. Одним из ключей к ней является описание еврейских царей.
Недавно Пинхас Полонский предложил важную идею (machanaim.livejournal.com/490121.html) — рассматривать Машиахальный процесс как три стадии, согласно тому, что у нас в начале истории было три ключевых царя — Шауль (Саул), Давид и Шломо (Соломон). Правильный разбор историй жизни этих царей даст нам многие разгадки и поставит новые цели, связанные с современным Израилем и еврейской миссией.
Первый царь — Шауль — был прагматиком, который больше интересовался обороной и экономикой, был не всегда в ладах со Вс-вышним. Тем не менее он консолидировал народ. Фигура Шауля является ключом к пониманию начального этапа становления Израиля. Это светский сионизм, занимающийся материальными аспектами государства и дистанцирующийся от религиозных ценностей.
Важно понимать, что его сменяет царь Давид — это говорит о втором этапе развития. Важнейшей задачей царя Давида было национальное возрождение. Это задача перехода от чисто прагматических подходов к нахождению духовного наполнения пребывания евреев в Израиле. Фигура царя Давида ставит нам целью построение национального государства, которое будет ценить свою близость со
Вс-вышним и беречь национальный дом. Давид был выдающимся воином, который заставил весь мир уважать сильный Израиль.
П. Полонский заметил еще один интересный «симан». Известно, что царь Давид был рыжеволосым. Современные поселенцы стали активно использовать оранжевый цвет (вариация рыжего) в своей символике.
Царь Давид был не только воином, но и автором Псалмов, в которых он выразил идеи близости человека и Б-га в самых разных обстоятельствах — от радостных до грустных. Подобная связь со Вс-вышним должна стать сутью национального возрождения.
Но самое интересное — это переход от второго этапа (который постепенно набирает силу) к третьему, который должен стать целью существования евреев и Израиля.
Третьим царем был царь Шломо. Он полностью «ушел» от военных способов решения проблем (которыми славился Давид). Главная роль Шломо была «универсалистская»: Израиль — для народов мира. Царь Шломо построил Храм, в который приходили все народы мира. История его женитьбы на дочерях царей разных стран объясняется на языке Каббалы. Образ женского начала (нуква) — обозначает принятие, мужчина — давание. На глубинном языке женитьба Шломо на принцессах обозначала, что Шломо стремился создать канал духовной мудрости от евреев к элите народов мира. Его имя — Шломо — обозначает «мир». Его главное качество — мудрость.
Вс-вышний с помощью историй из Танаха указал нам направление правильного развития. Сначала мы должны перейти от чисто материальных аспектов выживания к идее национального возрождения. Но главная миссия еврейского народа — принести всем народам мира мудрость. Такой подход установит мир между народами. И в центре такого мира будет связь всего человечества со Вс-вышним, которую символизировал Храм в Иерусалиме, построенный Шломо.
Тогда Иерусалим станет духовным центром всего цивилизованного мира и между евреями и народами мира установится взаимное уважение и сотрудничество.