В прошлых материалах мы писали о подходе рава Кука к иудаизму. Суть его была в том, что иудаизм может быть обогащен «откошерованными» подходами из других духовных систем. Особенно это было важно, когда множество евреев убегало в другие системы, видя в них что-то, чего им не хватало в иудаизме. Создав у себя кошерную версию нового ресурса, мы сможем вернуть в иудаизм этих людей, которые увидят свои «любимые» подходы в еврейской системе.
Сегодня мы затронем одно из самых популярных увлечений современного еврейства — увлечение буддистским опытом. В Америке появился термин JuBu — Jewish Buddhist — евреи, увлеченные буддизмом. Множество евреев отправлялось путешествовать за знаниями в далекую Азию. В Европе и Америке есть немало буддистских центров, в которые приходит много евреев. Евреи нашли множество интересных подходов, предлагаемых буддизмом, которые они не могли разглядеть в иудаизме.
Рассмотрим сегодня один из ключевых моментов. Очень популярным в мире JuBu является освоение медитативных практик. В чем суть медитации?
Обычный человек очень мало понимает, как работает его сознание. Когда человек, например, начинает размышлять о сложной проблеме, его ум не всегда подчиняется своему «хозяину». Наше внимание начинает блуждать, притягивать к себе разные отвлекающие мысли.
Особенно это актуально в современном мире. Используется понятие multi-tasking (многозадачность), описывающее, в частности, попытку нашего сознания одновременно обрабатывать разные процессы. Иногда multitasking — ценное качество. Например, многодетная еврейская мать часто работает в подобном режиме, когда надо следить одновременно за множеством детей и процессов в доме. Но multitasking бывает и негативным, когда человек во время молитвы пытается обдумать какую-то постороннюю проблему. Для проблемы, может быть, это и хорошо, но молитва от этого будет страдать. Также негативный multitasking был привнесен мобильной связью, когда человек стал (не всегда с пользой для себя) одновременно реагировать на мир вокруг него и на мир, приходящий к нему через экран телефона.
Одна из проблем multitasking — это отсутствие у человека умения осознавать свои процессы. Когда человека отвлекает какая-то посторонняя сила, человек может пойти «на поводу» у этой силы. Это, кстати, один из видов «рабства» — когда вниманием человека командует не он сам, а внешний процесс. В современном мире этим активно пользуется реклама, пытающаяся навязаться нам.
Буддистские медитации содержат в себе практические техники, позволяющие научиться управлять своим вниманием и становиться более осознанным хозяином нашего внутреннего мира. Именно поэтому так много евреев увлечено ими.
Наша задача, следуя заветам рава Кука, изучить основные конструктивные идеи, с помощью которых буддисты осваивают управление своим вниманием. Далее мы должны откошеровать эти идеи. После этого мы можем наиболее эффективные идеи использовать в рамках иудаизма.
Приведем два наиболее важных аспекта пользы от медитативных идей в еврейской традиции. Первое — процесс молитвы. Всем нам особенно важно настроить внимание на общение с Вс-вышним и оградить себя от вторгающихся отвлекающих мыслей. Второе — Шаббат. Важная цель Шаббата — создание «острова покоя», отдаление от будничной суеты, причем не только в действиях, но и мыслях. Занятие медитациями в Шаббат — один из наиболее ценных способов обогащения Шаббата.
С другой стороны, в самом буддизме нет понятия Б-га, и когда евреи уходят в буддизм, они приобретают опыт медитации, но взамен получают картину мира без Б-га.
Правильно применив медитации по отношению к Вс-вышнему, мы получим уникальное сочетание двух важнейших аспектов духовной жизни. Этому посвящена часть книг Арье Бродкина. Кстати, в ХАБАДе подобные практики называются итбоненут, а в Брацлавском хасидизме — итбодедут, но об этом — в следующих материалах.
Использование медитативных подходов по отношению к понятиям Б-г, душа, шаббат, свобода выбора, к благословениям перед едой и многому другому решит две задачи. С одной стороны, повысит эффективность работы с еврейскими понятиями, а с другой стороны, даст медитации задачи «Высшего духовного уровня», которые принесут много радости ищущим еврейским душам, вернув JuBu в еврейское «лоно».